Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базофильный гранулоцит; 2 — ацидофильный гранулоцит; 3 — сегментоядерный нейтрофильный гранулоцит; 4 — эритроцит; 5 — моноцит; 6 — тромбоциты; 7 — лимфоцит

Административное право Республики Казахстан — это система общеобязательных административно-правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно-властным критерием правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного права.

Рис.15. Совместная работа двух насосов, включенных последовательно

ВОПРОС 4. РАБОТА НАСОСА НА СЕТЬ

Рис.11.Частная характеристика центробежного насоса

Рис.10. К выводу основного уравнения центробежных насосов

ВОПРОС 3. Характеристики центробежных насосов

ВОПРОС №2 Конструкции динамических насосов

ВОПРОС №1 Классификация динамических насосов

Литература

1. Процессы и аппараты пищевых производств. Учебник для вузов в 2 книгах/ [А.Н. Острикова и др.]; под ред. А.Н. Острикова.

2. Г.Д. Кавецкий, В.П. Касьяненко «Процессы и аппараты пищевой технологии».- М., КолосС, 2008.-591 с.: ил.

План лекции:

1. Классификация динамических насосов.

2. Конструкции динамических насосов.

3. Характеристики центробежных насосов.

4. Работа насоса на сеть.

 

Контрольные вопросы:

1. Как классифицируется динамичные насосы?

2. Каков принцип действия центробежных насосов?

3. Какой принцип действия вихревых насосов?

4. Что такое характеристика насоса? Какие сведения она предоставляет?

5. Каким образом и с какой целью насосы работают совместно?

 

Насосом называется гидравлическая машина, передающая энергию электродвигателя протекающей через нее жидкости. Энергия жидкости на входе в насос меньше, чем на выходе.

Все насосы по принципу действия делятся на два основных вида: динамические и объемные: (рис.1.)

 

Рис.1. Классификация насосов

 

Динамическими называются насосы, в которых жидкость перемещается под силовым воздействием в камере, постоянно сообщающейся со входом и выходом насоса.

 

Динамические насосы. По виду сил, действующих на жидкость, динамичес­кие насосы делят на лопастные насосы и насосы трения. Силами, действующими на жидкость, являются: в лопастных насосах — возникающие при обте­кании лопастей (лопаток) рабочих колес, а в насосах трения — силы трения.

По направлению движения жидкости в рабочем колесе насоса лопастные насосы делят на центробежные и осевые. В первых жидкость перемещается через рабочее колесо от центра к периферии, а во вторых — в направлении оси вращения колеса.

По тому же признаку насосы трения делят на:

♦ вихревые, в которых жидкость перемещается по периферии рабочего колеса в окружном направлении;

♦ дисковые, в которых жидкость перемещается от центра рабочего коле­са, не имеющего лопаток, к периферии;

♦ червячные, в которых жидкость перемещается по винтовым каналам вдоль оси вращения винта.

Две последних разновидности насосов применяются в качестве масляных насосов систем смазки некоторых двигателей и других машин.

Поскольку около 90 % динамических насосов, используемых в различ­ных отраслях пищевой промышленности, являются центробежными, рас­смотрим принцип их действия.

Проточная часть центробежного насоса (рис.1) состоит из рабочего колеса 1, спирального отвода 2 и входного патрубка 3. Рабочее колесо обычно состоит из двух дисков, один из которых насажен на вал, а второй скреплен с первым лопатками и имеет входное отверстие. В некоторых конс­трукциях второй диск отсутствует (открытое колесо).

 

Рис.1. Принципиальная схема центробежного насоса:

1-рабочее колесо; 2-спиральный отвод; 3- входной патрубок; 4-диффузор

 

Принцип действия центробежного насоса заключается в силовом воздейс­твии лопаток вращающегося колеса на жидкость, протекающую через межло­паточные каналы. В результате этого воздействия жидкость непрерывно отбрасывается в спиральный отвод с увеличенной скоростью и повышенным давлением. Спиральный отвод имеет улиткообразную форму и предназначен для того, чтобы уловить уходящую из колеса жидкость и частично преобра­зовать ее кинетическую энергию в энергию давления. Дальнейшее преобра­зование кинетической энергии происходит в диффузоре 4, который часто ус­танавливают на выходе из насоса.

Если при наполненных жидкостью корпусе и всасывающем трубопроводе привести во вращение рабочее колесо, то жидкость, находящаяся в каналах рабочего колеса (между его лопастями), под действием центробежной силы будет отбрасываться от центра колеса к периферии. В результате этого в цен­тральной части колеса создается разрежение, а на периферии — повышенное давление. Под действием этого давления жидкость из насоса поступает в напорный трубопровод, одновременно через всасывающий трубопровод под действием разрежения жидкость поступает в насос. Таким образом осущест­вляется непрерывная подача жидкости центробежным насосом.

Центробежные насосы могут быть не толь­ко одноступенчатыми (с одним рабочим коле­ям — рис. 2), но и многоступенчатыми (с несколькими рабочими колесами). При этом принцип их действия во всех случаях остает­ся одним и тем же: жидкость перемещается под действием центробежной силы, развивае­мой вращающимся рабочим колесом.

 

Рис.2. Центробежный насос:

1-рабочее колесо; 2-корпус; 3-камера всасывания; 4-нагнетательный патрубок; 5-сальник.

 

Для уплотнения вала насоса в корпусе с целью предотвращения утечек перекачивае­мой жидкости устанавливается сальник 5, конструкция которого определяется давлени­ем в насосе, частотой вращения вала рабочего колеса насоса, видом перекачиваемой жид­кости (агрессивность, содержание твердых примесей, температура и т. п.).

Центробежные насосы классифицируют по ряду признаков.

По количеству колес:

♦ одноколесные насосы. Напор, создаваемый таким насосом, зависит от частоты вращения колеса, которая ограничивается его прочностью;

♦ многоколесные (многоступенчатые) насосы, состоящие из нескольких рабочих колес, вращающихся на общем валу в общем корпусе. В этом насосе жидкость проходит последовательно через все колеса. Подача многоколес­ного насоса такая же как одноступенчатого насоса с колесом таких же раз­меров и при тех же оборотах. Но напор многоступенчатого насоса равен сум­ме напоров, развиваемых каждым колесом в отдельности. Число колес достигает иногда двенадцати. Дальнейшее увеличение их числа нежела­тельно из-за значительного прогиба вала и биения при вращении. Теперь есть многоступенчатые насосы, создающие напор более 4000 м.

По создаваемому напору: низконапорные, развивающие напор до 20 м; средненапорные, от 20 до 60 м; высоконапорные, свыше 60 м.

По расположению входа в насос: с боковым входом; с осевым входом; с Двусторонним входом — колесо такого насоса представляет собой как бы сло­женные тыльными сторонами два колеса с боковым входом (жидкость входит в колесо с двух сторон, благодаря чему увеличивается подача насоса).

По расположению оси вращения рабочих органов: горизонтальные (на­иболее распространенные); вертикальные.

По виду разъема корпуса: с осевым разъемом (разъем корпуса происхо­дит в плоскости от рабочего колеса); с торцевым разъемом (разъем происхо­дит в плоскости, перпендикулярной оси рабочего колеса).

По способу соединения с двигателем: приводные, соединенные с двигате­лем ременной передачей или редуктором; соединенные непосредственно с двигателем при помощи муфты; моноблок-насосы. Рабочее колесо установ­лено на одном валу с электродвигателем.

По назначению и роду перекачиваемой жидкости: для чистой воды; канали­зационные; производственно-технические (для перекачивания нефти, кислот, горячей и шахтной воды); землесосы и песковые насосы; шлаковые и др.

Конструкции насосов отличаются друг от друга в зависимости от назна­чения.

К вихревым относятся насосы, в которых поток жидкости создается за счет сил трения или инерции (рис. 3).

 

Рис.3. Вихревой насос:

1- корпус; 2-рабочее колесо; 3-входной патрубок; 4-выходной патрубок

Жидкость захватывается лопатками рабо­чего колеса 2 у входного патрубка 3 в кольце­вой канал между рабочим колесом и корпу­сом 1, попадает в межлопаточную полость рабочего колеса 2 и затем вновь выбрасывает­ся в кольцевой канал.

Таким образом, при прохождении межло­паточных полостей колеса на пути от входа 3 к выходу 4 жидкость многократно получает приращение энергии. В силу этого при одном и том же диаметре рабочего колеса вихревые насосы развивают напор в 2...4 раза больше, чем центробежные. Благодаря этому вихре­вые насосы имеют меньшие габаритные раз­меры и массу по сравнению с центробежными насосами тех же рабочих параметров.

Важным преимуществом вихревых насо­сов является и то, что они обладают самовса­сывающей способностью, что намного упрощает их эксплуатацию. Одним из направлений совершенствования вихревых насосов является также разра­ботка мер по регулированию параметров их работы.

Вихревой регулирующий насос (рис. 4) содержит корпус 1 с отсекате-лем 5 и рабочим каналом 4, который перекрывается регулируемой заслон­кой 2, имеющей П-образную форму, и лопаточное рабочее колесо 3, располо­женное в корпусе. Заслонка установлена с возможностью радиального перемещения. При работе насоса рабочая среда перемещается рабочим коле­сом по каналу от входа к выходу. Посредством радиального перемещения за­слонки часть рабочего канала выключается из работы, обеспечивая большее или меньшее значение напора и подачи с соответствующим изменением пот­ребляемой мощности.

 

Рис.4. Вихревой регулирующий насос:

1-корпус; 2-заслонка4 3-рабочее колесо; 4-рабочий канал; 5-отсекатель

 

Для гидротранспортирования сред с содержанием твердых и эластичных кусков материала весьма перспективно применение свободно-вихревых на­сосов. Отличительной особенностью насосов этого типа является то, что по­луоткрытое рабочее колесо, располагающееся в нише задней стенки корпу-са, образует с передней внутренней поверхностью корпуса свободную камеру. В результате этого при вращении рабочего колеса воздействию ло­пастей подвергается не весь поток, а только 15...20 %. Эта часть потока (цир­куляционный поток) воздействует на основной, который проходит через свободную камеру, за счет вихревого энергообмена и проявления сил вязкос­тного трения. Основной поток жидкости проходит через свободную камеру, минуя вращающееся рабочее колесо. Поэтому насос имеет малую засоряе-мость, удобен для мойки и стерилизации.

Эффективность работы свободно-вихревого насоса улучшается, если рабочее колесо снабже­но предохранительным элементом, отделяющим от него поток. В этом случае жидкая среда попа­дает на вращающееся рабочее колесо отфильтро­ванной, в результате чего исключается его по­ломка и уменьшается абразивный износ. Конструктивно предохранительные устройства могут быть решетчатыми, сетчатыми, установ­ленными на самом рабочем колесе или непод­вижно соединенными с корпусом.

Свободно-вихревой насос (рис. 5) с коничес­кой предохранительной решеткой 2 обеспечива­ет самоочищение решетки и повышает устойчи­вость работы насоса. Вследствие разности диаметров диска и колеса образуется щель 4, служащая каналом выхода жидкости в свободную камеру. Крупные включения твердых тел, содержащиеся в жидкости, задерживаются на решетке и отбрасываются центробежными силами в основной поток.

 

Рис.5. Схема свободного вихревого насоса с конической предохранительной решеткой:

1- корпус; 2-коническая предохранительная решетка; 3-отверстия4 4-щель; 5-циркулирующий поток; 6-основной поток

 

Для трубопроводного транспортирования кус­ковых эластичных материалов можно использо­вать динамический насос трения шнекового типа КРК (фирма АМАГ, Германия, (рис. 6).

 

Рис.6. Схема динамического насоса трения КРК:

1-корпус; 2-лопасть; 3-камера всасывания; 4-камера нагнетания

 

В насосах этого типа продукт с жидкостью поступивший в камеру всасывания 3, подхваты­вается вращающейся лопастью, имеющей вид су­жающегося шнека (спирали), и за счет силы тре­ния перемещаемая среда скользит по наружной поверхности лопасти и внутренней поверхности корпуса 1, направляясь в камеру нагнетания 4. Насос развивает напор до 30 м, имеет подачу до 140 • 10-3 м3/с.

 

Рис.7. Одношнековый насос:

1- корпус; 2-шнек; 3-штуцер

 

Для перемещения пастообразных сред широко применяются шнековые вытеснители (рис. 7). В этом насосе шнек 2 имеет левую и правую на­вивку. Корпус 1 насоса герметичен и имеет шту­цер 3 для присоединения к вакуум-насосу. При входе в горловину насоса продукт вакуумируется и, захваченный шнеком, перемещается от цент­ра влево. Затем входит в полую трубу шнека, перемещается к выходным отверстиям, второй раз вакуумируется и напорным винтом подается в нагнетательный трубопровод. Такая конструкция насоса позволяет осу­ществить высокую степень вакуумирования продукта. Обратный пере­пуск продукта из зоны высокого давления в зону низкого давления ми­нимален. Это объясняется тем, что внутренняя поверхность корпуса насоса футеруется фторопластом и винт при вращении выбирает в футе­ровке пазы, соответствующие своему профилю, значительно уменьшая зазоры. Лабиринтными называют насосы со шнеком и обоймой, имеющие нарез-(каналы) противоположного направления (рис.8).

 

Рис.8. Схема лабиринтного насоса:

1-шнек (ротор); 2-обойма корпуса (статор); 3-винтовые каналы; 4-канавки

 

Основными деталями лабиринтных насосов являются шнек (ротор) 1 и обой­ма (статор) 2 корпуса; шнек расположен относительно обоймы с некоторым за­зором. При вращении шнека жидкость получает многократное приращение ки­нетической энергии в канавках 4 ротора и движется по винтовым каналам 3 обоймы от всасывающего патрубка к нагнетательному. Коэффициент полезно­го действия этих насосов невелик — до 0,30...0,35. При малой подаче (2...4 м3/ч) они способны развивать значительные напоры (до 60...80 м).

Детали проточной части лабиринтных насосов изготовляют из материа­лов, стойких к химически активным жидкостям, поэтому они находят при­менение как в химической промышленности, так и в пищевой.

Струйные насосы (гидроэлеваторы или эжекторы) относятся к группе насосов-аппаратов, т. е. насосов, не имеющих движущихся частей. Они действуют по принципу передачи кинетической энергии от потока рабочей жидкости к потоку перекачиваемой жидкости, при этом подача энергии от одного потока к другому происходит непосредственно без промежуточных механизмов (рис. 9).

 

Рис.9. Струйный насос:

1-подвод жидкости; 2-входной конус; 3-сопло; 4-камера смешения; 5-диффузор

 

Струйный насос состоит из подвода рабочей жидкости 1, входного кону­са 2, сопла 3, камеры смешения 4 и диффузора 5. Принцип действия струй­ного насоса основан на использовании уравнения Бернулли, согласно кото­рому сумма удельной потенциальной и кинетической энергии потока во всех его сечениях постоянна. В сопле жидкость приобретает большую ско­рость, кинетическая энергия ее возрастает, а потенциальная, следователь­но, уменьшается. При этом давление снижается и при определенной скоро­сти становится меньше атмосферного, т. е. во всасывающей камере возникает вакуум. Под действием вакуума вода из приемного резервуара по всасывающей трубе поступает во всасывающую камеру и далее в камеру смешения. В камере смешения происходит перемешивание потока рабочей и засасываемой жидкости, при этом рабочая жидкость отдает часть энер­гии жидкости, поступившей из приемного резервуара.

Пройдя камеру смешения, поток поступает в диффузор, где его скорость постепенно уменьшается, а статический напор увеличивается.

 

Теоретическая подача

 

VТ=F2Cr2 =(πD2- z δ) bC2 sinα2 (1)

 

где F2- площадь свободного сечения каналов по внешней окружности рабочего колеса; Cr2 – радиальная составляющая абсолютной скорости жидкости на выходе из рабочего колеса; D2- наружный диаметр колеса; z- число лопаток; δ- толщина лопатки; b-ширина колеса, С2-результирующая составляющая абсолютной скорости на выходе, d2-угол между результирующей и тангенциальной составляющими абсолютной скорости жидкости (рис.10.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами.

К предмету административного права можно отнести отношения: связанные с организацией органов исполнительной власти; возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями; административно-деликтного характера.

Административное право опосредует отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, но далеко не все из них являются административно-правовыми по своей сущностной характеристике.

Метод правового регулирования общественных отношений - совокупность способов, средств, приемов, с помощью которых административное право воздействует на отношения.

Данную совокупность составляют:

а) дозволения— предоставление лицам права на свои собственные активные действия; т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

б) запрещения— требование воздерживаться от совершения действий определенного рода; т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

в) позитивного обязывания— возложение на лиц обязанности к должному поведению.

Под термином «источник административного права» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений. Чтобы считаться источником права, каждая такая форма должна обладать целым рядом признаков:

- содержать одно или несколько правил поведения (норм права), обязательных для исполнения определенной категорией субъектов;

- быть признанной официально государственной властью в качестве таковой; в результате исполнение норм содержащихся в источнике, может быть обеспечено принудительной силой государства;

- быть практически значимой, активно применяться в деятельности субъектов административных правоотношений;

- иметь основания для совершения субъектами административных правоотношений каких-либо юридически значимых действий;

- вписываться в существующую в стране систему права, соответствовать научной правовой доктрине.

Источники административного права — это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права. Административное право является отраслью в системе права Республики Казахстан, оно имеет свою сферу правового регулирования, обладает своими характерными чертами. Соответственно источники административного права имеют свои особенности в отличие от источников в других отраслях права. Они определяются специфическим содержанием отношений, регулируемых административным правом, методом правового регулирования и особенностями субъектов административного права.

В правовой системе Республики Казахстан в качестве источников административного права признаются нормативный правовой акт и договор.

Нормативный акт как источник административного права представляет собой официальный правотворческий акт органов исполнительной власти, содержащий нормы права, обладающий юридической силой, изданный компетентным органом в установленном порядке. На сегодняшний день он является основным средством правового регулирования отношений, складывающихся в сфере управления.

Административные правоотношения имеют жесткую направленность «сверху вниз», так как связаны с исполнительной деятельностью. Для обеспечения ее эффективности необходимо распространение действия правовых норм на возможно большее число субъектов. С другой стороны, для того, чтобы защитить права граждан, необходима четкая регламентация всех действий, совершаемых органами исполнительной власти.

Нормативный акт во всех отношениях отвечает этим двум требованиям. Его использование позволяет определить строгие границы, в пределах которых должна проходить деятельность управляющих органов. В то же время нормативная регламентация действий этих органов в большей степени гарантирует защиту управляемых субъектов от произвола управляющих.

Для нормативного акта как источника административного права характерны следующие черты: официальный порядок принятия; наличие правовых норм; краткость изложения; действие на большой круг субъектов; отражение интересов как управляемых, так и управляющих субъектов.

В Республике Казахстан действует значительное количество нормативных актов, являющихся источниками административного трава:

1. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., занимает исключительное положение среди всех источников права. Конституция представляет собой правовую основу, которая выступает в роли управленческого центра и требует соподчинения всех элементов административного законодательства.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), принятый 30 января 2001 года, являясь средством выработки нормативных обобщений и функциональным фактором структуры самого права, выступает в качестве объединяющего начала в системе административного законодательства. КоАП представляет собой не механическое соединение нормативных актов, а качественную переработку целого комплекса нормативных актов, в результате которой возникают новые институциональные образования, регулирующие различные сферы административных правоотношений.

3. Законы, издаваемые Парламентом или принимаемые в порядке референдума, по своему предмету правового регулирования призваны закреплять основы исполнительно-распорядительной деятельности, определять ее принципы, структуру и компетенцию органов управления.

4. Подзаконные нормативные акты необходимы для урегулирования вопросов, носящих конкретный характер, поскольку действующее законодательство, в том числе и Конституция, не в состоянии разрешить все коллизии. К подзаконным относятся акты: Парламента и его палат (Мажилиса и Сената); издаваемые Президентом; принимаемые органами исполнительной власти.

Нормативный акт наиболее эффективно регламентирует вертикальные правоотношения. Для регулирования горизонтальных правоотношений лучше всего подходит такое средство правового регулирования, как договор. Договор от нормативного акта отличают следующие черты:

1) правила поведения, предусматриваемые договором, обязательны для исполнения только его участниками;

2) договор регулирует отношения, складывающиеся между субъектами, имеющими равные правовые возможности.

Административный договор является юридической формой административных правоотношений. Чтобы быть административным, он должен: 1) опосредовать горизонтальные административные правоотношения; 2) предполагать в качестве обязательного субъекта орган государственного управления; 3) реализовывать исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления; 4) представлять собой соглашение сторон, направленное на достижение результата, предусмотренного правовой нормой, определяющей компетенцию органа управления; 5) выступать в роли юридического факта, в силу которого возникает, изменяется или прекращается административное правоотношение.

2. Административно-правовые нормы являются результатом проявления властной воли законодательных и исполнительных органов государства;

- отражают осознание социальной необходимости в императивном регулировании общественных отношений в сфере исполнительной власти;

- содержат правила должного, правомерно дозволенного поведения, учитывающие юридический приоритет интересов государства;

- имеют официальный и общеобязательный характер, в процессе применения обеспечиваются мерами убеждения и принуждения;

- являются актом административного правотворчества и содержатся в признаваемых государством источниках административного права.

Административно-правовые нормы — это правила должного, правомерно дозволенного поведения, устанавливаемые властными органами государства (законодательными, исполнительными) и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным критериям.

По содержанию различают материальные и процессуальные нормы административного права.

Материальные нормы закрепляют административно-правовой статус граждан, организаций, органов исполнительной власти. Это, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти, права, обязанности, а также ответственность участников регулируемых административным правом отношений.

Под процессуальной нормой понимается установленное, или санкционированное государством правило осуществления организующих отношений в процессе применения материальных норм и издания нормативных актов органами государственного управления.

Процессуальные нормы отличаются от материальных.

а) своим назначением, т. е. если нормы материальные закрепляют административно-правовой статус субъектов, то процессуальные регулируют порядок осуществления прав и обязанностей этими субъектами;

б) они вторичны по отношению к материальным, т. е. существуют постольку, поскольку необходимо урегулировать порядок применения материальных норм;

в) реализуют те материальные нормы административного права, которые требуют применения, а не соблюдения, исполнения;

г) регулируют отношения по применению материальных «норм не только административного, но и других отраслей права.

От процессуальных норм традиционных процессуальных отраслей права процессуальные нормы административного права отличаются многочисленными субъектами, правомочными их устанавливать и применять.

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (дозволительные) административно-правовые нормы.

Обязывающими являются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером могут служить нормы об обязательной регистрации юридических лиц в органах юстиции, о необходимости рассмотрения жалоб граждан органами управления (должностными лицами) в течение определенного срока и т. п. Содержащиеся в обязывающих нормах веления могут быть выражены путем прямых предписаний, как в приведенных примерах, а также посредством определения обязанностей участников административно-правовых отношений, основ компетенции субъектов государственно-управленческой деятельности.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами. Запреты носят общий либо специальный характер. Примером общего запрета является требование не совершать действий, подпадающих под признаки административного правонарушения.

Отличительной чертой уполномочивающих (дозволительных) норм является предоставляемая субъектам административно-правовых отношений возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований определенной нормы. Так, в соответствии со статьей 46 Указа Президента, имеющего силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» Национальный банк в случае нарушения банком второго уровня экономических нормативов вправе применить к нему одну из следующих мер воздействия: а) затребовать письмо-обязательство; б) составить с банком письменное соглашение; в) вынести предупреждение; г) дать письменное предписание.

Помимо обязывающих, запрещающих и уполномочивающих норм некоторые авторы по методу воздействия на поведение субъектов выделяют и поощрительные нормы. Как правило, такие нормы устанавливают те или иные виды льгот (экономические, социальные) и этим обеспечивают должное поведение субъектов административного правоотношения.

По целевому назначению выделяют регулятивные и охранительные административно-правовые нормы. Общепринято, что к регулятивным, или первичным, относятся нормы, связанные с предоставлением субъектам права или возложением на них обязанностей в организации и регулировании должных отношений в сфере государственного управления, т. е. возникающих в процессе организации органов исполнительной власти и реализации ими административно-властных полномочий.

Охранительными (вторичными) являются нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений, т. е. составы административных проступков и взыскания за их совершение.

Административно-правовые нормы в зависимости от юридической силы делятся на законодательные и подзаконные. Отнесение норм к одному из указанных видов напрямую зависит от места органа, их издавшего, в иерархии органов государства.

Законодательные нормы содержатся в законах, принимаемых Парламентом, а также издаваемых Президентом в период делегирования ему Парламентом законодательных полномочий (п. 4 статьи 53 Конституции), и указах Президента, имеющих силу Закона, в случаях, предусмотренных п. 2 статьи 61 Конституции; подзаконные нормы — в указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях правительства, других нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

По адресату выделяют нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовые статусы государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, государственных служащих, граждан.

По пределу действия в пространстве различают нормы общеобязательные, установленные для исполнения всеми субъектами административно-правовых отношений, и внутрисистемные, распространяющие требования на нижестоящие звенья исполнительной власти.

 

Административно-правовые отношения традиционно рассматриваются как урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения имеют свою четко определенную структуру. Несмотря на то, что этот вопрос остается до сих пор дискуссионным, общепризнанно, что состав правоотношения образуют следующие элементы: субъект (участник) правоотношений, объект (цель, на достижение которой направлено правоотношение) и содержание фактическое (или материальное) и юридическое.

Субъектом (участником) правоотношения является лицо, наделенное в соответствии с нормой правами и обязанностями. В отличие от субъектов административного права, которые могут быть определены в нормах родовым образом, субъект правоотношения всегда конкретен.

Объектом (целью) административного правоотношения являются, как правило, упорядоченность и согласованность взаимоотношений в сфере государственного управления.

Фактическое (материальное) содержание — это конкретные действия лиц, в которых реализуются права и обязанности сторон, юридическое содержание — субъективные права и обязанности.

3. 1. Граждане как субъекты административного права

2. Общественные и религиозные объединения как субъекты административного

права

3. Президент Республики Казахстан

4. Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные ор

ганы)

5. Организации как субъекты административного права

Административно-правовой статус граждан является частью их общего правового статуса и включает в себя следующие элементы:

- административные правоспособность и дееспособность;

- права и обязанности в сфере государственного управления;

- административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Административная дееспособность граждан возникает несколько раньше, чем дееспособность в других отраслях права: учащиеся школ вправе требовать от администрации принятия мер по восстановлению нарушенных прав, обращаться в государственный орган по делам молодежи; к детям школьного возраста могут быть применены меры административного принуждения и т. п. В полном объеме административная дееспособность наступает с 18-ти лет.

Функционирование различного рода общественных и религиозных объединений, независимых от государственных органов, - один из атрибутов гражданского общества. Через их деятельность граждане могут удовлетворять разнообразные интересы.

Конституция Республики Казахстан предоставляет гражданам право на свободу объединений (статья 28).

Общественные и религиозные объединения от других организационных образований в обществе отличаются следующим:

- они создаются только в добровольном порядке и, как правило, гражданами для удовлетворения различных потребностей;

- занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью или оказанием услуг в социально-культурной сфере в целях обеспечения уставных задач;

- не имеют государственно-властных полномочий.

Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР "06 учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР", Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "О Президенте Казахской ССР". Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом из государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента Республики Казахстан включает:

- социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства;

- порядок выборов (формирования, назначения);

- компетенцию или полномочия;

- порядок взаимоотношений с другими органами;

- ответственность;

- гарантии деятельности.

Согласно действующему законодательству Президент является главой Республики Казахстан, его высшим должностным лицом. Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные органы)

Правительство осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан. В соответствии с Конституцией оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» и другие акты.

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят премьер-министр, члены правительства. Его административно-правовой статус имеет ряд особенностей, обусловленных порядкам формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращением полномочий. Правительство образуется Президентом; предложения о его структуре и составе вносятся Президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения главы правительства;

Министерства, агентства – центральные органы исполнительной власти

Министерства, агентства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни.

Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов. Традиционно в административном праве министерства рассматриваются как органы, осуществляющие государственное управление какой-либо отраслью в административно-политической, экономической, социально-культурной сферах.

В отличие от министерств, для Агентств характерно выполнение межотраслевых управленческих функций. Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям осуществляет свои функции в отношении любых организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности, координирует работу ведомств в области чрезвычайных ситуаций.

Однако сегодня различия между министерствами и агентствами достаточно условны, поскольку министерства в ряде случаев выполняют межотраслевые, управленческие функции (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и др.), а некоторые агентства - функции министерств. Не случайно в тактике государственно-управленческой деятельности Казахстана министерства с легкостью преобразуются в агентства и наоборот.

Министерства и агентства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан. Их первые руководители (министры и председатели агентств) также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Общегосударственная политика исполнительной власти в областях, районах, городах, районах городов осуществляется ее местными органами, возглавляемыми акимами (статья 87 Конституции Республики Казахстан); отделами, управлениями и другими подразделениями и службами. Эта политика проводится в сочетании с интересами и потребностями соответствующих административно-территориальных единиц.

Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения.

К предприятиям относятся организации, осуществляющие как основную хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли.

В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в административно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, а хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные признаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права.

Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учреждений являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодательные и подзаконные акты.

Функционирование любой ветви власти, в том числе исполнительной, во многом определяется применением методов управления.

Методы управления — это способы (приемы):

1) организации деятельности субъекта административного права;

2) решения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления;

3) воздействия на волю управляемых.

Конкретные вопросы в процессе управления могут решаться единолично (министром, председателем агентства), коллегиально (на коллегии, научно-методическом совете) или совместно (с участием двух или нескольких министерств, агентств и т.д.). Решения эти оформляются в виде документов — постановлений, приказов, инструкций.

Органы исполнительной власти при реализации политических, социально-экономических и других интересов и потребностей общества и граждан используют административно-правовые методы - субординации и координации.

Выделяются следующие основные черты метода субординации:

- прямое воздействие на управляемых путем установления их прав и обязанностей;

- односторонний выбор органом управления способа решения стоящей задачи или конкретного варианта поведения путем определения заданий, порядка и сроков их выполнения, использования ресурсов и регламента условий работы;

- юридически обязательный характер актов управления, неисполнение которых может повлечь за собой меры административного воздействия;

- защита прав физических и юридических лиц в порядке, установленном законом.

Таким образом, основу метода составляют властный характер юридического воздействия и государственный авторитет, социальную опору которого образуют публичные интересы.

Метод координации проявляется в обеспечении согласованного взаимодействия центральных исполнительных органов, руководителей и должностных лиц в решении управленческих задач. Безусловно, необходимо иметь в виду, что подобная координация осуществляется между органами, службами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями и неподвластными друг другу.

4. Юридическая ответственность, в том числе и административная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон.

Совершение административных правонарушений влечет применение к виновным мер государственного принуждения в виде административной ответственности (взысканий), налагаемых полномочными органами государства.

Устанавливать административную ответственность могут Парламент, Президент, правительство. Принимать решения в пределах, определяемых законодательством и предусматривающих административную ответственность, вправе также и местные представительные и исполнительные органы государства. Так, например местные представительные органы - маслихаты вправе принимать обязательные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по следующим вопросам:

- застройка территории населенных пунктов;

- охрана и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

- торговля в общественных местах;

- общественный порядок, пожарная и дорожная безопасность;

- безопасность на водах;

- пользование общественным транспортом; парковка автотранспорта и иные.

Указанные правила вступают в законную силу не менее чем через две недели после их обнародования, за исключением правил по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, которые исполняются незамедлительно. Соблюдение указанных общеобязательных правил контролируется маслихатом, акимами.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим административную ответственность, является Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП). В Общей части кодекса изложены основные положения института административной ответственности, в Особенной — дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Следует также отметить, что ответственность за административные правонарушения наступает в соответствии с законодательством, действующим во время и по месту совершения правонарушений.

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий за административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом в порядке, установленном административным законодательством.

Административная ответственность, как и иные виды юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная), обладает следующими признаками:

- является средством охраны (Правопорядка;

- нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;

- является последствием совершенного правонарушения;

- связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями;

- реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Вместе с тем административную ответственность отличают от других видов юридической ответственности свои специфические признаки.

Так, в отличие от уголовной ответственности она может применяться как судом, так и другими уполномоченными органами государства; не влечет судимости; различны также сроки давности и процессуальные правила.

При административной ответственности не является необходимым признаком материальный ущерб, который прежде всего учитывается при гражданско-правовой ответственности.

Если дисциплинарная ответственность налагается на правонарушителя в порядке служебной подчиненности, то при административной такая подчиненность исключается. Административная ответственность установлена для всех граждан, независимо от места их работы. Субъектом административного правонарушения может быть физическое или юридическое лицо, у которого нет устойчивых организационных связей с субъектом принуждения.

Административное правонарушение — противоправное, общественно опасное, виновное действие либо бездействие, нарушающее общеобязательные административно-правовые нормы и влекущее ответственность в виде административных взысканий.

Административное правонарушение является актом волевого поведения — деянием — и заключает в себе два аспекта поведения: действие или бездействие. Действием является активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, потрава посевов, порча или уничтожение урожая сельскохозяйственных культур, незаконный посев или выращивание масличного мака или конопли). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, отказ от проведения государственных статистических наблюдений, невыполнение требований по захоронению отходов производства и сброса сточных вод).

Совершение административного правонарушения является фактическим основанием административной ответственности, применения к лицу административного взыскания (нормативное основание — правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность).

К признакам административного правонарушения относятся:

1) противоправность;

2) виновность;

3) массовость;

4) административная наказуемость;

5) общественная опасность.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Административное правонарушение может нарушать нормы не только административного, но и ряда других отраслей права. Круг общественных отношений, закрепленных административно-регулятивными нормами, не совпадает с кругом общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности. Кроме административного, это могут быть нормы трудового, гражданского, финансового права.

Виновность любого деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, но форма вины не имеет квалифицирующего значения. Она учитывается практически в тех случаях, когда административная ответственность за совершение определенного правонарушения выражена в относительно определенной санкции, например, штраф в сумме до пяти минимальных размеров заработной платы.

В случаях, когда распространенность, массовость совершения тех или иных деяний представляет угрозу нанесения ущерба общественным отношениям, законодатель вынужден придать этим отношениям статус охраняемых, закрепить законодательно правило поведения и установить ответственность за его нарушение. В этом заключается массовость административного правонарушения.

Административная наказуемость означает, что административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени. Кроме того, нередко и преступления, и административные правонарушения имеют один и тот же объект посягательства. Многие однородные административные правонарушения при их неоднократном совершении признаются преступлениями. Наряду с правонарушениями, которые всегда будут квалифицироваться как административные, существует ряд правонарушений, которые в зависимости от различных обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление, например, хулиганство, нарушение правил дорожного движения. Все это подтверждает, что в основе разграничения этих видов правонарушений лежит степень общественной опасности.

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, а, следовательно, невозможно и привлечение к ответственности (например, совершение правонарушения лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, невменяемым лицом).

Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных правом признаков, при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

Деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава. Они определены нормами Общей части II раздела КоАП. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

В зависимости от степени обобщения различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушения. Объектом административного правонарушения, в том числе общим объектом, являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и охраняемые мерами административной ответственности. Родовой объект — группа общественных отношений, составляющих самостоятельную часть общего объекта. КоАП выделяются родовые объекты не только по отраслям народного хозяйства, но и по содержанию регулируемых общественных отношений (собственность, общественный порядок, охрана природы и т.д.). Видовым объектом признается группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода (нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, таможенных правил). Непосредственный объект— причинение вреда конкретному общественному отношению, охраняемому мерами административной ответственности (нарушение режима зоны таможенного контроля).

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, само деяние (действие или бездействие). Часто определенное значение в составе правонарушения имеют признаки способа, характера (неоднократность, повторность) правонарушения, места (общественное место, воздушное судно, пограничная зона) и времени (ночное) его совершения, наступивших его вредных, последствий (размер вреда иногда обусловливает применение либо административной, либо уголовной ответственности), используемых средств совершения правонарушения (транспортные средства, спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).

Такие признаки объективной стороны, как неоднократность и повторность деяния, чисто предусматриваются в составах административных правонарушений. Неоднократность означает совершение однородного действия или бездействия более одного раза. Отсутствие однородности исключает возможность отнесения этого признака к объективной стороне административного правонарушения.

Повторность — совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения. Неоднократное правонарушение в отличие от повторного квалифицируется как единое, а не несколько правонарушений.

Субъектом правонарушения является лицо, его совершившее, другими словами, лицо обладающее административной деликтоспособностью, лицо, которое в соответствии с законодательством может быть привлечено к административной ответственности за правонарушение.

Выделяют общие и специальные признаки субъекта административной ответственности. Общие признаки — достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Ими должно обладать всякое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Если в соответствии с составом правонарушения субъектом может быть признано лицо, обладающее данными двумя признаками, то говорят об общем субъекте административного правонарушения.

В ряде случаев общих признаков оказывается недостаточно для признания того или иного лица ответственным за совершение правонарушения. Поэтому законодатель в таких случаях включает в состав правонарушения дополнительные специальные признаки, характеризующие субъекта. Здесь идет речь о специальном субъекте — лице, которое наряду с общими обладает специальными, дополнительными признаками, включенными законодателем в качестве конструктивных признаков в состав административного правонарушения. Эти признаки можно разделить на три группы, характеризующие:

1) должностное положение лица или вид деятельности (должностное лицо, работник предприятия торговли или общественного питания, водитель транспортного средства);

2) особенности правового статуса субъекта (военнообязанный, призывник, родители, иностранный гражданин или лицо без гражданства);

3) прошлое противоправное поведение субъекта (лицо, находящееся под административным надзором; лицо, совершившее правонарушение повторно.

Субъективная сторона — это психологическое отношение субъекта к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее деяние, сознавало его характер, и предвидело отрицательные последствия своего поведения, желало их или сознательно допускало наступление последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, имеется в виду преступная самонадеянность, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Как уже отмечалось, чаще всего форма вины при совершении административных правонарушений не обозначается и квалифицирующего значения не имеет. Вина — обязательный признак субъективной стороны. Факультативными признаками являются мотив и цель совершения правонарушения, поскольку они могут быть указаны лишь в некоторых составах.

Только при наличии состава административного правонарушения в целом лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

КоАП предусмотрены основания освобождения от административной ответственности лица, совершившего правонарушение. Этими основаниями являются характер совершенного правонарушения и личность правонарушителя. При этом принимаются во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения (чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, совершение правонарушения несовершеннолетним и т.д.), степень вины правонарушителя, его имущественное положение.

Организации, которым направлены материалы, обязаны сообщить органам, их направившим, о мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения.

По статье 68 КоАП освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения. Это в данном случае определяется самостоятельно органом, уполномоченным рассматривать дело, в результате его объективной оценки. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, ограничивается устным замечанием, которое не влечет за собой никаких правовых последствий для правонарушителя.

Административно-правовой режим — это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования (преимущественно позитивных обязываний и запретов), опосредование централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

Суть неравенства сторон — в специфике деятельности органов государственного управления: в силу действующих правовых установлений гражданин должен обращаться к полномочному органу управления (должностному лицу), ибо иного пути для реализации его субъективного права нет. Собственно только одна сторона правоотношений правомочна решить тот или иной вопрос (односторонне вынести юридически властные решения), а другая сторона такого рода полномочиями не владеет.

В основе административно-правового режима лежат следующие принципы:

- разделения властей. Основы административно-правового режима формируются законодательной властью, аисполнительная власть обеспечивает проведение их в жизнь. Именно для этой цели создается исполнительный аппарат, наделенный определенным объемом государственно-властных полномочий. Для этого органам государственного управления общей компетенции (субъектам исполнительной власти — правительству, акимам) закон делегирует право установления предписаний общеобязательного характера;

- связанности администрации законом. Закон очерчивает контуры регулирования (стандарт) администрацией общественных отношений (администрация детализирует закон в пределах стандарта);

- ответственности администрации и ее представителей;

- производности административно-правового режима от конституционного режима;

- невозможности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, указанных в Конституции.

Среди правовых режимов выделяются общие и вторичные.

К общим относятся режимы отраслей права, которые охватывают качественно особые виды общественных отношений, требующие по своему содержанию обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно обеспечение специфических юридических режимов правового регулирования.

Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий, опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли. Особая регулятивная направленность общих, отраслевых режимов является основанием для формирования вторичных режимов в тех общественных отношениях, которые регулируются определенной отраслью права.

Вторичные режимы представляют собой модификации общих, различающиеся друг от друга степенью изменений в конституционном статусе граждан и организаций, количеством дозволений либо особых ограничений, которые заключаются в дополнительных запретах или позитивных обязываниях, количеством функциональных обязанностей у органов государственного управления.

Вторичные административно-правовые режимы делятся на две большие группы: обычные и чрезвычайные (экстремальные).

Для обычных режимов характерны постоянство, отсутствие какой-либо чрезвычайной компетенции у органов государственного управления, большая самостоятельность граждан и организаций по реализации своих субъективных прав.

Обычные административно-правовые режимы могут быть классифицированы по разным основаниям: территории (заповедник), отдельным объектам (оружие, наркотики), видам деятельности (функционирование республиканских систем гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и т. д.

Чрезвычайные (экстремальные) административно-правовые режимы характеризуются ограничением конституционных прав и свобод граждан, хозяйственной деятельности организаций, созданием государственных органов с чрезвычайной компетенцией, наделением существующих государственных органов чрезвычайными полномочиями, возложением на граждан и организации дополнительных обязанностей.

Законодательство установило три разновидности чрезвычайных режимов: чрезвычайное, военное и особое положение.

Правовую основу административно-правовых режимов составляют Конституция и законы, которые закрепляют общие положения как об обычных, так и чрезвычайных режимах.

На основе Конституции и законов Республики Казахстан Президент, субъекты исполнительной власти (органы государственного управления общей компетенции — правительство, акимы) принимают нормативные акты, определяющие содержание вторичных административно-правовых режимов. Несмотря на то, что по юридической природе эти акты Президента, исполнительной власти являются правоустановительными, они должны служить средством правоприменения (исполнения) общих положений законов.

Правовой статус чрезвычайного положения установлен Конституцией и Законом Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года, иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, преимущественно регламентирующими статус и деятельность отдельных органов управления в условиях чрезвычайного положения: местных государственных органов управления, органов внутренних дел и национальной безопасности, органов Министерства обороны, внутренних войск и др.

Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан.

Чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юриди

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ №7 | Лекция 7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.