Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7

Основное содержание лекции

План лекции

Лекция 7. Молодежь как объект социальной работы

Классификация групп крови человека

 

Группа крови Присутствие белков
агглютиногенов агглютининов
0(1) А (II) В(Ш) AB(IV) Нет А В АВ а и β β а Нет

Антигены системы резус-фактор (Rh).

Литература

1. Эвелин Пирс. Анатомия и физиология для медсестер / Э. Пирс. – Минск: БелАДИ, 1996. – 406 с.

2. Сагалович, Б.М. Лекции по общей патологии / Б.М. Сагалович. – М.: Просвещение, 1970. – 351 с.

3. Эйнгорн, А.Г. Патологическая анатомия и патологическая физиология / А.Г. Эйнгорн. – М.: Медицина, 1976. – 528 с.

4. Патологическая анатомия и физиология: учебно-методическое пособие / М.К. Недьведь, Е.Д. Черствой, А.А. Кривчик, Е.В. Леонова. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 208 с.

5. Общий курс физиологии человека и животных в 2-х книгах / под. ред. проф. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая школа, 1990. – 1 кн. – 512 с., 2 кн. – 528 с.

 

 

 

Основные понятия: молодежь, границы молодежного возраста, фертильный возраст, государственная молодежная политика, объект государственной молодежной политики, субъект государственной молодежной политики, принципы государственной молодежной политики, государственная поддержка молодежных и детских объединений

 

1.Молодежь как особая социально-демографическая группа.

2. Государственная молодежная политика

 

 

 

1. Молодежь как особая социально-демографическая группа.

 

За последние 10-15 лет в России произошли глубокие экономические и политические трансформации, которые коренным образом изменили уклад жизни и менталитет населения страны. Люди разных возрастных групп столкнулись с новыми реалиями.

Многие проблемы молодежи стали предметом специального внимания и их неотложного решения социальными институтами общества.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Современная молодежь как социальная группа характеризуется не только некоторыми особенностями, но и общими чертами.

На 1 января 2002 года численность молодых граждан России в возрасте 14-29 лет составила 36,0 млн человек, а доля молодежи от общей численности населения – 25%. Наиболее многочисленна возрастная группа – 4-19-летних (14,7 млн человек); граждан в возрасте 20-24 года – 10,9 млн, 25-29 лет – 10,4 млн человек. Численность молодых мужчин – более 18,2 млн, женщин - 17,8 млн человек.

Рост численности молодежи, начавшийся в 1994 году, - следствие демографических волн высокой рождаемости в конце 70-х - начале 80-х годов XX века. В новое тысячелетие Россия вступила в условиях сокращения численности населения, которое сопровождается нарастанием кризисных явлений в демографическом развитии России. Уменьшение естественного прироста населения обусловлено снижением рождаемости, высоким уровнем смертности и сокращением продолжительности жизни населения.

В основе снижения рождаемости лежит усиливающаяся репродуктивная ориентация молодежи на однодетную семью, что, с одной стороны, отражает адекватную реакцию населения на снижение уровня жизни, а с другой стороны, обозначает формирование и развитие у молодежи новых типов репродуктивного поведения, связанных с изменением стиля и образа жизни, в частности, отношения к институту брака. Кроме изменения репродуктивного поведения населения возрастает влияние на уровень рождаемости состояния репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста.

Таким образом, протекающие демографические процессы во многом будут определять развитие социального потенциала страны в перспективе.

Сокращение численности детей, подростков и молодежи России опасно для страны следующими последствиями:

- ведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

- снижаются объемы подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях;

- разрушается система работы с кадрами для народного хозяйства;

- увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего молодежь);

- обострение проблемы пенсий и социальных выплат – в связи с постарением населения;

- повышение нагрузки на систему здравоохранения.

Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь.

 

2. Государственная молодежная политика

 

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Речь идет о государственной молодежной политике и социальной работе с молодежью.

Под государственной молодежной политикой подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика – одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика – общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане РФ (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет; молодые семьи, а также молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики – государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на принципах: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом (принцип участия); обеспечение правовой и социальной защищенности молодых.

Ведущее положение в молодежной политике общества занимает государственная деятельность. Именно она и только она связана с принятием и реализацией законов, нормативных актов, касающихся молодежи, ее прав и возможностей в обществе.

Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств РФ в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т.д.

По указу Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (16 сентября 1992 г.) был создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ, который вскоре был реорганизован в Комитет РФ по делам молодежи – орган федеральной исполнительной власти: статус комитета был значительно повышен.

Комитету было поручено участвовать в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи и ее адаптации к жизни, в обеспечении защиты интересов и прав молодых граждан, в поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских организаций, в организации летнего отдыха детей и подростков.

В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. был образован Совет по делам молодежи при Президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Это позволило молодежным организациям оказывать большее, чем прежде, влияние на решение молодежных вопросов, на разработку государственной молодежной политики. К сожалению, в 2000 г. Совет был ликвидирован.

Постановлением Правительства РФ 21 октября 1994 г. было принято Положение о Комитете по делам молодежи. В дальнейшем ею структура менялась неоднократно; 14 августа 1996 г. был принят указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе которого был создан Государственный комитет РФ по делам молодежи.

Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. На основе указа Президента РФ его функции передавались департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития РФ, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет РФ по делам молодежи был восстановлен.

Спустя полгода постановлением Правительства РФ от б декабря 1999 г. было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

Комитету предстояло решать следующие задачи:

- разработка основных положений государственной молодежной политики и ее реализация;

- обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики;

- методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;

- разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;

- разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовном и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.

В соответствии с этими задачами Госкоммолодежи России участвовал: в реализации мер по оказанию социально-психологической, педагогической, правовой помощи и реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью; в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на решение вопросов образования, занятости, социального обслуживания, организации отдыха и оздоровления, профилактики наркомании и правонарушений среди молодежи, детской безнадзорности, духовного, физического и гражданско-патриотического воспитания молодых людей, на поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений и т.д.

Согласно указу Президента России Государственный комитет РФ по делам молодежи был обязан представлять Правительству страны доклады о положении молодежи, социально-демографических тенденциях и направлениях социального развития молодого поколения. Всего было подготовлено несколько таких докладов. Их авторами стали сотрудники научно-исследовательского центра Института молодежи (в настоящее время Московский гуманитарно-социальный университет), специалисты различных ведомств и учреждений, руководители молодежных общественных объединений.

Реформы государственных органов в сфере молодежной политики продолжались. В мае 2000 г. указом Президента РФ на базе упраздненного Госкомитета был вновь создан департамент по делам молодежи, правда, теперь уже в структуре Министерства образования РФ.

С реорганизацией Минобразования РФ и созданием Министерства образования и науки РФ в 2004 г. прежний орган по делам молодежи был реформирован в департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей.

Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе РФ образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В 1997 г., создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Комитеты по делам молодежи имеются во всех субъектах Федерации.

Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные.

В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединен и й России. В него входят более 40 общероссийских и межрегиональных общественных организаций, около 30 координационных советов (круглых столов) молодежных и детских объединений регионов РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (98-ФЗ, от 26 июня 1995 г.) имеется федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. В него включены более 50 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки – создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется соответствии с гуманистическими и патриотическими ценностями их деятельности; на основе равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских организаций; на принципе признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их прав на участие в определении мер такой поддержки и т.д. Гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений регулируются вышеназванным законом.

Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.

На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты – выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь.

Приказом Министерства образования РФ от 8 июня 2001 г. был создан координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений.

Основой системы поддержки общественных объединений являются взаимные обязательства государства и общественных объединений, которые позволяют более четко определять цели, задачи, принципы этого взаимодействия, важнейшие направления его реализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Базофильный гранулоцит; 2 — ацидофильный гранулоцит; 3 — сегментоядерный нейтрофильный гранулоцит; 4 — эритроцит; 5 — моноцит; 6 — тромбоциты; 7 — лимфоцит | ЛЕКЦИЯ №7. История психологии в Московском университете
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.