Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема поэта и поэзии


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

В стихах, написанных после революции, («Приказ по армии искусства», «Приказ № 2 по армии искусства», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», первое вступление в поэму «Во весь голос»), Маяковский всегда стремился показать огром­ную силу воздействия искусства и литературы на лю­дей. Убеждённо я страстно поэт утверждает, что рево­люционное искусство сродни оружию («как штыком, строкой просверкав»), оно помогает «строить я месть» «улицы» новой жизни. Но поэзия не только орудие в борьбе с врагами революции, она также освещает лю­дям жизнь, помогает строить новое общество («искусство-жизнестроение»). Об этой функции поэзии напи­сал Маяковский в стихотворении «Необычайное при­ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). В стихотворении, представляющем собой развёрнутую метафору, описана фантастическая встреча поэта с солнцем. В первой части стихотворения преобладает предельная точность в описании (указание на место, где произойдёт встреча, перечисление и описание бытовых деталей). Но далее бытовизм изображе­ния сочетается с фантастикой (появление солнца, разговоре ним)—таким образом создаётся эффект «ир­реального в реальном» («фантастический реализм»). Лирический герой рассказывает о своей работе (плака­ты для РОСТа), солнце — о том, как ему нелегко све­тить, но «взялось идти, идёшь— и светишь в оба!» Они разговаривают, как близкие товарищи, выполняющие одно я то же дело — освещают мир «в сером хламе». Итоговый лозунг — «светить всегда! светить везде! До дней последних донца!» — не отвлечённая аллего­рия, а страстный призыв людям творчества проти­востоять мраку равнодушия и невежества. Это стихо­творение написано в разгар работы в РОСТА, что опре­делило его агитационный характер.

«Разговор с фининспектором о поэзия» (1926). О замысле стихотворения Маяковский рассказал в статье «А что вы пишете?»: «Качество писательской продукции (в связи с этим и положение писателя в на­шем советском обществе) чрезвычайно пошатнулось, понизилось, дискредитировалось». Ощущению квали­фикации посвящено моё главное стихотворение по­следних недель — «Разговоре фининспектором о поэ­зии». В основе произведения — сценическая зарисов­ка. Лирический герой (поэт) явился на приём к фининспектору для того, чтобы решить налоговую проблему. Поэт недоумевает, почему его как налого­плательщика приравняли к «имеющим» «лабазы и угодья», в то время как его труд такой же, как и труд рабочего. Он отстаивает свой взгляд на поэзию, кото­рая одновременно и «езда в незнаемое», и «добыча ра­дия», а творческий процесс — это тяжелейшее «про­изводство» «строк» и «стихов». Включив в свою речь специальные термины («рифма— вексель», касса «склонений и спряжений», тариф, растрата, баланс, накладные расходы), герой, стремится объяснить че­ловеку, весьма далекому от поэзии, что его труд «лю­бому труду родствен», это высокий и благородный труд, потому что приводит «в движение тысячи лет миллионов сердца».



Вступление к поэме «Во весь голос» (1930) рас­сматривают как итоговое произведение поэта. Вновь избрав форму разговора («Необычайное приключе­ние...», «Разговор с фининспектором...»), автор пыта­ется представить свой взгляд на поэзию, её назначе­ние и содержание. Адресатом в этом стихотворении стали люди будущего («товарищи потомки»).

Вступление к поэме о пятилетке (как задумал ав­тор) было впервые прочитано на открытии выставки «20 лет работы Маяковского» 1 февраля 1930 года в Доме Федерации объединения советских писателей. Об­разную структуру центральной части стихотворения оп­ределяет развёрнутая метафора «поэзия» — «оружие»:

Парадом развернув

моих страниц войска,

Я прохожу

по строчечному фронту...

Оружия

любимейшего род,

готовая

рвануться в гике,

застыла

кавалерия острот....

Вновь обратившись к встречавшейся в более ран­них стихах метафоре (поэзия — оружие), автор стре­мится объяснить людям будущего содержание своих стихов, почему его стихи не всегда благозвучны и изысканны, почему поэт наступал «на горло собствен­ной песне». («Очень часто в последнее время вот те, кто раздражён моей литературно-публицистической работой, говорят, что я стихи просто писать разучил­ся и что потомки меня за это взгреют».) Роль поэта во вступлении к поэме представлена как нечто утилитар­ное: он может быть ассенизатором и водовозом, агита­тором, если это потребуется. «Революцией мобилизо­ванный», он вынужден был уйти на «фронт из барских садоводств поэзии» для того, чтобы очистить мир от скверны («поэт вылизывал чахоткины плевки шерша­вым языком плаката»). Во имя всеобщего социально­го права он добровольно смирял своё лирическое «я», провозглашая примат классового начала в поэзии: враг рабочего — враг поэта (принцип социального за­каза).

Как и в стихотворении А. С. Пушкина «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный...», в стихотворении Маяковского возникает мотив славы. Поэт отказы­вается от известности, воплощённой в «многопудье» бронзы или мрамора, ему безразлично сегодняшнее благополучие («Мне и рубля не накопили строчки...»). Для него важнее сознание того, что его стихи помо­гут приблизить новую жизнь:

...пускай нам

общим памятником будет

построенный

в боях

социализм.

Свод идеологических принципов, которыми ру­ководствуется поэт в своей практике, воплотились в безупречной художественной форме стихотворения, которое отличает поэтическая цельность, экспрессив­ность (выразительность), точность словесных формулировок, звукопись, ритм, соответствующие патети­ке отрывка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Героико-патриотическая тема | Тема любви

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.