КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений
1. Виды и формы связей между явлениями. 2. Методы изучения взаимосвязей. 3. Корреляционно-регрессионное моделирование. 4. Оценка КРМ на адекватность.
1. Все явления объективного мира, в том числе и общественные, находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии между собой, в непрерывном изменении и развитии. Важнейшей задачей статистики, наряду с оценкой состояния массовых явлений и выявлением закономерностей их развития, является изучение связей между ними. Связи массовых общественных явлений устанавливают на основе теоретического анализа их сущности, изучения закономерностей и движущих сил развития, оценки условий их функционирования. При этом используются категории, понятия и накопленные ранее знания других наук. Задача статистики состоит в том, чтобы выявить само наличие связи в конкретных условиях, а также получить показатели, характеризующие ее силу, степень и характер. Теоретический и практический интерес представляют в первую очередь причинно-следственные связи, когда одни явления (факторы) выступают причиной изменения других (результаты). Их анализ позволяет, во-первых, объяснить фактическое положение дел, а во-вторых, воздействуя на факторы, добиться изменения результатов в желаемом направлении. Виды связей: I. По характеру: 1) функциональные. Связь между явлениями называется функциональной, если изменению факторного показателя x на единицу соответствует строго определенное изменение результативного признака y. Такие связи выражают формулами, действительными во всех случаях. Примером может служить изменение заработной платы (при той же самой часовой ставке) в зависимости от числа отработанных часов, изменение затрат на топливо в зависимости от его расхода в натуральном выражении (при неизменных ценах) и т.д. 2) статистические (корреляционные). Статистическими (корреляционными) называют связи, при которых строго определенному изменению факторного признака x соответствует целый ряд (статистическое распределение) изменений результата y, не вполне определенных, подверженных случайным колебаниям. Эти связи проявляются лишь в среднем, в массовых явлениях; кроме изучаемого фактора на результат воздействуют и другие причины, в том числе носящие случайный характер. Например, при увеличении доз вносимых удобрений урожайность культур в среднем повышается, но не всегда и не на одну и ту же величину. II. По форме выражения: 1) прямые - с возрастанием факторного признака увеличивается результативный (например, при увеличении стажа работника, как правило, производительность его труда повышается); 2) обратные - изменения идут в противоположном направлении (так, при повышении продуктивности животных и урожайности культур затраты на единицу продукции в среднем сокращаются). III. По аналитическому выражению: 1) прямолинейные - с возрастанием одного признака при любом его исходном значении другой изменяется в среднем на одну и ту же величину; 2) криволинейные - эти изменения сами изменяются (увеличиваются, уменьшаются или даже меняют свой знак). IV. В зависимости от количества факторных признаков, включенных в модель: 1) парные (однофакторные); 2) множественные (многофакторные).
2. Для изучения функциональных связей используют методы: - балансовые связи. Он основан на простой функциональной зависимости между наличием какого-то ресурса на начало и конец периода, его поступлением и расходованием в течение этого периода. Если известны любые три из указанных показателей, четвертый определяется автоматически. Наличие на конец года = Наличие на начало года + Поступило – Выбыло. Например, годовое потребление в хозяйстве продукции собственного производства можно рассчитать так: Потребление = Наличие на начало года + Производство – Наличие на конец года. - индексного анализа. Для изучения корреляционных связей используют методы: - сопоставление параллельных рядов; Самый простой и наиболее распространенный прием – сопоставление параллельных рядов. Его сущность состоит в одновременном рассмотрении изучаемых признаков по единицам совокупности или по периодам (моментам) динамического ряда. Сопоставление производится чисто визуально, без специальных расчетов (табл 9.3). В данном случае хорошо видно, что в динамике дозы внесения органических и минеральных удобрений вплоть до 1990 г. увеличиваются, а затем снижаются. Сходная тенденция наблюдается и по урожайности зерновых: рост до 1990 г. с последующим снижением. Напротив, по урожайности картофеля никакого параллелизма с показателями внесения удобрений не прослеживается. Сопоставление параллельных рядов (его особенно удобно вести с помощью линейных графиков) позволяет установить наличие связи, ее направление и очень приблизительно – ее силу. Так, изменения доз органических и минеральных удобрений связаны очень тесно, их связь с урожайностью зерновых культур, хотя и слабая, также имеется, она носит прямой и линейный характер, а вот связь с урожайностью картофеля практически не прослеживается. Главный недостаток данного приема – отсутствие каких-либо показателей связи. Сопоставление не решает также вопрос о причинно-следственных связях изучаемых явлений. Из теории, например, известно, что внесение удобрений приводит к росту урожайности. Но картофель возделывается в основном в хозяйствах населения, и его доля в структуре посевов невелика. Поэтому показатель внесения удобрений в среднем на 1 га всей посевной площади, и к тому же во всех категориях хозяйств, является слишком общим, чтобы могла обнаружиться какая-то связь с урожайностью картофеля. - графический метод (метод корреляционного поля); Состоит в нанесении точек графика на координатную плоскость, а также определении поля корреляции и направления связи между признаками. Пример: Имеются данные:
Обратная зависимость. - метод построения групповых корреляционных таблиц; Имеются данные:
/ Границы групп для х: 1 гр.: 1-4; 2 гр.: 4-7; 3 гр.: 7-10; 4 гр.: 10-13; 5 гр.: 13-16. Границы групп для у: 1 гр.: 18-21,2; 2 гр.: 21,2-24,4; 3 гр.: 24,4-27,6; 4 гр.: 27,6-30,8; 5 гр.: 30,8-34. Таблица – Групповая корреляционная таблица
Вывод: связь прямая однонаправленная (т.к. частоты расположены по диагонали). - метод аналитических группировок; - метод дисперсионного анализа; - метод КРА; - метод непараметрической оценки связей.
3. Метод корреляционно-регрессионного моделирования состоит из двух этапов: I. Регрессия – поиск уравнения связи, которое наиболее полно характеризует зависимость между признаками, и определение параметров этого уравнения.
- условное начало, содержательной интерпретации не подлежит; - коэффициенты регрессии, показывающие, на сколько единиц изменится результативный признак при изменении факторного признака на единицу при улови, что все прочие факторные признаки останутся неизменными.
II. Корреляция – определение показателей тесноты связи. Чаще всего корреляцию характеризуют двумя показателями: - коэффициент корреляции (характеризует степень тесноты связи между результативным и всеми факторными признаками; измеряется в интервале от 0 до 1 по модулю; чем ближе к 1, тем более тесная связь между признаками); - коэффициент детерминации (показывает, на сколько процентов включенные в модель факторы объясняют вариацию результативного признака: измеряется в интервале от 0 до 100%). 1. Коэф. парной корреляции 1. Индекс корреляции 1. Множеств. коэф. корреляции 2. Коэф. парной детерминации 2. Эмперический коэф. детерми- нации 2. Коэф. множ. детерминации коэффициент чистой регресс при i- том факторном признаке; - ср. кВ. отклонения по i-тому факторному признаку. Чтобы сделать коэффициенты регрессии сопоставимыми и определить влияние каждого в отдельности фактора на результативный признак, рассчитывают стандартизированные коэффициенты: 1) Коэффициенты эластичности: . Коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится результативный признак, при увеличении факторного признака на 1%. 2) . показывают, на сколько средний квадратических отклонений изменится результативный признак при увеличении факторного на свое среднее квадратическое отклонение. 3) Коэффициенты отдельного определения: . Коэффициенты отдельного определения определения показывают вклад каждого фактора в вариацию результативного признака.
4. Адекватность КРМ – это оценка построенной модели в действительности. Оценка построенной модели на адекватность проводится с использованием F критерия Фишера: , где n – объем совокупности; k – число факторных признаков в уравнении; - дисперсия выровненных значений результативного признака по уравнению регрессии. - дисперсия отклонений фактических значений результативного признака от выровненных по уравнению регрессии. По таблице значений F- критерия Фишера определяется табличное его значение при уровне значимости 0,01; 0,05; или 0,1 и числе степеней свободы n-k-1. Если - модель адекватна.
Значимость коэффициентов регрессии определяется с помощью критерия Стьюдента.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |