КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы решения задачи
Классификации педагогических задач Виртуальный канал(VC) - Коммуникационный канал, созданный для соединения двух устройств двух различных сетей. Данное соединение может быть как постоянным, так и коммутируемым. Контрольные вопросы 1. Пояснить, что такое стек коммуникационных протоколов 2. Модель взаимодействия открытых систем ISO/OSI 3. Уровни иерархии в модели OSI 4. Физический уровень иерархии в модели OSI 5. Канальный уровень иерархии в модели OSI 6. Сетевой уровень иерархии в модели OSI 7. Транспортный уровень иерархии в модели OSI 8. Сеансовый и представительный уровни иерархии в модели OSI 9. Прикладной уровень иерархии в модели OSI [1] Трафик (traffic, траффик, посещаемость) - поток (или объем) информации, проходящей через канал связи или приходящийся на сайт/сервер. [2] Режим дейтаграмм допускает независимое перемещение по сети пакетов сообщения (называемых в этом случаедейтаграммами) и не требует предварительного установления логического соединения. Этот режим более сложен в реализации, так как усложняется сборка пакетов в сообщение у адресата, однако позволяет достигнуть большей надежности и живучести сети передачи данных.
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач: - стратегические, - тактические - оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности [13]. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи [7. С. 28-29]. Н.В. Бордовская, А.А. Реан выделяют следующие типы педагогических задач: 1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.); 2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников; 3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика; 4) задачи по организации деятельности учащихся; 5) задачи по формированию общественного мнения коллектива; 6) задачи по переориентации ученика; 7) задачи по изменению отношения к учению; 8) задачи по закреплению привычки, интереса; 9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика; 10) задачи по росту самостоятельности; 11) задачи на развитие и проявления творчества; 12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности; 13) задачи по педагогическому стимулированию; 14)задачи по самовоспитанию[6].
Л.Ф. Спирин предлагает классификацию педагогических задач в соответствии со структурой этапов цикла педагогического управления:
2. Задачи этапа целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей.
3. Задачи этапа прогнозирования и планирования, здесь можно выделить 7 групп задач:
4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана, здесь решаются 4 группы задач: - задачи сообщения информации и убеждения учащихся;
5. Задачи этапа анализа результатов:
Вопрос 2. Профессиональные педагогические задачи: специфика, группы профессиональных задач
Спецификой профессиональных задач является их направленность на отражение педагогической реальности, которая может быть представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуальности будущего специалиста. [10. С. 96]. В процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [16]. Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. В исследованиях ученых РГПУ им. А. И. Герцена выделены основные группы профессиональных задач (представлены в таблице), ориентированные на становление базовой (общепрофессиональной) компетенции учителя, которые особенно значимы для современного этапа модернизации образования[8. С. 34-37].
Профессиональные задачи
Вопрос 3. Технологии решения задач (Использованы материалы, подготовленные Е. С. Игнатенко)
Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы [12] Процесс решения задач пронизывает всю деятельность, можно обнаружить процесс принятия решения и при формировании цели, и при выборе способов действия, и при формировании программы действий. При этом следует учитывать, что разные люди (или один и тот же человек в разных ситуациях) принимают решения по-разному. Решение – это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решений. Типичная структура поведения человека в ходе решения – разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения [3. С.5]. Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности [5]. Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий. А.А. Ашихмин утверждает, что «принятие решений базируется на операции выбора, реализующей подчиненность всей деятельности определенной цели или совокупности целей. Рано или поздно наступает момент, когда дальнейшие действия могут быть различными, приводящими к разным результатам, а реализовать можно только одно действие, причем вернуться к ситуации, имевшей место в этот момент, уже (как правило) нельзя. [4]. Существуют различные классификации ситуаций принятия решения. Например, Т.Томашевский [2.С.42] выделяет четыре типа ситуаций, в которых необходимо принятие решения о действии: 1. Ситуация выбора (фактически - это классическая ситуация реакции выбора): во всех этих ситуациях человек должен осуществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют. 2. Сложная ситуация. Сложными ситуациями называются такие ситуации, в которых человек должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника информации, либо выполнять более чем одно действие. 3. Ситуация предпочтения. Когда различные возможные реакции имеют для человека неодинаковое значение, когда по какой-либо причине он выбирает одно из двух. 4. Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении информации. Существует несколько типов принятия решения (в соответствии с оценкой соотношения процессов формирования гипотез и их контроля): 1. импульсивные решения (решения принимаются фактически без контроля), 2. решения с риском (контроль – частичный), 3. уравновешенные решения (формирование гипотез и их контроль сбалансированы), 4. осторожные решения (контроль начинает как бы подавлять формирование гипотез), 5. инертные решения (контроль подавляет формирование гипотез)[9].
Выделяют и иную классификацию способов принятия решений (по Мескону): 1. Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. 2. Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. 3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Наконец, как и любой другой динамический процесс, принятие решения изменяется, развивается по мере накопления того, что принято называть опытом, формирования установок, отношений, мотивов, целей и т.д. Процедура решения задач в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые технологии ряда исследователей.
Таблица 1
Е. Ю. Сизганова для студентов рекомендует использовать следующий алгоритм решения профессиональной задачи: 1.Анализ ситуации, в которой происходит действие. 2.Определение характера проблемы. 3.Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 4.Определение педагогических понятий, представленных в задаче. 5.Выбор способа решения педагогической задачи. 6.Теоретическое обоснование предложенного решения. 7.Предполагаемые результаты решения задачи. 8.Самоанализ и самооценка принятого решения.
Мы предлагаем обобщенную схему решения педагогической задачи: 1 Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление 2 Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий 3 Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития 4 Определить педагогические категории, представленные в задаче 5 Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска 6 Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения 7 Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц 8 Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации 9 Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации 10 Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата 11 Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение 12 Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.
Представленные классификации этапов принятия решения во многом сходны и скорее отражают степень детализации тех или иных действий, при этом одни учёные включают в состав изучаемого процесса лишь действия по выработке и принятию решения, другие - действия, связанные с его реализацией. Процесс решения задачи, таким образом, должен быть рассмотрен в системе других процессов, включенных в реальную деятельность человека, при этом связь между мотивом, целью и способом действия далеко не всегда является однозначной.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |