Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы решения задачи




Классификации педагогических задач

Виртуальный канал(VC) - Коммуникационный канал, созданный для соединения двух устройств двух различных сетей. Данное соединение может быть как постоянным, так и коммутируемым.

Контрольные вопросы

1. Пояснить, что такое стек коммуникационных протоколов

2. Модель взаимодействия открытых систем ISO/OSI

3. Уровни иерархии в модели OSI

4. Физический уровень иерархии в модели OSI

5. Канальный уровень иерархии в модели OSI

6. Сетевой уровень иерархии в модели OSI

7. Транспортный уровень иерархии в модели OSI

8. Сеансовый и представительный уровни иерархии в модели OSI

9. Прикладной уровень иерархии в модели OSI


[1] Трафик (traffic, траффик, посещаемость) - поток (или объем) информации, проходящей через канал связи или приходящийся на сайт/сервер.

[2] Режим дейтаграмм допускает независимое перемещение по сети пакетов сообщения (называемых в этом случаедейтаграммами) и не требует предварительного установления логического соединения. Этот режим более сложен в реализации, так как усложняется сборка пакетов в сообщение у адресата, однако позволяет достигнуть большей надежности и живучести сети передачи данных.

 

По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач:

- стратегические,

- тактические

- оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности [13].

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи [7. С. 28-29].

Н.В. Бордовская, А.А. Реан выделяют следующие типы педагогических задач:

1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мыш­ления, стиля поведения или общения и др.);

2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче­ников;

3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

4) задачи по организации деятельности учащихся;

5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;

6) задачи по переориентации ученика;

7) задачи по изменению отношения к учению;

8) задачи по закреплению привычки, интереса;

9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

10) задачи по росту самостоятельности;

11) задачи на развитие и проявления творчества;

12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

13) задачи по педагогическому стимулированию;

14)задачи по самовоспитанию[6].

 

Л.Ф. Спирин предлагает классификацию педагогических задач в соответствии со структурой этапов цикла педагогического управления:
1. Задачи этапа диагностики, здесь можно выделить шесть основных групп задач:
- задачи организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками;
- задачи использования опросов (интервью, анкет) в диагностических процедурах;
- задачи изучения учебно-творческих работ учащихся;
- задачи педагогического эксперимента;
- задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики.

 

2. Задачи этапа целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей.

 

3. Задачи этапа прогнозирования и планирования, здесь можно выделить 7 групп задач:
- задачи определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза;
- задачи прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, физического, профессионально-трудового, культурного развития учащихся;
- задачи планирования активных методов и приемов сообщения информации;
- задачи планирования практической, учебной, гражданской, нравственной, художественно-эстетической, трудовой, предпринимательской и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов;
- задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества) с учащимися;
- задачи организации совместного планирования работы с другими субъектами педагогического процесса;
- задачи итогового оформления программы предстоящей учебно-воспитательной работы.

 

4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана, здесь решаются 4 группы задач:

- задачи сообщения информации и убеждения учащихся;
- задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрации определенных приемов работы;
- задачи стимулирования самопознания, самоорганизации, самоосуществления, самовоспитания учащихся;
- задачи реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества.

 

5. Задачи этапа анализа результатов:
- задачи определения степени достижения поставленных целей;
- задачи установления причины недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем [14].

 

Вопрос 2. Профессиональные педагогические задачи: специфика, группы профессиональных задач

 

Спецификой профессиональных задач является их направленность на отражение педагогической реальности, которая может быть представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуальности будущего специалиста. [10. С. 96].

В процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [16].

Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

В исследованиях ученых РГПУ им. А. И. Герцена выделены основные группы профессиональных задач (представлены в таблице), ориентированные на становление базовой (общепрофессиональной) компетенции учителя, которые особенно значимы для современного этапа модернизации образования[8. С. 34-37].

 

Профессиональные задачи

Профессиональная задача Умения  
Видеть ученика в образовательном процессе, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут - уметь осуществлять диагностику развития ребенка как личности;  
- уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику  
- уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка  
- уметь выявлять достижения ребенка  
Создавать условия для достижения учеником цели образования - уметь отбирать содержание и технологии (приемы, способы), позволяющие мотивировать ученика к конкретной деятельности.  
- уметь осуществлять целеполагание  
- уметь выбирать и обосновывать выбор форм и способов рефлексивного, безотметочного оценивания  
- уметь организовывать соц.пробы ребенка  
Взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса   - уметь использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной пед. задачи  
- уметь взаимодействовать с общественными организациями  
- уметь отобрать объекты образовательной среды и использовать их для решения пед. задачи  
Создавать и использовать образовательную среду    
  Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование - уметь определять сферу проф. интересов, выявлять проблемы в осуществлении проф. деятельности и определять способы их решения.  

 

Вопрос 3. Технологии решения задач

(Использованы материалы, подготовленные Е. С. Игнатенко)

 

Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы [12]

Процесс решения задач пронизывает всю деятельность, можно обнаружить процесс принятия решения и при формировании цели, и при выборе способов действия, и при формировании программы действий. При этом следует учитывать, что разные люди (или один и тот же человек в разных ситуациях) принимают решения по-разному.

Решение – это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решений. Типичная структура поведения человека в ходе решения – разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения [3. С.5].

Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности [5].

Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.

А.А. Ашихмин утверждает, что «принятие решений бази­руется на операции выбора, реализующей подчиненность всей деятельности определенной цели или совокупности целей. Рано или поздно наступает момент, когда дальнейшие действия могут быть различными, приво­дящими к разным результатам, а реализовать можно только одно действие, причем вернуться к ситуации, имевшей место в этот момент, уже (как правило) нельзя. [4].

Существуют различные классификации ситуаций принятия решения. Например, Т.Томашевский [2.С.42] выделяет четыре типа си­туаций, в которых необходимо принятие решения о действии:

1. Ситуация выбора (фактически - это классическая ситуация реакции выбора): во всех этих ситуациях человек должен осу­ществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют.

2. Сложная ситуация. Сложными ситуациями называются та­кие ситуации, в которых человек должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника инфор­мации, либо выполнять более чем одно действие.

3. Ситуация предпочтения. Когда различные возможные ре­акции имеют для человека неодинаковое значение, когда по ка­кой-либо причине он выбирает одно из двух.

4. Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении инфор­мации.

Существует несколько типов принятия решения (в соответствии с оценкой соотношения процессов формирования гипотез и их контроля):

1. импульсивные решения (решения принимаются фактически без контроля),

2. решения с риском (контроль – частичный),

3. уравновешенные решения (формирование гипотез и их контроль сбалансированы),

4. осторожные решения (контроль начинает как бы подавлять формирование гипотез),

5. инертные решения (контроль подавляет формирование гипотез)[9].

 

Выделяют и иную классификацию способов принятия решений (по Мескону):

1. Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор.

2. Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Наконец, как и любой другой динамический процесс, принятие решения изменяется, развивается по мере накопления того, что принято называть опытом, формирования установок, отношений, мотивов, целей и т.д.

Процедура решения задач в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые технологии ряда исследователей.

 

Таблица 1

Авторы Этапы решения задачи
В.А.Сластенин 1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2. конструирование способа пед. взаимодействия; 3. осуществление плана решения задачи на практике; 4. анализ результатов решения задачи.
Л.Ф.Спирин 1. Анализ возникающей ситуации; 2. осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы; 3. разработка программы решения задачи системой; 4. осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи; 5. анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.
Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология 1. Точно понять задачу; 2. сформулировать противоречие и идеальный конечный результат 3. составить модель задачи; 4. поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи; 5. применить приемы разрешения противоречий; 6. сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений); 7. выбрать самое сильное решение; 8. проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.
Р. Джойнер 1. Определение желаемого результата; 2. анализ текущей ситуации; 3. анализ причин, приведших к текущей ситуации; 4. анализ всех возможных путей достижения желаемого результата; 5. выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека; 6.реализация решения, текущий анализ, корректировка; 7. выработка планов дальнейшего развития
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1. Диагноз проблемы; 2. формулировка ограничений и критериев для принятия решения; 3. выявление альтернатив; 4.оценка альтернатив; 5. окончательный выбор решения
Б.З. Мильнер 1. Выделение и определение проблемы; 2. поиск информации и альтернатив решения; 3. выбор среди альтернатив; 4. принятие решения
А.Г. Поршнев 1. Появление (постановка) проблемы; 2.выявление факторов и условий её решения; 3. разработка (выбор) решения; 4. оценка, принятие и организация выполнения решения

 

Е. Ю. Сизганова для студентов рекомендует использовать следующий алгоритм ре­шения профессиональной задачи:

1.Анализ ситуации, в которой происходит действие.

2.Определение характера проблемы.

3.Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

4.Определение педагогических понятий, представленных в задаче.

5.Выбор способа решения педагогической задачи.

6.Теоретическое обоснование предложенного решения.

7.Предполагаемые результаты решения задачи.

8.Самоанализ и самооценка принятого решения.

 

Мы предлагаем обобщенную схему решения педагогической задачи:

1 Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление

2 Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий

3 Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития

4 Определить педагогические категории, представленные в задаче

5 Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска

6 Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения

7 Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц

8 Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации

9 Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации

10 Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата

11 Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение

12 Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.

 

Представленные классификации этапов принятия ре­шения во многом сходны и скорее отражают степень дета­лизации тех или иных действий, при этом одни учёные включают в состав изучаемого процесса лишь действия по выработке и принятию решения, другие - действия, связанные с его реализацией. Процесс решения задачи, таким образом, должен быть рассмотрен в системе других процессов, включенных в реальную деятельность человека, при этом связь между мотивом, целью и способом действия далеко не всегда является однозначной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.