Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели организации обучения информатике в начальной школе




Обучение информатике в начальной школе может быть организовано централизовано или распределено. Распределенная организация использования ИКТ в начальной школе опирается на информационный ресурс всей школы. В случае, когда ИКТ кабинет является цифровой зоной всей школы, возникает необходимость более гибкого расписания для участия начальной школы в использовании этой зоны. Однако более целесообразно в том числе с учетом обеспечения САНПиН для малышей иметь в распоряжении начальной школы ИКТ – кабинет, в том числе с возможностью оперативного разворачивания в нем творческих и естественно-научных лабораторий для индивидуального и группового использования учащимися начальной школы в рамках предметных информационных практикумов.

Централизованная модель реализуется на основе сформированной цифровой зоны начального обучения – информационной среды начальной школы. Эта среда должна включать в себя медиалекторий, АРМы учеников в кабинетах начального обучения, и обязательно – АРМ учителя начальной школы. В зависимости от уровня технического оснащения школы информационная среда начальной школы может полностью охватывать все кабинеты начального обучения, а может входить в образовательную среду начальной школы фрагментами. Например, передвижной (мобильный) медиалекторий коллективного пользования может быть один на всю начальную школу и разворачиваться в классе на некоторый период его использования, являясь одновременно переносным АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя. Однако такое фрагментарное решение должно быть лишь стартовым, и предусматривать развитие и наполнение информационной среды начальной школы для всех классов.

Разворачивание информационной среды начальной школы можно начать с информационного центра коллективного пользования. Такой центр должен быть оборудован как ИКТ кабинет для начальной школы с мультимедиа компьютерами, он должен быть включен в школьную компьютерную сеть с выходом в Интернет.

Особо следует отметить роль творческой и естественно-научной лаборатории в информационной среде начальной школы. Эта роль является приоритетной в условиях деятельностной составляющей обучения. Важно, что оборудование для творческих (граф-планшет для рисования, музыкальная клавиатура, цифровая фото/видео камера и соответствующее программное обеспечение) и естественнонаучных лабораторий (цифровой микроскоп, физические датчики) является дополнительным оборудованием к ИКТ кабинету, подключаемым к компьютерам учащихся и комплектуется избирательно под АРМ ученика.

Такое оборудование, как медиапроектор, интерактивная доска, документ камера, цифровой микроскоп являются важными составляющими АРМ учителя в информационной среде начальной школы и обеспечивают повышение эффективности общеучебной деятельности детей на основе активизации ее информационной составляющей.

3.1. Модель1: организация индивидуальной формы обучения с использованием компьютера

Для реализации индивидуальной формы организации обучения информатике с делением класса на две группы в ИКТ – кабинете школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) урок проводится педагогической бригадой. Урок информатики (1 час) проводят учитель начальной школы и учитель информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем с использованием АРМ учителя для начальной школы сначала для первой группы в течение 15 минут, а затем для второй группы учащихся. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики в ИКТ кабинете сначала для второй группы в течение 15 минут, а затем соответственно для первой группы.

Занятия информатикой можно проводить по двух-часовой схеме. Тогда урок информатики с АРМ учителя проводится в рамках расписания, а межпредметный информационный практикум на один урок с использованием компьютерного кабинета проводится по согласованию расписания в школе.

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест. ИКТ кабинет и АРМ учителей начальной школы должны быть подключены к общему школьному серверу для использования образовательных локальной школьной сети. Дополнительное оборудование для рабочего места учителя: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиапроектор.

3.2. Модель 2: бригадная форма обучения с использованием информационного центра начальной школы

Для групповой формы обучения информатике возможно организовать компьютерную поддержку урока информатики и использование ИКТ в предметах в рамках урока без деления на группы в информационном центре начальной школы.

Информационный центр начальной школы представляет собой кабинет с 3-7 компьютерами, локальной сетью и выходом в Интернет. Такой кабинет – современный аналог читального зала компьютеризирован-ной библиотеки; его можно оборудовать именно в читальном зале школы (для распределенной модели информационной среды начальной школы) или в каждом классе (для централизованной модели). В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся – столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение и практикумы с использованием ИКТ средств с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматриваются цифровые зоны. Каждая цифровая зона в классе представлена как АРМ ученика, включающего: 2 парты, 1 компьютер, дополнительное цифровое оборудование, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) и АРМ учителя. Работа за АРМ ученика в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока.

Учителю требуется владение компьютером в рамках ИКТ-активно-сти, предусмотренной обучением информатике и ИКТ, что позволит учителю использовать ИКТ в других предметах. Например, навыки работы в редакторах, клавиатурном тренажере, медиасредах учебного назначения, компьютерных тестах, инструментах компьютерной лаборатории…

3.3. Модель 3: фронтальная форма организации обучения в медиалектории

Для реализации фронтальной формы обучения информатике и другим предметам возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с медиапроектором – АРМ учителя, подключенном к медиаколлекции учебных материалов школы.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CDROM устройством, аудиосистемой (колонки) и медиапроектором с настенным экраном/ интерактивной доской или ЖКС-телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Компьютер должен быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как «электронная» доска, то есть, использоваться в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться медиаколлекциями учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения и пр. (Например, медиаколлекция для начальной школы «Кирилл и Мефодий».)

3.4. Пример межпредметных связей

Информатика Русский язык Чтение Математика Окружающий мир
План действий и его описание Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Последовательность действий при:
  • разборе предложений,
  • разборе слов,
  • установление связи слов в предложении
4) проверка безударных гласных в корне.
Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений. Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах). Последовательность постановки вопросов к тексту. Последовательность действий при решении задач и вычислении выражений. Последовательность действий при выполнении опытов. Последовательность действий в быту. Последовательность действий в школьной жизни. Последовательность происходящего в природе.
  • Отличительные признаки предметов
  • Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.
  • Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Разбиение предметов на группы в соответствии с заданными признаками.
Признаки:
  • слов (звуко-буквенный анализ, разбиение по слогам),
  • частей речи (род, число,...),
  • частей предложения (анализ предложения)
 
Названия признаков в характеристиках персонажей. Характеристики персонажей через значения признаков. Сравнение персонажей и разбиение их на группы в соответствии со значениями их признаков. Характеристики чисел (кратность, число знаков). Характеристики фигур (форма, размер). Составные части задачи. Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике. Классификация предметов и явления в соответствии со значением признаков в природе, обществе, технике.
Логика высказываний Высказывания. Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний. Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме «если...то...». Вопросы к тексту с ответами «да» и «нет». Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном. Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения в процессе решения задач. Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике. Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений.

3.5. Требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

Для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19-21° С, относительная влажность – 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся II-IV классов должна быть не более 15 минут.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

3.6. Оборудование для уроков информатики в начальной школе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.