КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная модель
Основная идея рыночного подхода заключается в установлении цен таким образом, чтобы фирма обеспечивала высокую прибыльность посредством систематической оптимизации соотношения ценность/затраты на свою продукцию. Фундаментальным поведенческим мотивом современной фирмы является удовлетворение разнообразных потребностей покупателей. Именно широкое разнообразие покупательского спроса открывает перед специалистами по ценообразованию неограниченное поле варьирования ценами на товары фирмы. Задача ставится так: добиться максимальной разницы между ценностью товара для покупателя, которую он готов заплатить, и затратами на изготовление фирмой данного товара с такими свойствами. При этом специалисты фирмы должны стремиться к тому, чтобы как можно большая часть этой разницы доставалась фирме и как можно меньше выигрыша осталось покупателю. Моделирование рыночных цен базируется на понятии экономической ценности товара. Под экономической ценностью товара принято понимать цену лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров, которую называют ценой безразличия, увеличенную на ценность для покупателя тех свойств данного товара, которые отсутствуют у лучшей альтернативы. Алгоритм определения экономической ценности товара сводится к следующим шагам: 1) определение цены безразличия; 2) определение отличий; 3) оценка значимости отличий с позиций покупателя; 4) суммирование цены безразличия с оценкой отличий. Цена безразличия определяется специалистами фирмы на основе доступной информации о ценах на альтернативные товары других фирм. Поиск цены безразличия для товаров розничной торговли (потребительских товаров) трудностей не вызывает. Сложнее определить цену безразличия на промышленный товар. Информации о ценах на такие товары крайне мало, и она не обладает достаточной достоверностью из-за неизвестной системы скидок для разных покупателей. Для прояснения ситуации фирмы часто применяют промышленную разведку, делают контрольные закупки через третьих лиц и т.д. Определение отличий на данный товар требует усилий многих специалистов фирмы: конструкторов, технологов, квалиметристов, маркетологов. Поиск отличий осуществляется по следующим параметрам: 1) функциональность; 2) надежность; 3) полезность (количество полезных свойств); 4) содержание вредных (полезных) веществ; 5) затраты на ввод в эксплуатацию; 6) затраты на обслуживание. На данном этапе осуществляется качественное описание отличий по указанным параметрам. Оценка значимости отличий с позиций покупателя предполагает количественную интерпретацию в денежном выражении качественных отличий данного товара или дает ответ на вопрос: насколько цена товара должна быть выше альтернативного, чтобы покупатель согласился оплатить повышенные свойства данного товара? Оценки осуществляются разными способами, но наибольшее распространение на практике получили опрос покупателей, метод пробных продаж, расчет экономической эффективности. Суммирование цены безразличия с оценкой отличий предполагает надбавки к цене безразличия (цене аналога) в виде денежного эквивалента преимуществ данного товара либо вычеты из этой цены, если качественные характеристики уступают аналогу. Приведенный алгоритм расчета цены проиллюстрируем на примере. Пример. Автозаводом МАЗ выпущена новая модель грузовика, аналогом которого является серийный грузовик КамАЗ с ценой 20 000 долл. Группа специалистов МАЗ установила, что новая модель обладает рядом преимуществ по сравнению с аналогом, которым они дали следующие оценки: 1) премиальная наценка за долговечность — 2000 долл.; 2) премиальная наценка на повышенный сервис — 2000 долл.; 3) удовлетворение европейским стандартам выбросов вредных веществ — 4000 долл. Руководством МАЗ была утверждена цена 24 000 долл. из соображений распределения экономической выгоды поровну между заводом и покупателями (20 000+8000/2 = 24 000 долл.). Часто к премиям, полученным как выражение преимущественных свойств товара, добавляется особая надбавка к цене, которую покупатели готовы оплатить, за то, что товары данной фирмы завоевали особую репутацию благодаря их высокому качеству и надежности, — премия за репутацию фирмы-изготовителя или известную торговую марку (бренд). Кроме особых свойств товара, предопределяющих его цену, специалисты по ценообразованию принимают во внимание особые факторы, характеризующие чувствительность покупателей к уровню цен: 1) уникальность (чем уникальнее товар, тем менее чувствительны 2) затраты на переключение (чем сложнее переключаться покупателю с одной марки товара на другую, тем большую скидку он требует); 3) эффект представлений о наличии товаров-заменителей (покупатель требовательнее к цене товара, если она заметно отличается от цены известного ему аналога); 4) затрудненность сравнений (чем менее известна марка товара, тем чувствительнее покупатель к его цене, и наоборот, 5) оценка качества через цену (использование цены как индикатора качества товара или восприятие качества через цену, 6) дороговизна товара (чем выше затраты на приобретение товара по абсолютной величине, тем чувствительнее покупатель 7) значимость конечного результата (чем большую долю затрат 8) возможность разделения затрат (чем большую часть затрат на 9) эффект создания запасов (чем более пригоден товар для хранения, тем чувствительнее покупатель к изменениям цен: 10) мера справедливости цены (выход цены за рамки диапазона, Приведенные соображения имеют решающее значение в со Претензии на ассортиментную прибыль побуждают фирмы формировать ряды близких по конечному предназначению товаров. В таких условиях рассмотренные подходы к ценообразованию на единичный товар необходимо скорректировать на линейку товаров, т.е. группу товаров, которые тесно связаны между собой единой качественной характеристикой. Товары с одинаковым функциональным назначением, различающиеся уровнями основных параметров (мощность, грузоподъемность, октановое число и т.д.), принято называть ценовой этажеркой или параметрическим рядом товаров.
Независимо от выбранной модели ценообразования структура цены представляет собой упорядоченный набор определенных элементов. Этот набор ограничивается пределами бизнеса, т.е. той его частью, которую берет на себя фирма на пути от изготовления продукта до его доведения до конечного потребителя через розничную торговлю, а его контуры очерчиваются в процессе формирования цены. Схематично процесс структурирования цен можно представить в виде табл. 11.1. Таблица 1 Структура цены
Приведенные в таблице виды цен принято называть стандартизованными. Однако в зависимости от специфики отрасли, сферы экономики, способа доставки товара потребителю стандартные цены модифицируются. Эти модификации для удобства также стандартизованы, а стандартизованные модификации цен, вместе взятые, образуют систему цен.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |