Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура. Законы и функции социологии




Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретическое направление включает в себя проблемы социаль­но-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества и места в нем человеческой лично­сти. На этом уровне осуществляется взаимосвязь социологии с другими науками и областями научных знаний — философией, ис­торией, политологией, психологией и др. Концепции, выдвигае­мые социологией на теоретическом уровне, отличаются высокой степенью абстракции и, как правило, не рассматривают такие кон­кретные социальные единицы, как социальная группа или социа­льный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими (макросоциологическими).

Эмпирическое направление в социологии - это сбор многочис­ленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Этот уровень социологического зна­ния иногда называют микросоциологическим.

В последнее время все большую популярность стали приобре­тать теории среднего уровня, понятие и обоснование которых пред­ложил американский социолог Роберт Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологиче­скими теориями. Это промежуточное положение позволяет теорий-ям среднего уровня сыграть роль мостика между “высокой” тео­рией и эмпирическими (практическими) данными. Сегодня в на­шей стране в большей или меньшей степени существует свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получи­ли статус теоретических, другие — прикладных, третьи — теорети­ко-прикладных дисциплин. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей.

Теории среднего уровня можно условно разделить на три груп­пы: теории социальных институтов (социологии семьи, армии, по­литики, труда и т.д.), теории социальных общностей (социологии малых групп, организаций, классов, толпы и т.д.) и теории специа­льных социальных процессов (социологии конфликтов, урбаниза­ции, процессов коммуникации и т.д.).

Некоторые ученые разводят “теоретическую” и “эмпириче­скую” социологию с “фундаментальной” и “прикладной” социоло­гией. Деление на “теоретическую” и “эмпирическую” социологию обусловлено уровнем знания (теоретическое и эмпирическое), де­ление же на “фундаментальную” и “прикладную” — ориентацией (функцией) социологии, направленностью на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной со­циологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии; если же его цель — выработка прак­тических рекомендаций, то оно относится к прикладной социоло­гии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретиче­ским исследованиям. В процессе изучения общественных отноше­ний огромное значение имеют так называемые социальные законы.

Что же такое социальный закон? Г. В. Осипов определяет социа­льный закон как “относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и лично­стью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.”.

Социальные законы, закономерности действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения — на малую группу, на определенную социаль­ную страту, социальный слой или класс и, наконец, на все общест­во. Иными словами, в сфере действия закона могут находиться об­щество в целом или его часть.

Как и все научные законы, социальные законы обладают сле­дующими основными признаками:

1) закон может вступать в дей­ствие только при определенных, строго оговоренных условиях;

2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3) сами условия, при которых действует закон, реа­лизуются не полностью, частично и приблизительно. Наличие ука­занных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей.

 

В качестве примера рассмотрим социальный закон, приведенный А. Зиновьевым. “Если в одном учреждении человеку платят за такую же ра­боту больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ни­чем, кроме зарплаты”. Может случиться, что работник выберет учрежде­ние, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия дейст­вия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми услови­ями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне воз­можно.

 

Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множеств условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя исследования. Именно поэтому повторяемость поведе­ния людей в социальных группах, а значит, и действие социально­го закона, часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако одно обстоятельство несколько упрощает научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные за­коны — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребно­стей в улучшении условий существования, безопасности и призна­нии со стороны других, самовыражении и др. Люди неосознанно действуют в соответствии с социальными законами и обучаются та­кому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих по­требностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо преж­де всего выявлять потребности индивидов, составляющих социаль­ный класс, группу или общество в целом, и, учитывая потребности, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в кото­рых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Пред­сказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человечес­кого поведения позволяют ученым, исследующим человеческое об­щество, открывать социальные законы, определять условия их дей­ствия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Для выделения из всей совокупности общественной жизни со­циальных законов и закономерностей важным является определе­ние и понимание таких понятий, как “социальный факт” и “соци­альный фактор”.

Социальный факт - это единичное, общественно значимое со­бытие или некоторая совокупность однородных событий. В обыч­ном смысле социальный факт — событие, имевшее место вообще, вне зависимости от того, наблюдалось ли оно кем-то кроме свиде­телей или нет; в научном смысле социальный факт — это событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

Социальный фактор (от лат. factor - делающий, производя­щий) - это выделение из ряда переменных неких новых, укруп­ненных признаков, влияющих или способных повлиять на социа­льное событие.

Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую оче­редь теми функциями, которые она выполняет.

Как общественная наука социология выполняет теоретико-по­знавательную и управленческую (практическую) функции; в свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные: мировоззрен­ческую, методологическую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, функцию социального контроля и т.п. На наш взгляд, эти функции зависят от первых двух, или, по крайней ме­ре, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть рас­крыты посредством их понимания.

Теоретико-познавательная и управленческая функции социо­логии также тесно связаны. Научный взгляд на историю является отправной базой для долгосрочного прогноза и в то же время вы­полняет функцию методологии исследования общественной жиз­ни, сознания и поведения людей. Полученные теоретические дан­ные и концептуальный аппарат позволяют детально анализировать общественные процессы, а также прогнозировать возможное их развитие в будущем с учетом многообразных и специфических условий в заданных границах места и времени.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведе­ния в определенных общественных условиях, познание проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его раз­вития. Она имеет целью изучение проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, и выработку рекомендаций относи­тельно их решения.

Управленческая функция это нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем “здесь” и “сейчас”, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате опре­деленных управленческих воздействий “там” и “потом”. Важным моментом при этом является прогноз ближайших и более отдален­ных последствий, что позволяет минимизировать негативные тен­денции. С этой функцией тесно связана функция социального управления, т.е. использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Она охватывает самые широкие области — от определенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регио­нов и стран до социального планирования жизни городов, сел, от­дельных предприятий и коллективов.

Одна из важнейших функций современной социологии - мировоззренческая. По меткому выражению одного из выдающихся рус­ских социологов П. Лаврова, об этом можно судить определенно:

“Если социология не формулирует национальную идею, общест­венный идеал, не указывает направления движения общества на пу­ти к прогрессу, то она превращается в пустую болтовню”.

По мнению русских социологов (М. Ковалевский, П. Сорокин, П. Лавров), вопрос об общественно-историческом прогрессе для социологов является основным.

Социология может также способствовать и улучшению взаимо­понимания между людьми, формированию у них чувства солидар­ности, что, в конце концов, обусловливает совершенствование об­щественных интересов, — это гуманистическая функция социологии.

В завершение можно сделать следующие выводы:

· элементами структуры социологии обычно считают уровни, направления социологического знания (теоретическая, эмпириче­ская социология, теории среднего уровня);

· общественные отношения развиваются по неким правилам, специфичным для той или иной ситуации, но достаточно строго предопределенным и доступным для изучения. Эти устойчивые, систематически воспроизводимые отношения, правила называются социальными законами (закономерностями);

· социология как общественная наука выполняет целый ряд функций, которые могут формулироваться и рассматриваться в за­висимости от выполняемых ею социальных ролей (теоретико-по­знавательная, регулирующая, прогностическая, профилактическая и т.д.).

Таким образом, социология — это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личностей и организаций. Она изу­чает структуру общества, его элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах на макро- и микроуровнях, и их закономерности. Знание социологии помогает познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем.

Умение выявлять и анализировать закономерности социально­го развития различных элементов обществ помогает специалисту прогнозировать социальные процессы, протекающие как в обществе, так и в трудовых коллективах, влиять на тенденции и результатыих развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.