КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура. Законы и функции социологии
Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: теоретическом и эмпирическом. Теоретическое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества и места в нем человеческой личности. На этом уровне осуществляется взаимосвязь социологии с другими науками и областями научных знаний — философией, историей, политологией, психологией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на теоретическом уровне, отличаются высокой степенью абстракции и, как правило, не рассматривают такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими (макросоциологическими). Эмпирическое направление в социологии - это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Этот уровень социологического знания иногда называют микросоциологическим. В последнее время все большую популярность стали приобретать теории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Роберт Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теориями. Это промежуточное положение позволяет теорий-ям среднего уровня сыграть роль мостика между “высокой” теорией и эмпирическими (практическими) данными. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени существует свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус теоретических, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных дисциплин. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социологии семьи, армии, политики, труда и т.д.), теории социальных общностей (социологии малых групп, организаций, классов, толпы и т.д.) и теории специальных социальных процессов (социологии конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.). Некоторые ученые разводят “теоретическую” и “эмпирическую” социологию с “фундаментальной” и “прикладной” социологией. Деление на “теоретическую” и “эмпирическую” социологию обусловлено уровнем знания (теоретическое и эмпирическое), деление же на “фундаментальную” и “прикладную” — ориентацией (функцией) социологии, направленностью на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии; если же его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям. В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют так называемые социальные законы. Что же такое социальный закон? Г. В. Осипов определяет социальный закон как “относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.”. Социальные законы, закономерности действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения — на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона могут находиться общество в целом или его часть. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно. Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей.
В качестве примера рассмотрим социальный закон, приведенный А. Зиновьевым. “Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты”. Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.
Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множеств условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона, часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений. Однако одно обстоятельство несколько упрощает научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, безопасности и признании со стороны других, самовыражении и др. Люди неосознанно действуют в соответствии с социальными законами и обучаются такому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, учитывая потребности, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе. Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, исследующим человеческое общество, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе. Для выделения из всей совокупности общественной жизни социальных законов и закономерностей важным является определение и понимание таких понятий, как “социальный факт” и “социальный фактор”. Социальный факт - это единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий. В обычном смысле социальный факт — событие, имевшее место вообще, вне зависимости от того, наблюдалось ли оно кем-то кроме свидетелей или нет; в научном смысле социальный факт — это событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Социальный фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - это выделение из ряда переменных неких новых, укрупненных признаков, влияющих или способных повлиять на социальное событие. Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую (практическую) функции; в свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные: мировоззренческую, методологическую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, функцию социального контроля и т.п. На наш взгляд, эти функции зависят от первых двух, или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты посредством их понимания. Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии также тесно связаны. Научный взгляд на историю является отправной базой для долгосрочного прогноза и в то же время выполняет функцию методологии исследования общественной жизни, сознания и поведения людей. Полученные теоретические данные и концептуальный аппарат позволяют детально анализировать общественные процессы, а также прогнозировать возможное их развитие в будущем с учетом многообразных и специфических условий в заданных границах места и времени. Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, познание проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, и выработку рекомендаций относительно их решения. Управленческая функция — это нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем “здесь” и “сейчас”, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий “там” и “потом”. Важным моментом при этом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции. С этой функцией тесно связана функция социального управления, т.е. использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Она охватывает самые широкие области — от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран до социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов. Одна из важнейших функций современной социологии - мировоззренческая. По меткому выражению одного из выдающихся русских социологов П. Лаврова, об этом можно судить определенно: “Если социология не формулирует национальную идею, общественный идеал, не указывает направления движения общества на пути к прогрессу, то она превращается в пустую болтовню”. По мнению русских социологов (М. Ковалевский, П. Сорокин, П. Лавров), вопрос об общественно-историческом прогрессе для социологов является основным. Социология может также способствовать и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства солидарности, что, в конце концов, обусловливает совершенствование общественных интересов, — это гуманистическая функция социологии. В завершение можно сделать следующие выводы: · элементами структуры социологии обычно считают уровни, направления социологического знания (теоретическая, эмпирическая социология, теории среднего уровня); · общественные отношения развиваются по неким правилам, специфичным для той или иной ситуации, но достаточно строго предопределенным и доступным для изучения. Эти устойчивые, систематически воспроизводимые отношения, правила называются социальными законами (закономерностями); · социология как общественная наука выполняет целый ряд функций, которые могут формулироваться и рассматриваться в зависимости от выполняемых ею социальных ролей (теоретико-познавательная, регулирующая, прогностическая, профилактическая и т.д.). Таким образом, социология — это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личностей и организаций. Она изучает структуру общества, его элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах на макро- и микроуровнях, и их закономерности. Знание социологии помогает познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем. Умение выявлять и анализировать закономерности социального развития различных элементов обществ помогает специалисту прогнозировать социальные процессы, протекающие как в обществе, так и в трудовых коллективах, влиять на тенденции и результатыих развития.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |