КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические подходы
Система социологического знания ПРИМЕЧАНИЯ Система социологического знания Система — определенным образом упорядоченная совокупность элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостность. Система социологического знания в качестве элементов включает: 1) социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности; 2) общие и специальные социологические теории (например, теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.). Задача этих теорий — решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в его аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро-или микросоциологии, функционализма или символического интеракционизма; 3) отраслевые социологические теории, например, экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача — дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; 4) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например, настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или интервью с типичным избирателем.
Итак, социология изучает: 1) социальные явления: социальную структуру общества, его группы, социальные институты и т. д.; 2) людей, которые являются как бы основой для социальных явлений, благодаря которой существуют указанные социальные явления; 3) причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество и социальные процессы. Интерес к этим трем составляющим характерен для любого направления социологии. В зависимости от того, какому аспекту уделяется больше внимания и каким образом рассматриваются причинные связи между обществом и людьми, можно выделить два основных подхода к объяснению фактов в социологии. Так, для макросоциологии характерно внимание к изучению социальных явлений; “участие” людей в этих явлениях, их роль в них в этом случае признается вторичной, а способность влиять либо вовсе отрицается, либо считается незначительной. Это направление называют также социологическим реализмом. Для микросоциологии на первом плане оказываются конкретные индивиды, которые сами строят социальные явления в рамках своего взаимодействия; следовательно, социальные явления оказываются вторичными по отношению к взаимодействию конкретных индивидов. Микросоциологию называют также социологическим номинализмом.
Справка. Со времен средневековой философии к номинализму относят теории, которые предполагают, что общих понятий не существует, а точнее, они существуют, но лишь в сознании человека и благодаря именам, при помощи которых их обозначают. Соответственно к реализму относят теории, в которых утверждается, что абстрактные, неэмпирические образования объективны, существуют помимо человека и его сознания. В зависимости от того, какие цели ставит перед собой социологическое исследование, можно говорить о фундаментальных и прикладных сферах социологии. В фундаментальных социологических исследованиях преобладает теоретический уровень, а объектом, как правило, является все общество. Фундаментальные исследования ориентируются на открытие законов, которые управляют объектом изучения. По объекту исследования фундаментальные исследования сходны с макросоциологией. Однако существуют макросоциологические исследования, которые не являются фундаментальными, например, переписи населения, плебисциты, референдумы, поскольку они не создают теорий, объясняющих функционирование общества. Теоретический уровень представляет собой формирование и развитие категориального аппарата науки, используемого для открытия и объяснения законов объекта познания. На данном уровне используются в основном общенаучные методы познания (системный, моделирования, эксперимента и др.), а также действуют общенаучные принципы познания (объективности, историзма, причинности, целостности и др.). Достоинством фундаментальных исследований является то, что они представляют собой исследование общества как системы и создают возможность открытия законов общества. Среди недостатков фундаментальных исследований следует отметить прежде всего их умозрительность и недостаточную обоснованность суждений. Кроме того, в результате фундаментальных исследований мы получаем абстрактные суждения высокого уровня обобщения, что может привести к неадекватному истолкованию фактов. Объектом исследования в прикладных социологических исследованиях выступают отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты, причем его результаты непременно могут быть использованы в практических целях. Собственно прикладными методами исследования являются опрос, изучение документов и др. В прикладных социологических исследованиях преобладает эмпирический уровень исследования, а в качестве объекта выступают отдельные общественные явления. Исторические корни прикладной социологии восходят к работам Э. Дюркгейма. Другой исследователь, который оказал большое влияние на становление прикладной социологии, — это А.В. Смолл, создатель и руководитель первого в мире социологического факультета в Чикаго, а также основатель Американского социологического общества. На эмпирическом уровне прикладного социологического исследования осуществляются операции с фактами: сбор, отбор, систематизация и др. Прикладные исследования ориентированы на получение оперативной информации или получение практической выгоды. Теоретический уровень в прикладных исследованиях выражается в разработке и обосновании методов и принципов познания, а также в формировании категориального аппарата. Прикладная социология прошла несколько этапов развития: 1. С 1895 по 1920 г. наблюдался интерес к практическому использованию социологических знаний. 2. С 1920 по 1950 г. — период господства эмпиризма в американской социологии. 3. С 1950 г. социология становится составной частью бизнеса, отказываясь от репутации исключительно университетской науки. Этот процесс протекает до сих пор. Прикладные исследования сходны с микросоциологией. Однако и в этом случае нет полного тождества, так как микросоциологические исследования могут быть теоретическими. Достоинства прикладных исследований заключаются в том, что они позволяют получить конкретную актуальную информацию о том или ином явлении и предоставляют возможность практического использования. К недостаткам прикладных исследований следует отнести невозможность распространения выводов на все общество, то есть построения общей картины социальной реальности, а также описательность при крайне слабой способности к объяснению и предвидению, причем это касается не только общества в целом, но и самого объекта исследования. Между этими сферами существует очень тесная связь. С одной стороны, теория невозможна без фактов, на которые она опирается и которые описывает. С другой стороны, прикладная социология также описывает социальную реальность. А следовательно, теоретическая социология может интерпретировать данные, полученные прикладной наукой, а прикладная социология не может не использовать наработки, полученные социальной теорией, поскольку нуждается в понятиях, которые обеспечивали бы четкую классификацию явлений и их разновидностей. Теории среднего уровня в социологии. В 1947 г. в книге “Социальная теория и социальная структура” Р. Мертон выдвигает идею теорий среднего уровня; смысл этой теории состоит в том, чтобы перебросить мостик от теории к эмпирии, соединить их таким образом, чтобы использовать достоинства обоих уровней познания. По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня являются посредниками между малыми рабочими гипотезами эмпирических исследований и фундаментальной теорией. Напомним, что фундаментальные теории предлагают модели, в соответствии с которыми должны интерпретироваться те или иные факты (хотя это не всегда возможно), а эмпирические исследования ориентированы главным образом на фиксацию фактов, но не на их объяснение. В теориях же среднего уровня факты не просто фиксируются, но и интерпретируются. И действительно, факты, которые трудно или невозможно объяснить с позиций глобальной теории, можно объяснить с позиций теории менее общего уровня обобщения. Соответственно, и объектом теории среднего уровня не является общество в целом. В зависимости от того, с чем соотносится теория среднего уровня, Р. Мертон выделил три группы таких теорий. 1) теории социальных общностей (социология классов, страт, наций, конфессий, толпы, территориальных общин и др.); 2) теории социальных институтов (социология семьи, армии, государства, права, организаций, выборов и др.); 3) теории социальных процессов (социология преступности, наркомании, миграции, урбанизации, мобильности, коммуникаций, общественных движений и др.).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |