Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм и эмпиризм

Знание и мнение

Знание (эпистеме) и мнение (докса) - категории древнегреческой теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Парменид впервые соотносит мнение и знание (и соответствующие им способы познания) с различными уровнями реальности: чувственное восприятие, направленное на изменчивый мир становления, приводит к «мнениям»; «мышление» и «разум», обращённые на умопостигаемый мир неизменного бытия, приводят к «истине», причём предполагается корреляция «мнения» с человеческим, а «знания» — с божественным субъектом. Оппозиция Парменида сохраняет своё значение в философии Платона: «бытие относится к становлению, как мышление — к мнению». Мнение занимает промежуточное положение между знанием и незнанием, поэтому на онтологическом уровне ему соответствует промежуточная сфера между бытием и небытием — чувственный изменчивый мир. Платон связывает познание истины с припоминанием идей-сущностей, с умозрением, а мнение отождествляет с верованиями, чувственным наблюдением, с житейским, повседневным опытом. Общепринятые мнения предстают как сфера предрассудков, которая удерживает разум в плену, ставит ему пределы. При этом Платон дифференцирует виды мнения и выделяет «правильное мнение», которое может быть правомерно и даже целесообразно. Однако принципиальное отличие правильного мнения от знания заключается в том, что знание всегда обоснованно и систематично, тогда как правильное мнение необоснованно и интуитивно. Аристотель также считает мнение чувственным методом познания, предмет которого - случайное и единичное, тогда как предмет знания – необходимое и всеобщее. Таким образом, знание – это объективная, внутренне дифференцированная и упорядоченная совокупность обоснованных представлений о действительности, а мнение – субъективное, одностороннее, несистематизированное представление о фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования.

Главными познавательными способностями человека являются чувства и разум. Одной из важнейших проблем теории познания стал вопрос об их роли в получении и обосновании знания. Разные решения проблемы обоснования знания привели к расколу философов на два конфликтующих направления — эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Обоснование – это способ оценки и принятия знаний, обоснование знаний состоит в установлении их истинности или ложности. Оно включает целую серию мыслительных действий, касающихся:

1) доказательства истинности одних суждений с помощью других, истинность которых уже установлена. Данное, наиболее строгое доказательство, достигается с помощью дедуктивных умозаключений и является опорой рационализма;

2) подтверждения вероятностного утверждения, например гипотезы, соответствующими аргументами или доводами в виде фактов, свидетельств и данных наблюдений, и является опорой эмпиризма.

Эмпиризм (от греч. empiria опыт) это направление, придающее решающую роль в процессе познания органам чувств и чувственному опыту. Эмпиризм исходит из того очевидного факта, что наше познание внешнего мира начинается с чувственного восприятия: вступая в контакт с окружающими вещами и явлениями, мы с помощью органов чувств получаем ощущения и восприятия. Затем мы комбинируем эти восприятия, классифицируем, обобщаем их, находим средства их выражения — все это делает разум. Но он ничего не может добавить к тому, что уже содержалось в чувственном восприятии. В разуме нет ничего, чего уже не было бы в чувствах. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Рационализм (от лат. ratio — разум) – это направление, опирающееся прежде всего на успехи математики и математического естествознания, его представители стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления, для которого являются врожденными. Согласно рационализму, всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на появление понятий, которыми оперирует ум, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. Его представители в 17 в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант. Фихте, Гегель.

Хотя к настоящему времени выявилась историческая ограниченность как эмпиризма, так и рационализма, до сих пор философы, рассматривающие проблемы теории познания, тяготеют либо к эмпиристской традиции, напр. позитивизм, либо к рационалистской, напр. неокантианство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественные предпосылки и источники сознания | Проблема врожденности знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.