КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постоянная и переменная величина
Пример простой программы на языке С /* Программа 1.1. Площадь прямоугольника (в стиле С) */ #include <stdio.h> main () { float a, b, /* стороны прямоугольника */ s; /* площадь прямоугольника */ printf ("\n Стороны прямоугольника = "); scanf (“%f %f”, &a, &b); s = a * b; printf ("\n Площадь = %.2f \n ", s); return 0; } Можно обойтись без дополнительной переменной s, тогда вычисление площади выполняется при выводе результата: printf ("\n Площадь равна =%.2f \n ", a * b); Пояснения к программе. 1. /* */ - комментарий языка С, не выполняется и не влияет на работу программы. 2. main() – заголовок главной функции, круглые скобки после имени main указывают на то, что это функция. Тело функции заключено в фигурные скобки { }. 3. Программа на языке С состоит из одной или нескольких функций, выполнение программы начинается с функции main(). 4. float a, b, s; – объявлены переменные вещественного типа с именами a, b, s. 5. printf () - вызов стандартной функции для вывода сообщения и результата. В скобках задаются параметры вызова - форматная строка в кавычках и возможно список выводимых значений. printf ("\n Стороны прямоугольника = "); Форматная строка содержит текст в кавычках, где символ \n - переход на новую строку. printf ("\n Площадь = %.2f \n ", s); Форматная строка, кроме текста, содержит формат вывода переменной s. Выводится значение переменной s или выражения a*b. %f – формат ввода/вывода вещественного числа, %.2f - формат вывода вещественного числа с точностью до 2-х знаков после запятой. 6. scanf () - вызов стандартной функции для ввода исходных данных. Параметры вызова - форматная строка в кавычках и имена переменных. Символ & (амперсенд) перед именем переменной означает операцию получения адреса переменной. 7. #include <stdio.h> - директива препроцессора для использования стандартных функции ввода/вывода. <stdio.h> - заголовочный файл, содержит объявления стандартных функций ввода/вывода. 8. return - оператор возврата, завершает выполнение функции. Оператор return 0; означает успешное завершение программы. 9. В любом языке есть зарезервированные (ключевые, служебные) слова, которые имеют специальное назначение и могут использоваться только по своему назначению, например, ключевое слово return – оператор возврата, завершающий выполнение функции. Список ключевых слов языка С приведен в учебном пособии [1]. Рис.1.1. Основные символы (виды блоков) схем алгоритмов Пример программы с вводом/выводом в стиле языка С++ // Программа 1.2. Площадь прямоугольника (в стиле С++) #include <iostream.h> void main () { float a, b, // стороны прямоугольника s; // площадь прямоугольника cout << "\n Стороны прямоугольника = "; cin >> a >>b; s = a * b; cout << "\n Площадь = “ << s; } Пояснения к программе. 1. // - строчный комментарий, используется в С++, наряду комментарием /* */. 2. <iostream.h> - заголовочный файл, содержит объявления стандартных объектов-потоков языка С++: cin – поток для ввода с клавиатуры, >> - операция для чтения данных из потока; cout - поток для вывода на экран, << - операция для вывода данных в поток. 3. Ключевое слово void обозначает отсутствие значения функции main. Функция завершается после выполнения последнего оператора, оператор return не обязателен. Данные программы представляются в виде величин различных типов, например, целых или вещественных чисел, символов. Величина имеет обозначение, обладает значением, которое хранится по некоторому адресу в оперативной памяти и принадлежит некоторому типу данных. Константа - для представления постоянных величин. Значение константы не может измениться. Типы констант Примеры констант Целые числа: 15 -1 100 Вещественные числа: -1.05 0.0001 (1е-4) Символьные: ‘А’ ‘a’ ‘*’ ‘9’ Строковые: “KGTU” “Kazan” Символические константы. Константа может быть именована, такие константы называют символическими константами, по традиции имена констант задают заглавными буквами. Примеры объявления символических констант: #define N 20 const float PI = 3.1415; При описании конструкций языка С используем метаязык (метаязык – язык для описания другого языка), в котором метасимволы имеют следующее значение: 1. | - "или", разделяет возможные варианты записи. 2. ... - символ повторения: предыдущий элемент может повторяться один или более раз. 3. { } - группируют несколько элементов в один для символа повторения; могут содержать выбор одного из вариантов записи (варианты указываются столбиком или разделяются символом ‘|‘). 4. [ ] - то же, что { }; кроме того, обозначают необязательность заключенной в них конструкции. 5. метапеременные заключаются в угловые скобки < >. Переменная величина может принимать в программе различные значения. До использования в программе переменная величина должна быть объявлена. Объявление переменной величины: <тип> <имя> [,<имя>…]; При объявлении переменной определяются: имя переменной величины - идентификатор; тип данных, к которому она относится. Идентификатор – имя для обозначения переменной величины в программе. Кроме переменных величин именуются функции, метки. Идентификатор – последовательность латинских букв, цифр, символов подчеркивания. Идентификатор должен начинаться с буквы или символа подчеркивания. Не допускается совпадение имени с ключевыми словами языка, например, с ключевым словом while (оператор цикла). Примеры идентификаторов: summa, X, k2, k_sim Тип данных величины определяет: - множество допустимых значений величины; - набор допустимых операций над ними; - способ представления этих значений в памяти. Базовые типы данных: Целые – · char (символ); · int, · unsigned (беззнаковое целое), · short (короткое целое), · long (длинное целое), Вещественные – · float, · double (двойной точности); Прочие: · пустой – void; · перечислимый – enum. Диапазоны возможных значений величин базовых типов данных приведены в учебном пособии [1]. Примеры объявления переменных величин и функций int i, j; // две целочисленные величины float x, y=0; // две вещественные величины char c; // символ // массив из 5 целых чисел, значения элементов массива сразу определены int z[5]={1, 3, 12,-8, 15}; float a[10][10]; // двумерный массив вещественных чисел char st[80]; // строка на 80 символов char s[]=“KGTU”; // строка // заголовки функций void main(void) int fact (int n)
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |