Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о «понятии»




Понятия бывают научными и житейскими. Научное понятие – это понятие отражающее явление, изучаемое различными науками. Понятие житейское – несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Синонимы: спонтанное, эмпирическое, детское. Например, для ребёнка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения силы.

Формирование у учащихся научных понятий – одна из центральных проблем дидактики. Оно представляет один из самых сложных объектов учительского мастерства, требующего знания философии, логики, психологии, педагогики.

Главным источником формирования понятий, как и мышления в целом, является действительность, деятельность человека.

Ощущения и восприятия - простейшая форма отражения предметов материального мира в психике - представляют материал для представлений. В представлениях совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению (понятию).

В настоящее время в отечественной педагогической психологии существуют два подхода к формированию научных понятий у учащихся. Первый опирается на эмпирическую теорию обобщения, второй на теорию содержательного обобщения. Исследователи считают, что эти два подхода нельзя противопоставлять, а тем более игнорировать один из них. Внутри первого подхода существуют различные точки зрения об особенностях усвоения понятий учащимися. Одна из них принадлежит Н.А. Менчинской, которая считает, что

1)содержание понятий учащимися усваивается не сразу, а постепенно, по частям, причём у разных учеников процесс усвоения происходит с разной скоростью и часто растягивается на очень длительный срок;

2) долгое время научные признаки понятия искажаются, сочетаясь с «донаучными»;

3) разделение главных и второстепенных признаков понятий и систематизация их устанавливаются лишь постепенно;

4) постепенно происходит и обобщение понятий, которое у слабых учеников часто остаётся совершенно не достаточным.

В рамках второго подхода иную позицию высказывает П.Я. Гальперин и Н.Ф.Талызина. Они считают, что этап существования неверных «донаучных» представлений с научными понятиями не является обязательным, что он может быть совсем исключён, если сразу же правильно раскрывать научное содержание понятия. Они считают, что формирование понятий не следует растягивать на продолжительный период времени, что это можно осуществить «в один приём».Работая в основном с научными геометрическими понятиями, Н.Ф.Талызина установила, что их усвоение предполагает формирование по крайней мере трёх действий, которые

 

Понятие – это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами понятие – это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишённого возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен) давать своё, только ему принадлежащее название («имя»).

Понятия выступают перед обучающимся как элементы социального опыта. В них зафиксированы достижения предыдущих поколений. Обучающиеся должны этот социальный опыт сделать своим индивидуальным опытом, элементами своего умственного развития. Понятие, усвоенное человеком, становиться образом, но образом особым: абстрактным и обобщённым. Человек может мыслить, используя различные понятия, однако как только он представляет образ какого либо конкретного объекта, то в этом образе обязательно будут содержаться несущественные признаки. Например, представленный образ собаки будет содержать как общие признаки – это домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, на четырёх лапах, с хвостом, которое умеет лаять. Так и несущественные признаки – это величина, окраска, форма ушей, лап, и др.

Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной или читаемой), первым делом надо четко выделить все значимые понятия, в скольких бы словах каждое понятие не выражалось. Часто понятие представлено несколькими словами. «Блочный дом», «неполное высшее образование», «Государственная инспекция безопасности дорожного движения»... Столь же часто понятие выражается, одним словом. « Ночь», «улица», «фонарь, «аптека»... Учтём, однако, что одно и то же слово очень часто выражает разные понятия (мир как общество, мир как не война, мир как вселенная...). Получается, что понятий у человечества больше чем слов.

Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединённых, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Или понятие «жизнедеятельность» относиться как к миру животных, так и к миру людей. Например, жизнедеятельность обезьян или жизнедеятельность общества, жизнедеятельность взрослых и детей в школе и др. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая

например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство. Или жизненный путь отдельного человека. Конкретные понятия относятся ко вполне определённому, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга», «кошка», «озеро», «книга» и др.). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, «совесть», «дружба», «разлука», «страх» и др.).

Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид мышления свойственен человеку, начиная с определенного возраста, и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Имеются две стратегии усвоения понятий – экземпляра и проверки гипотезы.

Стратегия экземпляра базируется на сравнении одного объекта (экземпляра) с другим, образ которого уже хранится в памяти, и последующем соотнесении обоих объектов к одному и тому же понятию. Например, сравнивая впервые увиденного на улице огромного дога с маленьким пуделем, ребенок без колебаний относит дога к понятию «собака», хотя внешний вид этих животных существенно различается.

Стратегия проверки гипотезы основана на абстракции: индивид выявляет общие признаки у понятий и выдвигает гипотезу о том, что эти признаки относятся к данному понятию.

Выяснено, что обе стратегии задействуют различные участки мозга, что является косвенным доказательством прав этих гипотез на раздельное существование.

Мышление через понятия тесно связаны с процессами осознания, понимания и суждения. Осознание характеризует факт постижение смысла употребляемого понятия. Осознание понятия – это понятие, усвоенное во всей его полноте. Без осознания невозможно использовать понятие безошибочно.

Понимание чаще трактуют как составляющую психического процесса формирования понятия (процесса постижения чего-то), реже – как способность постичь смысл чего-то. Понимание характеризуется:

· глубиной, отражающей осознание всего многообразия взаимосвязи между изучаемыми объектами;

· отчетливостью осознания этих взаимосвязей, отражающей их четкое однозначное соотношение;

· полнотой осознания, отражающей объём осознаваемой взаимосвязей;

· обоснованностью осознания, характеризующей правильность взаимосвязей по некоторой системе критериев.

Различают непосредственное непонимание, когда понятия после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.

Суждение процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т. п. Это результат способностей индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек – добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированного у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различаю типы суждений:

· формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» - истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями относящимися к разговору о небе);

· эмпирическое, характеризующее как взаимосвязи между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри какое небо голубое!»).

Умозаключение – высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством добытым логическим путём. «Флегматик – человек спокойного нрава. Петров – спокойный человек, значит он флегматик». Здесь два суждения («флегматик – человек спокойный» и «Петров – спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:

· индукция – когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; -это мохнатое существо на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно перед нами собака);

· дедукция – когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения (пример: всё летчики люди смелые; Иванов – летчик, следовательно человек смелый);

· аналогия – когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков объектов;

· предположение – когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи, лета и зимы).

В логике исследуются понятия, как мысли особого вида, способы выявления логических форм понятий и установления отношений между понятиями и т.д.

Когда мы можем сказать, что человек имеет понятие о предметах какого-либо класса? В том случае, если этот человек может указать систему признаков, общую для предметов данного класса и в тоже время не принадлежащую предметам, которые не входят в этот класс. В логике дают следующее определение понятию – это мысль в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Слово «предмет» употребляется здесь в самом широком смысле.

Чтобы установить между понятиями связи, обусловленные их логическими формами нужно научиться эти формы выявлять. Для этой цели можно использовать язык логики предикатов. Предикат – в логике: понятие, определяющее предмет суждения – субъект. [Ожегов С.И. Словарь русского языка С. 532].

 

Упражнение 1. Сравните определение понятия, приведенное выше со следующими определениями. Что в них общего а, что различного?

1. «Понятие – это мысль, посредством которой в суждении отражаются предмет суждения, его свойства, а также отношения между предметами». (Логика. М., 1956).

2. «Понятие – это высшая форма мысли, в которой отображается сущность предмета или класса предметов» (Кондаков Н.И. Логика. М., 1954).

3. «Понятие есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков предметов» (Формальная логика. Л., 1977).

4. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов» (Гетманова А. Д. Логика. М., 1986).

5. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках» (Кирилов В. И., Старченко А.А. Логика. М., 1987).

Поскольку в понятиях предметы обобщаются и выделяются на основе системы признаков целесообразно познакомиться с основными видами признаков.

 

В педагогике научные понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета. Задача преподавателя (учителя) – обеспечить полноценное усвоение этих понятий. Если мы обратимся к школьной практике, то увидим, что эта задача решается далеко не так успешно, как того требуют цели общеобразовательной школы. Главный недостаток школьного усвоения понятий – формализм. Суть его состоит в том, что учащиеся, правильно воспроизводят определения понятий, т.е. осознавая их содержание, не умеют пользоваться ими при ориентировке предметной действительности, при решении задач на применение этих понятий. При усвоении научных знаний обучаемые сталкиваются с разными видами понятий. Не умение обучаемых дифференцировать понятия приводит к неадекватному их усвоению.

Практика показывает, что в процессе обмена мыслями люди не пассивно воспринимают и передают друг другу суждения и понятия об окружающем мире и собственных действиях. В беседе, в споре, в дискуссии,

. в ходе обсуждения любых вопросов производства, науки и житейского обихода люди убеждают слушателей, читателей, собеседников и оппонентов в правоте своих взглядов, защищают, доказывают и отстаивают истинность своих суждений и понятий, опровергают те взгляды, которые они считают ложными. Другими словами, в ходе обмена мыслями собеседники обосновывают соответствие своих представлений, суждений и понятий предметом и явлением окружающего мира.

Многовековой опыт убедил людей в том, что обоснованность, доказательность – это важное свойство правильного мышления. Оно является отображением в нашем сознании одной из наиболее общих закономерностей объективной действительности – взаимосвязи, взаимообусловленности предметов и явлений. И наши мысли о предметах и явлениях внешнего мира также должны находится во взаимной связи.

Но связи, как в природе, так и в мышлении бывают различные. Одни из них очевидны, бросаются в глаза при первом же знакомстве, другие не видны непосредственно. Так, связь между ударом палкой по воде и волнообразным движением водной поверхности очевидна каждому, но, например, связь между болезнью и причиной, её вызвавшей, зачастую не видна.

Это в большей мере относится к нашим мыслям о предметах и явлениях. Связь между отдельными мыслями ещё менее очевидна, ибо всякая мысль есть отображение предметов и явлений объективной действительности. Причём, как нам уже известно, это отображение не является простым, непосредственным цельным снимком. Наши мысли не механистически, как простое зеркало, отображают закономерности природы и общества. Естественно поэтому, что умение убедительно доказать в процессе того или иного рассуждения необходимую связь мыслей, в которой отображаются связи предметов и явлений объективного мира, является чрезвычайно важной чертой мышления. Голословные утверждения всегда считались пустопорожним занятием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.