Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды понятий




Содержание и объём понятия.

Логика в понятиях различает объём и содержание.

Содержание понятия – это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии. Например, число - понятие количества, величина при помощи, которой производится счёт. Различают логическое и фактическое содержание понятия.

Логическое содержание – это та информация, которую, несёт логическая форма понятия. Чтобы выявить логическое содержание понятий надо отвлечься от смыслов и значений. Что даёт знание логического содержания понятий? Во-первых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие универсальным, т.е.выделен ли в нём весь универсум рассуждения(род).(Например, число - это величина при помощи, которой производиться счёт). Чего не достаёт в этом определении понятия? Отношения этого понятия к определённому классу понятий оперирующих количеством, т.е. принадлежности к определённому роду. Во-вторых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие пустым в том смысле, что в нём не выделяются ни один предмет из универсума.

В-третьих, логические содержания могут использоваться при установлении отношений между понятиями.

Фактическое содержание понятия делиться на основное и полное. Основное фактическое содержание -это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов понятии, рассматриваемая сама по себе, т.е. без учёта всего имеющегося знания об обобщаемых предметах, о связях признаков, входящих в эту систему, с другими признаками и т.д.

Полное фактическое содержание – это содержание понятия с учётом всего имеющегося знания о предметах, обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение, и.т д. Очевидно, что основное и полное содержания одного и того же понятия могу не совпадать. Например, понятие «дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии привязанности, общности интересов. Это фактическое содержание понятия. Полное фактическое содержание понятия дружба может быть дополнено.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии привязанности, общности интересов, взаимопомощи, благожелательных отношениях между друзьями.

Объём понятия – это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия.

Логический объём - это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей логическое содержание понятия.

Фактический объём - это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей фактическое содержание понятий. Отдельные предметы, относящиеся к классу предметов, представляющему собой объём понятия, называются элементами объёма понятия. Элементами объёма понятия о человеке являются отдельные люди. Подклассы объёма понятия, не совпадающие с ним и не являющиеся пустым множеством, называются частями объёма.

Связь между содержанием и объёмом понятия выражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания второго, тогда объём первого больше объёма второго Например, сравнивая содержание понятий «учащийся» и «студент», мы можем утверждать, что содержание первого меньше чем содержание второго. Объёмы же этих понятий находятся в обратном соотношении, поскольку студентов меньше, чем всех учащихся.

Логика выделяет виды понятий. Понятия делятся на виды по:

· количественным характеристикам объёмов понятий;

· типу обобщаемых предметов;

· характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.

Большей частью эта классификация относится к простым понятиям. По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объёмом и понятия с непустым (ненулевым) объёмом.

Пустым по объёму называют понятие, в объёме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждений. Универсум 1) философский термин, обозначающий «мир как целое»; 2) мир, вселенная. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М., ЭКСМО – Пресс, 2001. С. 369.). Содержанием таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума. Например: 1) «вечный двигатель»; 2) «вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным»; 3) «человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

Пустота приведённых понятий обусловлена разными обстоятельствами. Первые два пусты из-за противоречивости их фактических содержаний, т.е. из-за противоречивости содержаний в рамках имеющегося знания. Содержание первого противоречиво в силу закона сохранения энергии. Содержание второго – в контексте со знанием «все металлы электропроводны».

Первые два понятия имеют пустой фактический объём, иными словами не соответствуют данным науки. Логические же объёмы этих понятий не пусты. Содержание третьего из приведённых выше понятий самопротиворечиво (логически противоречиво). Оно имеет пустой логический объём.

Возникновение понятий, логическое содержание которых противоречиво, связано с ошибкой в познании. Такие ошибки возникают при образовании сложных понятий. Понятия, логическое содержание которых непротиворечивы, а фактически противоречивы, возникают в следующих случаях.

Первый. В науке образуются понятия не только о тех предметах, которые, уже известны, но и о тех, существование которых лишь предполагается. При образовании понятий последнего типа проявляется активных характер познания. В результате дальнейших исследований может оказаться, что этим понятиям ничего не соответствует в действительности, их фактическое содержание противоречиво. Например, «живые существа, обитающие на Марсе». В момент образования таких понятий их фактическое содержание противоречивым не является. Оно становиться таковым с развитием знания.

Второй. В науке образуются понятия, содержание которых с самого момента их образования является противоречивым в контексте всего имеющегося знания. Контекст законченная в смысловом отношении часть текста (Ожигов С.И. Словарь русского языкаМ.,1972, С. 268).Предметы, обобщаемые в этих понятиях, не существуют в действительности. Например, «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело». Понятия этого вида необходимы для построения теорий. В рамках этих теорий содержание их не противоречивыми.

По объёму выделяют понятия единичные и общие. В объёме единичного понятия содержится один элемент, а в объёме общего более одного элемента. Общие делятся на универсальные и неуниверсальные. Объёмом универсального понятия является весь универсум, а объёмом не универсального – не весь.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и не собирательные, а так же на конкретные и абстрактные. Элементами объёмов собирательных понятий являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое. Примеры собирательных понятий: «народ», «студенческая группа». Указанные понятия являются общими. Собирательные понятия могут быть единичными. Например, «российский народ».

Элементами несобирательных понятий являются отдельные предметы. Например, «Кубанский государственный университет».

Конкретными называются понятия в которых обобщены реально существующие предметы или их признаки.

Абстрактными являются понятия о так называемых абстрактных объектах.

По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы понятия делятся на положительные и отрицательные, а так же на относительные и безотносительные.

Содержанием положительного понятия является положительный признак, а отрицательного - отрицательный. Примеры положительных понятий: «живущий по средствам», «говорящий по английски», отрицательные «живущий не по средствам», «не говорящий по английски».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.