Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии обучения

На современном этапе совершенствование учебно-воспитательного процесса выражается в разработке и внедрении как новых видов обучения, так и новых педагогических технологий.

В педагогической литературе, начиная с 50-х годов и по настоящее время, часто встречается такое понятие, как «технология» или его вариации: педагогическая технология, технология обучения, образовательные технологии, технологии в обучении и образовании. Существует более 300 формулировок образовательно-технологического процесса.

На сегодняшний день отсутствует единое понимание понятия "технология обучения".

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическая технология – это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризуется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка" А. Даля.).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).

Исходя из приведенных определений, можно сказать, что педагогическая технология сходна с методикой обучения в той ее части, которая непосредственно связана с осуществлением процесса обучения, с методами и методическими приемами, с формами обучения, со строго регламентированным решением учебно-воспитательных задач.

Понятие "педагогическая технология" уже, чем понятие "методика обучения", отвечающая на вопросы «чему, зачем и как учить». Существенной чертой технологии обучения, отличающей ее от методики обучения школьного предмета, в том числе и экологии, является процесс целеполагания. Технология отвечает на вопрос – «как учить», как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

В методике обучения под педагогической технологией понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.

Т.О. главная функция педагогических технологий – проектирование, реализация образовательных целей обучения и развитие личности ученика, выражение различных моделей обучения, характеризующих основные принципы обучения, методологию гуманистического, развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система служит основой для разработки технологии. Перевод предметного (экологического) знания в систему управления учебной деятельностью называется технологией обучения. Технология обучения является одним из видов педагогических технологий и рассматривается как синоним методики обучения.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя и состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения рассматривается как системная категория, структурными составляющими которой являются: а) концептуальная основа – главная идея обучения; б) содержательная часть обучения (цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала); в) процессуальная часть – технологический процесс (формы организация учебного процесса; методы и средства педагогического взаимодействия учителя и учащихся; методы и формы учебной деятельности школьников, результат деятельности – диагностика учебного процесса).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмбриология | Современные технологии в экологическом образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована система экологи­ческого образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.