КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии игрового обученияПонятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиажеи др. "Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: · в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; · как элемент более общей технологии; · в качестве урока или его части (введение, контроль); · как технология внеклассной работы. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры. Огромная роль в развитии и воспитании школьников принадлежит игре – важнейшему виду учебной деятельности. Она является эффективным средством формирования личности обучающегося, его морально-волевых качеств. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе. Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем: · формирование системы знаний о природе; · формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; · формирование коммуникативных умений и навыков. Технология проведения экологической игры состоит в следующем: 1. Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка. Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой:
В эколого-ориентированной игре реализуется потребность обучающихся взаимодействия с окружающей средой. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребят; их внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности воспитанников, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество обучающихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования. Экологические игры — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. При реализации системы экологического образования обычно активно используются три основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами; игры со скрытыми правилами и компьютерные игры. Примером игр первого типа являются подвижные игры, развивающие - интеллектуальные игры, игры-забавы, игры - аттракционы. Игры первого типа достаточно часто используются во время занятий в качестве закрепления материала занятия либо для смены деятельности обучающихся. Они должны требовать от играющих планируемых активных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Эти игры способствуют устойчивой мотивации подростков к занятиям за счет их соревновательного, творческого, коллективного характера. Игры второго типазанимают особое место в учебном процессе. Правила в них существуют неявно. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: экологи заботятся об охране природы, директора заводов думают о своей выгоде, политики должны учитывать интересы всех слоев общества и выделять основные из них, инженерам необходимо придумать что-то новое для решения поставленной задачи и т.д. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Подразделяют их на ролевые и имитационные (включая компьютерное моделирование). Ролевые экологические игры — это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д. Игра помещает воспитанника в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире. Ролевые игры помогают обучающимся развить навыки межличностного общения. В ролевой игре, в условиях совместной деятельности каждый обучающийся приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие взрослому человеку. Мотивация, интерес и эмоциональная приподнятость участников ролевой игры обусловливают широкие возможности для организации целенаправленной деятельности по достижению результата, продуктивного общения и взаимодействия, для развития творческого мышления ребят в системе дополнительного образования. Творческая активность личности в ролевой игре обусловливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда обучающийся находит то или иное оригинальное решение, которое сразу влияет на траекторию игры и соответствующим образом оценивается (ведущим игру или самими участниками игры); происходит постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности и нарастание мобилизующей напряженности на основе усиления интереса к игровому процессу. Именно интерес оказывается наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его, пробуждая логичность мышления. Имитационные экологические игры — это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования. Компьютерные игрыимеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Ребята усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил). Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (в игре видно, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных). Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических ЗУН. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологические викторины, «Поле чудес» и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в обучении.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 1. Стрессовая педагогическая тактика; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5. Провалы в существующей системе физического воспитания; 6. Интенсификация учебного процесса; 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: o Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. o Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. o Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. o Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |