Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посягающих па собственность





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

(в ред. Федеральных законов от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 16.05.2008 № 74-ФЗ)».

Именно поэтому с точки зрения целесообразности уголовно-правовой анализ кражи необходимо исследовать с учетом примечания 1 к ст. 158 УК, так как "признаки" хищения, изложенные в нем, имеют предопределяющее значение не только для установления признаков кражи, но и для решения многочисленных вопросов иных преступлений против собственности.

Закон определяет кражу, во-первых, как хищение, во-вторых, как тайный способ хищения чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ), что является предопределяющим способом совершения преступления, что и будет исследовано более подробно ниже.

Хищение - это родовое понятие по отношению к целой группе преступлений против собственности, имеющих общие объективные и субъективные признаки. И характерно то, что законодательное определение хищения не содержит исчерпывающего перечня его форм. Формами хищения являются: кража (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), грабежи (ст. 161), разбой (ст. 162). Особое место отводится законодательством вымогательству. "С одной стороны, он ставит его в один ряд с хищениями по наказуемости, по конструкции составов (ст. ст. 158 - 163, 165, 175), <...> при характеристике способа преступления (ст. ст. 221, 226, 229 УК). С другой стороны, формулировка "хищение либо вымогательство" (данная в примечании № 1 к ст. 158 УК) как бы выводит вымогательство за рамки хищения. По-видимому, это связано с тем, что вымогательство, направленное на завладение чужим имуществом, подпадает под определение хищения, а вымогательство, не направленное на завладение имуществом, лишь частично отвечает признакам хищения".

Объектом хищений, а равно иных преступлений, указанных в главе 21 УК РФ, являются отношения собственности. Родовым объектом преступлений против собственности также являются отношения собственности, выражающиеся в принадлежащих собственнику правах владения, пользования и распоряжения имуществом, именуемых в теории гражданского права "полной триадой собственности" (ст. 212 ГК РФ). В отношения собственности включают и право законного приобретения имущества (ч. 3 ст. 212 ГК РФ).



Необходимость уголовно-правовой защиты собственности опирается не только на положение ст. 8 Конституции РФ, но и на ее ст. 35 о том, что право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Хищение - всегда имущественное преступление. Это первый признак предмета хищения.

Предметом преступлений против собственности являются имущество и предметы, дающие право на получение имущества, т.е. конкретные вещи, предметы материального мира, флора, фауна, домашние животные и т.д.

Следует иметь в виду, что предметом преступлений против собственности может быть только чужое имущество. Это специально подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 25 апреля 1995 г. № 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" ( в ред. Постановления Пленума ВС РФ №29 от 27.12.2002) . О чем мы уже говорили выше.

Имущество - это предмет, по поводу которого совершается то или иное преступление против собственности.

При определении предмета важно уяснить, что признается имуществом в правовом смысле. Имуществом признаются различные предметы, имеющие стоимость и не изъятые из гражданского оборота, например, деньги, имеющие цену вещи, ценные бумаги. Предметы, не имеющие стоимости, например, записная книжка, фотография знакомого, дневник с собственными записями и т.д., имуществом не являются. Однако фотографии знаменитых людей, особенно с автографами, так же как и дневники, письма этих людей, которые могут быть предметом купли-продажи, выставляться на аукцион, должны признаваться имуществом. Предметом преступлений против собственности может быть только имущество, находящееся в обороте, владение которым не требует специального разрешения. Поэтому хищение предметов, изъятых из оборота, таких, как оружие, взрывчатые, наркотические и радиоактивные вещества, квалифицируется по специальным статьям, входящим в главу "Преступления против общественной безопасности" (ст. ст. 221, 226) и в главу "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (ст. 229).

Недвижимое имущество может быть также предметом таких преступлений, как вымогательство, мошенничество.

Субъектом хищения является вменяемое физическое лицо, достигшее установленного возраста. Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность, неодинаков для различных форм хищения. Согласно ст. 20 УК, ответственность за кражу, грабеж, разбой, вымогательство (равно как и по ст. 166 и ч. 2 ст. 167) наступает с четырнадцати лет, а за мошенничество, присвоение и растрату (а также за иные преступления против собственности) - с шестнадцати лет. Установление пониженного возраста уголовной ответственности за большинство форм хищения обусловлено высокой общественной опасностью этих деяний, которая доступна для осознания подростками, а также относительной распространенностью данных преступлений среди совершаемых подростками.

Согласно ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

Таким образом, отметим, что основные преступления, посягающие на собственность и относящиеся к разряду корыстных, – это кража (ст.158 УК), грабеж (ст.161 УК), разбой (ст.162 УК), мошенничество (ст.159 УК), вымогательство (ст.163 УК), присвоение или растрата (ст.160 УК).

По кодексу об административных преступлений РФ для нас объектом профилактики и предупреждения будет являться мелкое хищение (ст.7.27.).

Впрочем, противоправные действия в отношении собственности граждан могут осуществляться и из других побуждений, например хулиганских. Мотивом также может быть ревность, зависть, неприязненные отношения. С указанными признаками субъективной стороны, как правило, совершается преступление, предусмотренное ст. 167 УК РФ (Умышленное уничтожение или повреждение имущества), если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (2500 руб). Или административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.17. КоАП РФ (Уничтожение или повреждение чужого имущества), если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Если, касаться криминологического аспекта указанных выше преступлений, то можно отметить, что абсолютное преобладание в структуре зарегистрированной ко­рыстной преступности посягательств на собственность приходится прежде всего на долю краж - более 3/4 всех корыстных преступлений против собственности).

Территориальное распределение («география») общеуголовной корыстной преступности по субъектам Российской Федерации (региональное распределение) отличается большой неравномерностью.

 

2. Причины и условия совершения преступлений и административных правонарушений, посягающих на собственность

Факторы детерминирующие преступления против собственности достаточно разнообразны. В их числе следует выделить: а) социально-экономические; б) политические; в) правовые; г) социально-психологические; д) организа­ционные; е) технические.

Экономические причины и условия:

Причины преступности на социологическом уровне необходи­мо прежде всего искать в экономических отношениях, в их про­тиворечиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономической политики, а также в сис­теме распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеют разный уровень. Однако в данных отношениях определяющим (для пре­ступности) является высший их уровень, ибо «отзвуки» «верхних слоев» экономических отношений с неизбежностью вызывают их разбалансированность до самого низа, приводя подчас общество к тяжким кризисным ситуациям, оказывающим влияние на другие стороны общественного бытия.

Среди экономических причин и условий общеуголовной корыстной преступности можно выделить следующие:

1) состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей.

Любые экономические отношения, их противоречивость рож­дают преступность. Проблема криминогенности социально-экономического неравенст­ва особо актуализировалась в России в период перестройки и проведения рыночных реформ. И это связано не только и не столько с большей криминогенностью последних, сколько с обвальным разрушением прежнего социального контроля. Рыночные отношения изначально отягощены преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конку­ренции, а значит - на подавлении конкурентов, на запрограм­мированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на вы­жимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (прежде всего с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособ­ность, хотя для этого потребовалось не одно столетие, однако мно­гие негативные ее последствия, в частности высокая преступность, в том числе в экономически благополучных странах, - реаль­ность. А погоня за деньгами значительно обескровила духовный потенциал человеческого общества. Так было и есть везде, в том числе в нашей стране. Однако, желая сделать экономические отношения более человечными, важно не идеализировать их, со всей серьезностью относиться к криминологическому анализу причин преступности, в том числе к проблеме экономических отношений и преступности;

2) степень поляризации населения по уровню дохода.

Чем дальше отстоят друг от друга «полюса» бедности и богатства, тем выше социальная напряженность и стихийное стремление обни­щавших к наиболее примитивным противозаконным средствам перераспределения имущества, с одной стороны, и острее борьба за лидерство среди сконцентрировавших наибольшие по размерам состояния - с другой.

В настоящее время в условиях рынка имущественное расслоение значительно увеличивается. Имущественное неравенство и порождает в конечном итоге корысть как социально-психологи­ческое явление.

3) уровень абсолютной нищеты населения, определяемый на основе стоимости физиологически необходимого минимума иму­щественной обеспеченности. Как извест­но, около 30% населения нашей страны живет ниже уровня бед­ности. И если на одном полюсе преступность порождается нище­той значительных слоев населения, то на другом — ничем не обуз­данным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества.

4) инфляция как процесс или результат обесценивания денег.

Высокий уровень инфляции (свыше 15—20% в год), сопровожда­ющийся время от времени переходом в состояние гиперинфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабливание населе­ния к меняющимся условиям жизни;

5) реальная безработица, охватывающая свыше 10% населе­ния, создает объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, по­скольку уровень социальной защищенности безработных факти­чески соответствует границе абсолютной нищеты. Постоянный же рост числа безра­ботных в последнее время еще более ограничивает возможности удовлетворения материальных потребностей значительной группы населения правомерным путем;

6) избыточное налогообложение. Доля налогов в сфере пред­принимательства в России составляет от 70% до 100% всех дохо­дов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников. К сожалению, это положение почти не изменилось даже после установления в 2001 г. единого 13-процентного налога на доходы физических лиц.

 

Политико-правовые причины и условия:

1) длительный период острой политической нестабильности (1991—2000 гг.), нередко выступавший провоцирующим факто­ром циклического усиления экономического кризиса. Политичес­кая нестабильность в этот период предопределяла также крайне низкий уровень уважения к институтам государственной власти, в том числе к закону. Полити­ческая нестабильность обострила до предела экономическую и со­циальную ситуацию, «взорвала» межнациональные отношения, приведя к массовым убийствам, активизации вооруженных банд и совершению террористических актов, к нападению на жилища ни в чем не повинных людей и их разграблению.

2) нестабильность уголовной политики борьбы с преступностью в сфере экономики, породившая в течение 1986—2001 гг. неодно­кратную смену приоритетов уголовно-правовой борьбы с корыст­ной преступностью;

3) низкий уровень непосредственного участия населения в борьбе с корыстными преступлениями. Разрушение ранее дейст­вовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступностью без одновременного формирования новой;

4) коррумпированность части руководителей и служащих орга­нов государственной власти и местного самоуправления, препятст­вующая быстрому росту экономики и эффективных мер юридичес­кой ответственности в отношении лиц, совершивших корыстные преступления. Лица, незаконно завладевшие чужим имуществом в крупных размерах, благодаря коррупции имеют наибольшие га­рантии защищенности от уголовного преследования;

5) отсутствие развитых институтов политической ответствен­ности публичных должностных лиц, совершивших или способст­вовавших совершению корыстных преступлений.

6) наличие многочисленных пробелов и противоречий в граж­данском, административном, финансовом, налоговом, банков­ском, бюджетном, валютном и уголовном законодательстве в части, относящейся к регулированию и охране экономических от­ношений.

7) недостаточность или отсутствие официального толкования уголовно-правовых норм об ответственности за причинение иму­щественного ущерба путем обмана или злоупотребления довери­ем, а также за все преступления в сфере экономической деятель­ности (за исключением налоговых преступлений), предопреде­ляющая низкую интенсивность применения соответствующих норм;

8) чрезмерная неопределенность (энтропия) санкций многих норм об ответственности за корыстные преступления (например, конфискация?);

9) терминологическая несогласованность уголовного и граж­данского законодательства в части, относящейся к определению бланкетных признаков отдельных видов преступлений (например, понятие имущества, используемое законодателем в УК РФ, отли­чается от того же понятия, используемого в ГК РФ);

10) отсутствие развитого законодательства о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для посте­пенного перехода от преимущественно карательной модели борь­бы с корыстной преступностью, при которой последняя способна воспроизводить самое себя, к профилактической, основанной на правовых, нравственных, информационных и имущественных га­рантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совершения преступлений (в том числе корыстных) перед мерами уго­ловного преследования;

Социально-психологические причины и условия:

Существующее в обществе противоречие между официальными нормами поведения и фактическим поведением части населения объясняет, почему отдельные индивиды решаются на совершение преступления. Широкое распространение в настоящее время в об­ществе незаконного бизнеса, приносящего огромные доходы, порож­дает представление о дуализме существующих норм и законов.

Отмечающийся сейчас процесс «овеществления» общественных отношений, преобладания материальных ценностей над духовными способствует развитию антисоциальной направленности личности. Корыстная ориентация лиц, совершающих имущественные преступ­ления, формируется под влиянием неблагоприятных факторов соци­альной среды. В семье, например, могут иметь место отрицательные примеры отношения к чужой собственности со стороны родителей и других лиц в ближайшем окружении, атмосфера приобретатель­ства, ориентация только на материальные блага, наличие эгоисти­ческих взглядов, снисходительное отношение к имущественным правонарушениям и т. д.

К тому же в настоящее время увеличивается число случаев жестокого обращения с детьми, что приводит к интенсивному «вы­теснению» детей и подростков из семьи на улицу и дает толчок но­вому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные исследования свидетельствуют, что степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников.

На антисоциальное формирование личности по месту работы (учебы) оказывают влияние главным образом бесхозяйственность и бесконтрольность, неприятие соответствующих мер к виновным, совершившим противоправные деяния. Это создает представление об обычности незаконного приобретения материальных благ, вслед­ствие чего возникает иллюзия безнаказанности подобных действий.

Следует подчеркнуть особую криминогенность такого фактора, как воздействие на несовершеннолетних преступных элементов, обучающих их приемам совершения имущественных преступлений, поскольку эта категория преступников обладает высоким уровнем профессионализма. Показательно, что 2/3 карманников стали тако­выми при активном содействии рецидивистов. Наличие дворовых и уличных групп с отрицательной ориентацией, объединяющих моло­дежь, вышедшую из-под контроля и влияния семьи, учебных и тру­довых коллективов, также приводит к формированию взглядов и ус­тановок, лежащих в основе преступного поведения. Нередки и случаи, когда лицо, входящее в подобную группу, придерживается другой системы ценностей, но совершает преступление вопреки соб­ственным взглядам, приспосабливаясь к групповому решению. Если же личность внутренне готова к совершению преступления, то на­личие такой группы обеспечивает психологическую поддержку и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных ме­ханизмов, которые могли бы затормозить проявление преступных склонностей.

Таким образом, можно выделить следующие социально-психологические причины и условия общеуголовной корыстной преступности:

1) господство потребительской системы социальных ценностей;

2) нравственная оправданность любых (в том числе, незакон­ных) средств обогащения в глазах значительной части населения (около 30% трудоспособного населения);

3) критически низкий уровень солидарности населения с уголовно-правовыми запретами, устанавливающими ответственность за подавляющее большинство корыстных преступлений в сфере экономической деятельности;

4) пренебрежение вероятностью привлечения к ответственнос­ти за корыстное преступление;

5) низкий уровень знания населением пределов ответственнос­ти за корыстные преступления в сфере экономической деятельнос­ти (прежде всего в части, относящейся к новым видам преступле­ний);

6) утрата большей частью взрослого населения доверия и готов­ности оказывать поддержку правоохранительным органам, зани­мающимся раскрытием и расследованием корыстных преступ­лений.

Организационно-технические причины и условия:

1) неадекватность системы государственного реагирования на общеуголовную корыстную преступность ее характеру и структуре. В наибольшей степени это положение относится к дефициту кадрового обеспече­ния борьбы с корыстными преступлениями в сфере экономичес­кой деятельности, которые отличаются чрезвычайно сложным ме­ханизмом и высоким уровнем латентности;

2) крайне низкий фактический уровень раскрываемости мно­гих видов корыстных преступлений, прежде всего преступлений против собственности, совершаемых путем обмана или злоупот­ребления доверием, большинства видов преступлений в сфере эко­номической деятельности и всех видов преступлений против ин­тересов службы в коммерческих и иных организациях, при кото­ром общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении названных групп преступлений почти утрачивается;

3) отсутствие государственной системы криминологического мониторинга собственности и экономической деятельности непрерывного наблюдения, оценки, анализа и прогноза явлений, возни­кающих в экономике;

4) дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютер­ных) технологий расследования новых форм мошенничества, при­чинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотреб­ления доверием, а также налоговых, таможенных, валютных и кредитных преступлений. Расследование названных категорий преступлений обычными методами, как правило, не обеспечивает выявления и закрепления необходимых доказательств виновнос­ти лиц, совершивших такие преступления;

5) функциональные противоречия между различными подраз­делениями одних и тех же правоохранительных органов, осущест­вляющих борьбу с одними и теми же видами корыстных преступ­лений (например, между подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью);

6) низкий уровень координации деятельности различных пра­воохранительных органов по борьбе с корыстными преступлени­ями;

7) отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубе­жом (прежде всего в оффшорных зонах) и возврата в Россию неза­конно удерживаемого или перемещенного имущества;

8) несовершенство технических средств предупреждения и пресечения как традиционных преступлений против собственнос­ти, так и новых форм мошенничества, а также преступлений в сфере экономической деятельности, связанных с использованием компьютерных средств;

9) недостаточность организационно-технического обеспечения механизма немедленного реагирования на большую часть корыст­ных преступлений;

10) отсутствие специальной федеральной автоматической базы данных о корыстных преступлениях в сфере экономической дея­тельности;

11) низкий уровень информационно-технического обеспечения взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов в выявлении и расследовании транснациональных ко­рыстных преступлений;

Самостоятельную группу условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, составляют недостатки в работе органов внутренних дел. Недостаточность материального обеспечения ОВД, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости данных преступлений.

К обстоятельствам, существенно ограничивающим возможно­сти своевременного пресечения имущественных преступлений и задержания виновных, следует отнести и утрату органами правопо­рядка авторитета в глазах населения. Граждане, ставшие жертвами или свидетелями преступления, не сообщают о них в ОВД, не доверяя квалификации их работников и не надеясь на положительный исход дела. Безнаказанность, наряду с быстротой и относительной легкостью приобретения достаточно крупных материальных средств, благодаря имущественным преступлениям, стимулирует криминальное зара­жение общества.

Характеристика личности, совершивших корыстные преступления:

Криминологический портрет лиц, совершивших корыстные преступления, характеризуется четырьмя группами признаков: 1) демографические, 2) социально-ролевые, 3) психологические и 4) уголовно-правовые.

Очень важной для понимания причин общеуголовной корыстной преступности представляется типология личности рассматриваемых преступников. Она позво­ляет строить предупредительную работу предметно и адресно, а при расследовании уголовных дел и их рассмотрении в судах ясно пред­ставлять себе, кем является конкретный обвиняемый, к какой ти­пологической группе он принадлежит.

В основу типологии ложится один из трех признаков: мотивы преступного поведения, степень устойчивости преступной установки и характер преступных дей­ствий.

Типология личности рассматриваемых преступников по ведущим мо­тивам имеет следующий вид:

1. Корыстолюбивый тип.

2. Утверждающийся тип.

3. Дезадаптированный тип.

4. Семейный тип.

5. Игровой тип.

6. Алкогольно-наркотизированный тип.

 

 

3. Субъекты предупреждения преступлений и административных правонарушений, посягающих на собственность, и их взаимодействие

В рамках спецкурса мы рассматриваем предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Поэтому, в перечень субъектов осуществляющих предупредительную деятельность будут входить подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следственные подразделения, а также иные субъекты указанные в Приказе МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (осуществляющие информационное обеспечение профилактической деятельности и ведомственный контроль за профилактикой правонарушений). Логично было бы включить в этот перечень или систему органов профилактики правонарушений против собственности и отдельные подразделения, которые опосредованно участвуют в предупреждении преступлений. А именно, разрабатывают научно-обоснованные методы предупреждения и раскрытия отдельных видов преступлений, проводят повышение квалификации практических сотрудников с целью повышения эффективности профилактической деятельности, проводят семинары-совещания, коллегии по проблемам предупреждения корыстной преступности, взаимодействии подразделений внутри системы ОВД (ВНИИ МВД РФ, Академия управления МВД РФ, ведомственные учебные заведения и др.).

Основная же нагрузка по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений и административных правонарушений, посягающих на собственность, ложиться на плечи участковых уполномоченных милиции, сотрудников уголовного розыска, сотрудников ПДН, ППС, ОБЭП, дознания и следствия.

Необходимость взаимодействия обусловливается единством и общностью задач в области борь­бы с преступностью, наличием в каждой службе определенных сил и средств для участия в предупреждении и раскрытии пре­ступлений и, наконец, возможностью достижения максималь­но эффективных результатов в борьбе с преступностью при комплексном использовании сил и средств.

На примере подразделений уголовного розыска можно показать как стоиться взаимодействие с другими службами.

Так, сотрудничество оперуполномоченных с участковыми уполномоченными милицииосуществляется в форме взаимного инфор­мирования о положении дел на обслуживаемой территории и объектах, выявленных местах, лицах и фактах, имеющих зна­чение для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативный сотрудник изучает паспорта на администра­тивные участки, входящие в "микрозону", систематически бе­седует с участковыми инспекторами милиции о состоянии об­щественного порядка, особое внимание уделяя появлению на территории ранее судимых, лидеров групп с антиобществен­ной направленностью, мест концентрации уголовно-преступ­ного элемента, азартных игр, потребления наркотиков.

Важное значение имеет взаимодействие оперуполномочен­ных с инспекторами отделений по предупреждению правона­рушений несовершеннолетних (ПДН). Они постоянно информируют друг друга о выявлении несовершеннолетних, совершивших или склонных к совершению преступлений и правонарушений; о местах концентрации подростков, о взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную противоправную деятельность. С участием инспекторов ОППН проводятся со­вместные мероприятия по предупреждению и раскрытию пре­ступлений, совершенных несовершеннолетними, отработка и проверка конкретных лиц, состоящих на учете ОППН. Помощь инспекторов ОППН заключается и в систематическом наблю­дении за местами концентрации подростков, а также лицами, состоящими на профилактическом учете, с целью предупреж­дения и пресечения возможных преступлений.

Постоянное взаимодействие с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции является одним из условий предупреждения, пресечения и раскрытия уличных видов преступлений. На об­служиваемой оперуполномоченным уголовного розыска терри­тории обычно несут службу один или несколько постов мили­ции патрульно-постовой службы. Патрулируя в местах, где со­вершается наибольшее количество преступлений, в местах, где расположены объекты, имеющие важное значение (банки, круп­ные магазины), патрульные и постовые милиционеры визуально наблюдают изменения оперативной обстановки в пределах сво­его маршрута и в целом по району. Связь оперуполномочен­ного уголовного розыска с сотрудниками патрульно-постовой службы заключается в инструктаже патрульных и постовых милиционеров об оперативной обстановке в зоне их маршру­тов и постов, ориентированнии на установление и задержание разыскиваемых лиц с предъявлением фотографий и фоторобо­тов, а также в получении от постовых и патрульных ценной для уголовного розыска информации о местах концентрации подростковых групп, их поведении; местах ремонта и разуком­плектования автотранспорта; местах сбора и ночевок бродяг.

Тесным образом должны взаимодействовать аппараты уго­ловного розыска территориальных и транспортных органов внутренних дел при выявлении и разоблачении преступников-гастролеров, раскрытии преступлений, совершенных на сопре­дельной территории оперативного обслуживания, выявлении и пресечении незаконного оборота наркотиков, розыске скрыв­шихся преступников и лиц, пропавших без вести.

В процессе оперативного обслуживания закрепленной тер­ритории сотрудники аппаратов уголовного розыска взаимодей­ствуют со следователями органов внутренних дел, которые за­нимаются расследованием уголовных дел по преступлениям, совершенным на данной территории, объекте. При проведе­нии допросов и других следственных действий следователь мо­жет получить информацию, представляющую интерес для опе­ративного работника. Поэтому оперуполномоченный уголов­ного розыска, информируя следователя об оперативной обста­новке на обслуживаемой территории, объектах, ориентирует его на конкретных лиц, факты, места, обстоятельства, о кото­рых следователь может быть осведомлен. Другим вариантом взаимодействия является работа оперуполномоченного уголов­ного розыска по исполнению отдельных поручений следовате­ля по уголовным делам на обслуживаемом оперативном участ­ке. В работе по раскрытию преступлений, совершенных на за­крепленной территории, объектах оперуполномоченные уча­ствуют в осмотре места происшествия, проведении неотлож­ных следственных действий, а также в разработке версий и со­ставлении планов оперативных мероприятий, в которых нахо­дят отражение особенности обслуживаемой территории и опе­ративной обстановки на ней и объектах.

С работниками дежурных частей сотрудники аппаратов уго­ловного розыска взаимодействуют путем информирования о поступлении сигналов с обслуживаемой территории и объек­тов о подготавливаемых и совершенных преступлениях, о ли­цах, задержанных за совершение преступлений и правонару­шений на данной территории, о других фактах, связанных с оперативным обслуживанием, а также о местах, где эти факты выявлены. Оперуполномоченные ставят в известность дежур­ных о проводимых на оперативном участке оперативно-розыс­кных мероприятиях, в связи с которыми в дежурные части мо­гут поступать сообщения. В отдельных случаях оперуполномо­ченные инструктируют дежурных о порядке реагирования на поступление в дежурную часть обусловленных сигналов от не­гласных сотрудников или граждан, оказывающих оперуполно­моченным содействие на основе оперативных контактов. При организации внутрикамерной разработки в комнате задержан­ных наиболее проверенные и надежные сотрудники дежурной части могут быть привлечены оперуполномоченными для учас­тия в проведении различных оперативных комбинаций (напри­мер, ввод агента в разработку) без расшифровки их целей и задач.

Взаимодействие с сотрудниками Федеральной миграционной службыдля оперуполномоченных уголовного розыска является од­ним из каналов получения информации о лицах, представляю­щих оперативный интерес. От сотрудников данной службы уго­ловный розыск получает сведения о лицах, освобождающихся из мест лишения свободы и прописывающихся на обслуживаемой территории; о месте прописки лиц цыганской или иной национальности; об иностранных гражданах, временно прожи­вающих на территории района и участка. В оперативных целях оперуполномоченные уголовного розыска используют карто­течные учеты паспортно-визовой службы: учет ранее судимых лиц (форма № 26) и учет получения паспортов (форма № 1).

Одна из эффективных форм взаимодействия - совместное проведение оперативно-профилактических мероприятий по проверке паспортного режима в гостиницах, общежитиях, квар­тирах, где могут скрываться лица, находящиеся в розыске. Ин­формация о нарушениях паспортного режима, выявленная опе­руполномоченными в ходе оперативного обслуживания, пере­дается в паспортно-визовую службу.

Сотрудники аппаратов уголовного розыска взаимодейству­ют с работниками ГИБДД при раскрытии преступлений, связан­ных с кражами, неправомерным завладением автотранспорт­ными средствами, а также их использованием в преступных це­лях. Оперуполномоченные уголовного розыска из учетов ГИБДД получают информацию об обнаруженных, паркующихся на об­служиваемой территории, используемых для совершения пре­ступлений автотранспортных средствах, а также об их владель­цах. С участием работников ГИБДД проводятся плановые и целе­вые проверки автотранспорта, гаражей, платных и штрафных стоянок автомашин, выявляется похищенный и бесхозный ав­тотранспорт. Работники ГИБДД оказывают практическую помощь оперуполномоченным при проведении оперативных осмотров автомашин, водители которых подозреваются в совершении преступлений. Материалы об установленных работниками ГИБДД в процессе технических осмотров и проверок нарушениях (из­менения номеров узлов и агрегатов транспорта, перекраска, подделка техпаспорта, удостоверения) передаются в уголовный розыск для дальнейшей проверки.

Сотрудники вневедомственной охраны информируют опе­ративных работников о расположенных на обслуживаемой тер­ритории объектах и помещениях, где хранятся деньги, ценнос­ти, оружие, наркотики, наркотикосодержащие лекарства и пре­параты, ядохимикаты, а также материальные ценности. В их обязанности входит представлять в уголовный розыск сведе­ния о фактах попыток проникновения в охраняемые объекты, умышленной порчи сигнализации и охранных приспособлений, а также связанных с этим обстоятельствах. В свою очередь оперу­полномоченные должны информировать сотрудников вневедом­ственной охраны о получении оперативной информации о под­готавливаемом преступлении на охраняемом объекте, а также о новых способах и ухищрениях, которые используют преступники при совершении преступлений на объектах.

В организации оперативного обслуживания территории и объектов аппаратами уголовного розыска важное место зани­мают вопросы взаимодействия с подразделениями БЭП. Это связано с тем, что на некоторых объектах, требующих опера­тивного прикрытия аппаратами уголовного розыска, работают одновременно и сотрудники аппаратов БЭП. На практике ос­новными формами взаимодействия этих аппаратов являются: взаимный обмен информацией, представляющей интерес для сотрудников уголовного розыска и БЭП; совместное планиро­вание приобретения и расстановки агентурного аппарата на об­служиваемом объекте; ориентирование и нацеливание агентур­ного аппарата БЭП на раскрытие наиболее тяжких видов пре­ступлений по линии уголовного розыска; проведение совмест­ных мероприятий по обслуживанию объекта; использование агентов аппаратов уголовного розыска при внутрикамерной раз­работке лиц, задержанных по подозрению в совершении эко­номических преступлений.

Одним из источников повышения оперативной осведом­ленности о лицах, фактах и криминогенных объектах является широкое использование возможностей оперативно-поисковых подразделений, которые по заданиям аппаратов уголовного розыска проводят разведывательно-поисковые мероприятия в местах концентрации преступного элемента; оказывают помощь в выявлении и задержании сбытчиков похищенного имущества, наркотиков, разыскиваемых преступников и других лиц, пред­ставляющих оперативный интерес. Работники уголовного ро­зыска должны своевременно информировать о том, какие лица и объекты их интересуют, какую информацию они хотели бы получить. С этой целью из аппаратов уголовного розыска не­обходимо периодически направлять в оперативно-поисковую службу списки, фотографии и приметы лиц, состоящих на опе­ративном учете, перечни мест концентрации антиобщественного элемента, другие оперативные данные, ориентирующие разведчиков на поиск необходимой информации.

Взаимодействие с работниками других оперативных аппа­ратов осуществляется в связи с возникновением оперативной необходимости и с учетом их агентурных возможностей на об­служиваемой территории и объектах. В своей повседневной деятельности по оперативному обслуживанию территории и объектов оперуполномоченные наиболее часто контактируют с оперативными работниками подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступно­стью, уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел на транспорте.

Наиболее эффективные формы взаимодействия с этими аппаратами: ориентирование имеющихся у них на связи аген­тов на раскрытие преступлений, розыск преступников и лиц, без вести пропавших; взаимный обмен информацией о лицах, местах и фактах, представляющих оперативный интерес; совме­стное проведение агентурно-оперативных и других мероприя­тий на обслуживаемой территории (задержание разыскиваемых преступников, проведение операций по задержанию вымога­телей и сбытчиков наркотиков, агентурная разработка по зада­ниям в местах лишения свободы и СИЗО).

4. Задачи и содержание деятельности подразделений ОВД по предупреждению преступлений и административных правонарушений,

 

Предупреждение общеуголовной корыстной преступности, которая интенсивно растет, охватывая самые разные формы обычной и организованной преступной деятельности, - одна из основных проблем борьбы с пре­ступностью в целом.

Важным критерием результативной предупредительной деятельности является соответствие содержания предпринимаемых мер содержанию причин и условий данного вида преступности. Поэтому меры предупреждения могут носить экономический, социальный, политический, организационный, право­вой, технический и воспитательный характер.

Но так как в рамках данного спецкурса мы не рассматриваем общесоциальное предупреждение, входящее в предмет изучения криминологии, мы детально остановимся на специальном предупреждении преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел..

Прежде всего, при рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к приказу МВД РФ от 17 января 2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который помимо положений Закона РФ «О милиции», четко устанавливает основные задачи ОВД по предупреждению преступлений, в том числе и против собственности. Это:

1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.

2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений.

3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

5. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

На основе вышеизложенного, можно сформулировать понятие:

Предупреждение органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений против собственности- деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений против собственности, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

В своей деятельности по предупреждению преступлений органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Не повторяя в лекции обязанности сотрудников ОВД по каждой службе, которые можно найти в Приказе МВД РФ от 17 января 2006 г. №19, мы остановимся на особенностях предупреждения отдельных видов преступлений против собственности.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.