Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Социология в системе наук

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

К коллективным кинетическим элементам относятся «обычай», «традиция» и «ритуал». «Обычай» - это коллективная форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. «Традиция» является разновидностью обычая, отличающаяся от него большей устойчивостью и закрепленностью форм поведения, общепринятостью. Например, празднование дня рождения специфично в каждой семье, это обычай, отличающейся личностной направленностью, какими-то индивидуальными правилами и требованиями. Государственные или религиозные праздники уже являются традициями, поскольку предполагают соблюдение некоторых общепринятых правил поведения, часто носят символический и ритуальный характер. «Ритуал» - это форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения. В любом обществе имеются ритуалы «бракосочетания», «погребения», «инициации, или посвящения» и многие другие.

Третья классификация описывает психологические элементы культуры. Под ними понимается та социальная информация, которая вырабатывается, хранится в культуре и передается последующим поколениям. Информация эта существует в виде знаний, представлений, оценок, ценностей, установок (ценностных ориентаций) и, наконец, убеждений, стереотипов и архетипов. Социальная информация хранится в культуре на трех уровнях.

Внешний, оперативный уровень культуры содержит оперативные, текущие знания. Они расчленяются на отдельные куски, с ними легко оперировать, они сиюминутны, ситуативны. Речь идет о повседневно полезных знаниях, правилах и моделях поведения и коммуникации, обыденных представлениях, оценках и отношениях к текущим событиям и людям, окружающим человека. Такая информация вырабатывается в ходе жизненного опыта конкретного человека и может уже быть непригодной для последующих поколений. Поэтому достаточно часто через одно, два поколения своих носителей она утрачивает значимость и не передается последующим поколениям. Например, еще в 70-80-е годы 20 века школьников учили считать на логарифмической линейке. Через 30 лет большинство школьников даже не знает, как выглядит логарифмическая линейка, и тем более не умеет ею пользоваться. Такие знания просто остаются культурными фактами, утратившими свою актуальность.

Второй, более глубокий уровень культуры содержит знания в виде законов, правил и отношений, которые тесно связаны с ценностями и правилами поведения, принятыми в данной культуре. Такие знания бережно хранятся в культуре и передаются последующим поколениям.

И, наконец, самый глубинный уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа включает убеждения, стереотипы и архетипы. Убеждения – это глубоко укорененные в сознании людей ценности, представления и установки. Часто они связаны со смыслом жизни для конкретного человека или социальной группы, связаны с коллективной памятью. Разрушение таких элементов привело бы к разрушению, как конкретной личности, так и самой культуры. Это системообразующие элементы культуры. Часто они вырабатывались достаточно давно и передавались последующим поколениями носителей данной культуры. К такого рода убеждениями можно отнести религиозные и моральные убеждения, менее устойчивы, но все же достаточно долгосрочны идеологические и политические убеждения. Следующий элемент данного уровня – это стереотип. Это готовый, стандартный способ, рамка восприятия окружающего мира. Первые стереотипы, с которыми сталкивается каждый из нас и усваивает еще в детстве – это слова естественного языка. Тот лексикон или тезаурус, которым мы оперируем, на самом деле стереотипен. Человек также склонен стереотипно воспринимать представителей гендерных, возрастных, профессиональных, этнических и расовых групп. Стереотипы помогают человеку постигать всю ту разнообразную внешнюю информацию, которая обрушивается на наше сознание. Стереотипы чаще всего коллективно вырабатываются и передаются последующим поколениям. И выполняют информационную, идентификационную и эго-защитную функцию, поэтому и относятся, наряду с убеждениями, к глубинным и системообразующим элементам культуры. Архетипы или мифологемы относятся к элементам коллективного бессознательного. Первоначально они были выработаны в рамках первобытного общества и помогали древнему человеку обнаруживать опасные и безопасные элементы окружающего пространства. В современном обществе они присутствуют как составные части пословиц, поговорок, идиом. Их можно обнаружить в суевериях. Они также являются важнейшими элементами сказок, мифов, легенд, фольклора. Архетипы чаще всего бинарны, или двоичны: то есть позитивно или же негативно окрашены. Они связаны с пространством, стихиями, направлениями и классом существ. У каждого народа имеется свой набор архетипов. Мы с вами сейчас рассмотрим пример архетипов славянских народов. Запишем его в два столбика. Каждое нижнее слово может заменять верхнее. И по смыслу мы увидим, что левый столбик связан с позитивными элементами мира, а правый, соответственно, с негативными.

Счастье - несчастье

доля - недоля

жизнь - смерть

правый – левый

верх - низ

светлый – темный

сухой - мокрый

свой - чужой

близкий - дальний

дом - лес

главный - неглавный

мужской - женский.

 

3. Понятие культурных универсалий. Это такие элементы, которые присутствуют во всех культурах. Дж. Мердок выделил около 60 подобных культурных универсалий. Вот некоторые из них: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, свадебные и похоронные обряды, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и мн. другое. Разные культуры, конечно же, предполагают разную реализацию этих универсалий. Однако их существование обусловлено наличием определенных объективных причин. Так, американский исследователь Клакхон называет такие факторы, как общие биологические потребности людей (в пище, тепле, продолжении рода, общении и др.), а также общие ценности и образцы мышления: запрещение убийства, осуждение лжи, не одобрение страданий и др.

Наряду с существованием культурных универсалий, единых или же сходных для всех культур имеются и специфические культурные образования, такие как субкультуры и контркультура.

Субкультура это 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей существующей культуры,функционирующих в качестве культуры преступного слоя (по-другому, деликвентная, или преступная культура); 2) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, системами ценностей и даже своими институтами (примером такого понимания субкультуры могут служить молодежные, диссидентские, женские, этнические субкультуры); 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры (например, субкультура компьютерщиков, военных, актеров, музыкантов и др.).

Контркультура – это понятие, используемое в современной социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам западной культуры. Сам термин был предложен в 60-е годы 20 в. американским культурологом Т. Роззаком. Истоки этого культурного направления лежат в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультных учениях, романтических традициях в искусстве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе З. Фрейда, в романах Г. Гессе, Ф. Кафки, произведениях «Театра абсурда» (Ионеско, Беккет, Мрожек и др.). Контр культура предполагает отрицание индивидуально-личностного, рационального, традиционно-христианского, включает отрицание протестантской этики, значимости индивидуального труда, личной карьеры и ответственности. Вместо этих ценностей контр культура 60-х годов прошлого века предлагала ценности коллективизма, соборности, раскрытие внутреннего мира каждого человека, достижение гармонии с собой и окружающим миром, ценности самопознания, раскрытия в себе мистических способностей. В прошлом веке контр культура ярче всего проявила себя в культурно-политическом движении «хиппи», сексуальной революции, рок музыке. В настоящее время контр культура обретает новое рождение в антиглобалистских движениях, возрождении интереса к мистике и оккультизму, восточным религиям, язычеству, астрологии.

Массовая культура – это понятие, характеризующее особенности производства и потребления культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Массовая культура – это культура повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием и представленной, прежде всего, деятельностью средств массовой коммуникации и кино. Появление массовой культуры обусловлено такими социальными факторами как развитие индустриального общества, в котором основным становится промышленное производство, урбанизация (преобладание городского населения над сельским), увеличение уровня грамотности, появление средств массовой коммуникации и кино, научно-технические революции, повлекшие за собой создание новых информационных и коммуникационных технологий, усреднение образа жизни за счет выравнивания материального положения людей, широкого развития массового производства однотипных товаров и услуг. И несмотря на то, что на сегодня уже на смену индустриальному пришло постиндустриальное или информационное общество, массовая культура продолжает существовать. Ее привлекательность для простого, обычного потребителя вполне очевидна и обусловлена следующими особенностями.

Массовые коммуникации формируются и работают на массовом и повседневном ощущении дефицита действия и взаимодействия. При этом они символически, технически и виртуально восполняют подобный дефицит Скажем, визуализация создает эффект соприсутствия и строится на нем. Создается ощущение неподдельности, подлинности, документальности. Ориентация на повторение, серийность и сериальность массмедйных визуальных образов и сопровождающих их словесных текстов служит процессу упорядочивания повседневной жизни, приданию нормальности собственному существованию, созданию ощущения комфорта и психологической безопасности. При чем, что интересно, подобный механизм срабатывает не только в притягательности серийных художественных фильмов, но и в стремлении зрителя получать знакомую (ожидаемую) новостийную информацию, которой, по определению, следовало бы быть новой. Возможно, одним из способов объяснения подобного феномена могла бы быть концепция «онтологической безопасности» Э.Гидденса, согласно которой индивиды склонны удалять из собственной жизни «экзистенциальные моменты», находящиеся вне их власти и потенциально опасные для устоявшегося психологического самочувствия. Визуальные и аудиовизуальные коммуникации также создают акты эмоционального, упорядоченного, символического единения индивида со «всеми». И, наконец, компенсаторно-тонический эффект массмедийных коммуникаций позволяет в безопасной и при этом наглядной форме испытать возможности нарушения нормы, идентифицировать себя с агрессивным и небезопасным героем и в то же время находиться в позиции «за стеклом».

Медиатизация социального пространства помимо всего прочего является также одним из факторов формирования массовой культуры и массового потребителя. Коммуникативные посредники, к которым с полным правом можно отнести не только масс-медиа, но и массовую литературу и кино, обладают целым рядом черт, на наш взгляд, особенно привлекательных для потребителя. Во-первых, это, так называемая, «позитивная адресность», когда, обращаясь ко всем, на самом деле адресуются к каждому, приглашая его и именно его включиться, откликнуться, попробовать, Вторая важнейшая черта – это узнаваемость и ожидаемость сообщения, когда все непосредственно доступно, прозрачно, знакомо, не требует дополнительных инстанций критики и социализации (обучения). Подобная повторяемость известного, как мы уже уточняли выше, позволяет аудитории ощущать свою устойчивость. Массовый потребитель «с ходу», «автоматически» опознает и признает предлагаемый ему образец в качестве нормы, при этом сам делаясь в этом акте восприятия носителем нормы. Масскоммуникативное пространство, таким образом, действует как система, включающая в себя индивида таким, каким он сам желает себя видеть, в противоположность «высокой» или «элитарной» культуре, ставящей перед потребителем особые символические барьеры. Еще одним важнейшим свойством масс-медиа и массовой культуры в современной социокультурной ситуации является, на наш взгляд, дистанцирование реципиента как в физическом, так и в социальном пространстве. Когда индивид читает, слушает, смотрит, он, как бы, создает, «выгораживает» свое собственное социальное пространство и время, отгораживается от физического мира и необходимости, скажем, смотреть или слушать других. С другой стороны, именно массовые коммуникации, как ни что иное в современном мире, способствуют «социальному эскапизму», когда потребитель «заглушает» или «забывает» о привычных социальных ролях и привычных ролевых конфликтах.

Все названные выше механизмы, так или иначе, отвечают экзистенциальным потребностям аудитории в безопасности, стабильности, структурировании своего повседневного бытия, что, безусловно, весьма значимо для современного человека.

 

 
4. Функционирование культурного продукта в современном обществе обусловлено многими выше названными особенностями массовой культуры. Главное, что следует понять, это, что любой культурный продукт, прежде чем дойти до потребителя, проходит через целый ряд фильтров. Итак, первый элемент – это творец, создатель культурного продукта. Он создает «текст 1». Этот текст адресуется микро аудитории, состоящей из близких автора, его литературных агентов, продюсеров, редакторов, импрессарио и т.п. Эти три элемента образуют цикл создания культурного продукта. Пройдя через микро аудиторию, текст видоизменяется, превращаясь в «текст 2», или «текст-товар». Этот новый текст уже адресуется следующей микро аудитории критике, рекламе, средствам массовой информации. Пройди через этот фильтр, «текст-товар» превращается в «текст-культурный продукт, или текст 3». И уже этот, заново видоизмененный текст адресуется макроаудитории, или массовому потребителю. В свою очередь, массовый потребитель, приобретая или же не приобретая тот или иной культурный продукт, оказывается таким вот опосредованным образом связанным с творцом культурного продукта.

 

Творец

К коллективным кинетическим элементам относятся «обычай», «традиция» и «ритуал». «Обычай» - это коллективная форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. «Традиция» является разновидностью обычая, отличающаяся от него большей устойчивостью и закрепленностью форм поведения, общепринятостью. Например, празднование дня рождения специфично в каждой семье, это обычай, отличающейся личностной направленностью, какими-то индивидуальными правилами и требованиями. Государственные или религиозные праздники уже являются традициями, поскольку предполагают соблюдение некоторых общепринятых правил поведения, часто носят символический и ритуальный характер. «Ритуал» - это форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения. В любом обществе имеются ритуалы «бракосочетания», «погребения», «инициации, или посвящения» и многие другие.

Третья классификация описывает психологические элементы культуры. Под ними понимается та социальная информация, которая вырабатывается, хранится в культуре и передается последующим поколениям. Информация эта существует в виде знаний, представлений, оценок, ценностей, установок (ценностных ориентаций) и, наконец, убеждений, стереотипов и архетипов. Социальная информация хранится в культуре на трех уровнях.

Внешний, оперативный уровень культуры содержит оперативные, текущие знания. Они расчленяются на отдельные куски, с ними легко оперировать, они сиюминутны, ситуативны. Речь идет о повседневно полезных знаниях, правилах и моделях поведения и коммуникации, обыденных представлениях, оценках и отношениях к текущим событиям и людям, окружающим человека. Такая информация вырабатывается в ходе жизненного опыта конкретного человека и может уже быть непригодной для последующих поколений. Поэтому достаточно часто через одно, два поколения своих носителей она утрачивает значимость и не передается последующим поколениям. Например, еще в 70-80-е годы 20 века школьников учили считать на логарифмической линейке. Через 30 лет большинство школьников даже не знает, как выглядит логарифмическая линейка, и тем более не умеет ею пользоваться. Такие знания просто остаются культурными фактами, утратившими свою актуальность.

Второй, более глубокий уровень культуры содержит знания в виде законов, правил и отношений, которые тесно связаны с ценностями и правилами поведения, принятыми в данной культуре. Такие знания бережно хранятся в культуре и передаются последующим поколениям.

И, наконец, самый глубинный уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа включает убеждения, стереотипы и архетипы. Убеждения – это глубоко укорененные в сознании людей ценности, представления и установки. Часто они связаны со смыслом жизни для конкретного человека или социальной группы, связаны с коллективной памятью. Разрушение таких элементов привело бы к разрушению, как конкретной личности, так и самой культуры. Это системообразующие элементы культуры. Часто они вырабатывались достаточно давно и передавались последующим поколениями носителей данной культуры. К такого рода убеждениями можно отнести религиозные и моральные убеждения, менее устойчивы, но все же достаточно долгосрочны идеологические и политические убеждения. Следующий элемент данного уровня – это стереотип. Это готовый, стандартный способ, рамка восприятия окружающего мира. Первые стереотипы, с которыми сталкивается каждый из нас и усваивает еще в детстве – это слова естественного языка. Тот лексикон или тезаурус, которым мы оперируем, на самом деле стереотипен. Человек также склонен стереотипно воспринимать представителей гендерных, возрастных, профессиональных, этнических и расовых групп. Стереотипы помогают человеку постигать всю ту разнообразную внешнюю информацию, которая обрушивается на наше сознание. Стереотипы чаще всего коллективно вырабатываются и передаются последующим поколениям. И выполняют информационную, идентификационную и эго-защитную функцию, поэтому и относятся, наряду с убеждениями, к глубинным и системообразующим элементам культуры. Архетипы или мифологемы относятся к элементам коллективного бессознательного. Первоначально они были выработаны в рамках первобытного общества и помогали древнему человеку обнаруживать опасные и безопасные элементы окружающего пространства. В современном обществе они присутствуют как составные части пословиц, поговорок, идиом. Их можно обнаружить в суевериях. Они также являются важнейшими элементами сказок, мифов, легенд, фольклора. Архетипы чаще всего бинарны, или двоичны: то есть позитивно или же негативно окрашены. Они связаны с пространством, стихиями, направлениями и классом существ. У каждого народа имеется свой набор архетипов. Мы с вами сейчас рассмотрим пример архетипов славянских народов. Запишем его в два столбика. Каждое нижнее слово может заменять верхнее. И по смыслу мы увидим, что левый столбик связан с позитивными элементами мира, а правый, соответственно, с негативными.

Счастье - несчастье

доля - недоля

жизнь - смерть

правый – левый

верх - низ

светлый – темный

сухой - мокрый

свой - чужой

близкий - дальний

дом - лес

главный - неглавный

мужской - женский.

 

3. Понятие культурных универсалий. Это такие элементы, которые присутствуют во всех культурах. Дж. Мердок выделил около 60 подобных культурных универсалий. Вот некоторые из них: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, свадебные и похоронные обряды, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и мн. другое. Разные культуры, конечно же, предполагают разную реализацию этих универсалий. Однако их существование обусловлено наличием определенных объективных причин. Так, американский исследователь Клакхон называет такие факторы, как общие биологические потребности людей (в пище, тепле, продолжении рода, общении и др.), а также общие ценности и образцы мышления: запрещение убийства, осуждение лжи, не одобрение страданий и др.

Наряду с существованием культурных универсалий, единых или же сходных для всех культур имеются и специфические культурные образования, такие как субкультуры и контркультура.

Субкультура это 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей существующей культуры,функционирующих в качестве культуры преступного слоя (по-другому, деликвентная, или преступная культура); 2) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, системами ценностей и даже своими институтами (примером такого понимания субкультуры могут служить молодежные, диссидентские, женские, этнические субкультуры); 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры (например, субкультура компьютерщиков, военных, актеров, музыкантов и др.).

Контркультура – это понятие, используемое в современной социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам западной культуры. Сам термин был предложен в 60-е годы 20 в. американским культурологом Т. Роззаком. Истоки этого культурного направления лежат в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультных учениях, романтических традициях в искусстве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе З. Фрейда, в романах Г. Гессе, Ф. Кафки, произведениях «Театра абсурда» (Ионеско, Беккет, Мрожек и др.). Контр культура предполагает отрицание индивидуально-личностного, рационального, традиционно-христианского, включает отрицание протестантской этики, значимости индивидуального труда, личной карьеры и ответственности. Вместо этих ценностей контр культура 60-х годов прошлого века предлагала ценности коллективизма, соборности, раскрытие внутреннего мира каждого человека, достижение гармонии с собой и окружающим миром, ценности самопознания, раскрытия в себе мистических способностей. В прошлом веке контр культура ярче всего проявила себя в культурно-политическом движении «хиппи», сексуальной революции, рок музыке. В настоящее время контр культура обретает новое рождение в антиглобалистских движениях, возрождении интереса к мистике и оккультизму, восточным религиям, язычеству, астрологии.

Массовая культура – это понятие, характеризующее особенности производства и потребления культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Массовая культура – это культура повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием и представленной, прежде всего, деятельностью средств массовой коммуникации и кино. Появление массовой культуры обусловлено такими социальными факторами как развитие индустриального общества, в котором основным становится промышленное производство, урбанизация (преобладание городского населения над сельским), увеличение уровня грамотности, появление средств массовой коммуникации и кино, научно-технические революции, повлекшие за собой создание новых информационных и коммуникационных технологий, усреднение образа жизни за счет выравнивания материального положения людей, широкого развития массового производства однотипных товаров и услуг. И несмотря на то, что на сегодня уже на смену индустриальному пришло постиндустриальное или информационное общество, массовая культура продолжает существовать. Ее привлекательность для простого, обычного потребителя вполне очевидна и обусловлена следующими особенностями.

Массовые коммуникации формируются и работают на массовом и повседневном ощущении дефицита действия и взаимодействия. При этом они символически, технически и виртуально восполняют подобный дефицит Скажем, визуализация создает эффект соприсутствия и строится на нем. Создается ощущение неподдельности, подлинности, документальности. Ориентация на повторение, серийность и сериальность массмедйных визуальных образов и сопровождающих их словесных текстов служит процессу упорядочивания повседневной жизни, приданию нормальности собственному существованию, созданию ощущения комфорта и психологической безопасности. При чем, что интересно, подобный механизм срабатывает не только в притягательности серийных художественных фильмов, но и в стремлении зрителя получать знакомую (ожидаемую) новостийную информацию, которой, по определению, следовало бы быть новой. Возможно, одним из способов объяснения подобного феномена могла бы быть концепция «онтологической безопасности» Э.Гидденса, согласно которой индивиды склонны удалять из собственной жизни «экзистенциальные моменты», находящиеся вне их власти и потенциально опасные для устоявшегося психологического самочувствия. Визуальные и аудиовизуальные коммуникации также создают акты эмоционального, упорядоченного, символического единения индивида со «всеми». И, наконец, компенсаторно-тонический эффект массмедийных коммуникаций позволяет в безопасной и при этом наглядной форме испытать возможности нарушения нормы, идентифицировать себя с агрессивным и небезопасным героем и в то же время находиться в позиции «за стеклом».

Медиатизация социального пространства помимо всего прочего является также одним из факторов формирования массовой культуры и массового потребителя. Коммуникативные посредники, к которым с полным правом можно отнести не только масс-медиа, но и массовую литературу и кино, обладают целым рядом черт, на наш взгляд, особенно привлекательных для потребителя. Во-первых, это, так называемая, «позитивная адресность», когда, обращаясь ко всем, на самом деле адресуются к каждому, приглашая его и именно его включиться, откликнуться, попробовать, Вторая важнейшая черта – это узнаваемость и ожидаемость сообщения, когда все непосредственно доступно, прозрачно, знакомо, не требует дополнительных инстанций критики и социализации (обучения). Подобная повторяемость известного, как мы уже уточняли выше, позволяет аудитории ощущать свою устойчивость. Массовый потребитель «с ходу», «автоматически» опознает и признает предлагаемый ему образец в качестве нормы, при этом сам делаясь в этом акте восприятия носителем нормы. Масскоммуникативное пространство, таким образом, действует как система, включающая в себя индивида таким, каким он сам желает себя видеть, в противоположность «высокой» или «элитарной» культуре, ставящей перед потребителем особые символические барьеры. Еще одним важнейшим свойством масс-медиа и массовой культуры в современной социокультурной ситуации является, на наш взгляд, дистанцирование реципиента как в физическом, так и в социальном пространстве. Когда индивид читает, слушает, смотрит, он, как бы, создает, «выгораживает» свое собственное социальное пространство и время, отгораживается от физического мира и необходимости, скажем, смотреть или слушать других. С другой стороны, именно массовые коммуникации, как ни что иное в современном мире, способствуют «социальному эскапизму», когда потребитель «заглушает» или «забывает» о привычных социальных ролях и привычных ролевых конфликтах.

Все названные выше механизмы, так или иначе, отвечают экзистенциальным потребностям аудитории в безопасности, стабильности, структурировании своего повседневного бытия, что, безусловно, весьма значимо для современного человека.

 

 
4. Функционирование культурного продукта в современном обществе обусловлено многими выше названными особенностями массовой культуры. Главное, что следует понять, это, что любой культурный продукт, прежде чем дойти до потребителя, проходит через целый ряд фильтров. Итак, первый элемент – это творец, создатель культурного продукта. Он создает «текст 1». Этот текст адресуется микро аудитории, состоящей из близких автора, его литературных агентов, продюсеров, редакторов, импрессарио и т.п. Эти три элемента образуют цикл создания культурного продукта. Пройдя через микро аудиторию, текст видоизменяется, превращаясь в «текст 2», или «текст-товар». Этот новый текст уже адресуется следующей микро аудитории критике, рекламе, средствам массовой информации. Пройди через этот фильтр, «текст-товар» превращается в «текст-культурный продукт, или текст 3». И уже этот, заново видоизмененный текст адресуется макроаудитории, или массовому потребителю. В свою очередь, массовый потребитель, приобретая или же не приобретая тот или иной культурный продукт, оказывается таким вот опосредованным образом связанным с творцом культурного продукта.

 

Творец

К коллективным кинетическим элементам относятся «обычай», «традиция» и «ритуал». «Обычай» - это коллективная форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. «Традиция» является разновидностью обычая, отличающаяся от него большей устойчивостью и закрепленностью форм поведения, общепринятостью. Например, празднование дня рождения специфично в каждой семье, это обычай, отличающейся личностной направленностью, какими-то индивидуальными правилами и требованиями. Государственные или религиозные праздники уже являются традициями, поскольку предполагают соблюдение некоторых общепринятых правил поведения, часто носят символический и ритуальный характер. «Ритуал» - это форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения. В любом обществе имеются ритуалы «бракосочетания», «погребения», «инициации, или посвящения» и многие другие.

Третья классификация описывает психологические элементы культуры. Под ними понимается та социальная информация, которая вырабатывается, хранится в культуре и передается последующим поколениям. Информация эта существует в виде знаний, представлений, оценок, ценностей, установок (ценностных ориентаций) и, наконец, убеждений, стереотипов и архетипов. Социальная информация хранится в культуре на трех уровнях.

Внешний, оперативный уровень культуры содержит оперативные, текущие знания. Они расчленяются на отдельные куски, с ними легко оперировать, они сиюминутны, ситуативны. Речь идет о повседневно полезных знаниях, правилах и моделях поведения и коммуникации, обыденных представлениях, оценках и отношениях к текущим событиям и людям, окружающим человека. Такая информация вырабатывается в ходе жизненного опыта конкретного человека и может уже быть непригодной для последующих поколений. Поэтому достаточно часто через одно, два поколения своих носителей она утрачивает значимость и не передается последующим поколениям. Например, еще в 70-80-е годы 20 века школьников учили считать на логарифмической линейке. Через 30 лет большинство школьников даже не знает, как выглядит логарифмическая линейка, и тем более не умеет ею пользоваться. Такие знания просто остаются культурными фактами, утратившими свою актуальность.

Второй, более глубокий уровень культуры содержит знания в виде законов, правил и отношений, которые тесно связаны с ценностями и правилами поведения, принятыми в данной культуре. Такие знания бережно хранятся в культуре и передаются последующим поколениям.

И, наконец, самый глубинный уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа включает убеждения, стереотипы и архетипы. Убеждения – это глубоко укорененные в сознании людей ценности, представления и установки. Часто они связаны со смыслом жизни для конкретного человека или социальной группы, связаны с коллективной памятью. Разрушение таких элементов привело бы к разрушению, как конкретной личности, так и самой культуры. Это системообразующие элементы культуры. Часто они вырабатывались достаточно давно и передавались последующим поколениями носителей данной культуры. К такого рода убеждениями можно отнести религиозные и моральные убеждения, менее устойчивы, но все же достаточно долгосрочны идеологические и политические убеждения. Следующий элемент данного уровня – это стереотип. Это готовый, стандартный способ, рамка восприятия окружающего мира. Первые стереотипы, с которыми сталкивается каждый из нас и усваивает еще в детстве – это слова естественного языка. Тот лексикон или тезаурус, которым мы оперируем, на самом деле стереотипен. Человек также склонен стереотипно воспринимать представителей гендерных, возрастных, профессиональных, этнических и расовых групп. Стереотипы помогают человеку постигать всю ту разнообразную внешнюю информацию, которая обрушивается на наше сознание. Стереотипы чаще всего коллективно вырабатываются и передаются последующим поколениям. И выполняют информационную, идентификационную и эго-защитную функцию, поэтому и относятся, наряду с убеждениями, к глубинным и системообразующим элементам культуры. Архетипы или мифологемы относятся к элементам коллективного бессознательного. Первоначально они были выработаны в рамках первобытного общества и помогали древнему человеку обнаруживать опасные и безопасные элементы окружающего пространства. В современном обществе они присутствуют как составные части пословиц, поговорок, идиом. Их можно обнаружить в суевериях. Они также являются важнейшими элементами сказок, мифов, легенд, фольклора. Архетипы чаще всего бинарны, или двоичны: то есть позитивно или же негативно окрашены. Они связаны с пространством, стихиями, направлениями и классом существ. У каждого народа имеется свой набор архетипов. Мы с вами сейчас рассмотрим пример архетипов славянских народов. Запишем его в два столбика. Каждое нижнее слово может заменять верхнее. И по смыслу мы увидим, что левый столбик связан с позитивными элементами мира, а правый, соответственно, с негативными.

Счастье - несчастье

доля - недоля

жизнь - смерть

правый – левый

верх - низ

светлый – темный

сухой - мокрый

свой - чужой

близкий - дальний

дом - лес

главный - неглавный

мужской - женский.

 

3. Понятие культурных универсалий. Это такие элементы, которые присутствуют во всех культурах. Дж. Мердок выделил около 60 подобных культурных универсалий. Вот некоторые из них: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, свадебные и похоронные обряды, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и мн. другое. Разные культуры, конечно же, предполагают разную реализацию этих универсалий. Однако их существование обусловлено наличием определенных объективных причин. Так, американский исследователь Клакхон называет такие факторы, как общие биологические потребности людей (в пище, тепле, продолжении рода, общении и др.), а также общие ценности и образцы мышления: запрещение убийства, осуждение лжи, не одобрение страданий и др.

Наряду с существованием культурных универсалий, единых или же сходных для всех культур имеются и специфические культурные образования, такие как субкультуры и контркультура.

Субкультура это 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей существующей культуры,функционирующих в качестве культуры преступного слоя (по-другому, деликвентная, или преступная культура); 2) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, системами ценностей и даже своими институтами (примером такого понимания субкультуры могут служить молодежные, диссидентские, женские, этнические субкультуры); 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры (например, субкультура компьютерщиков, военных, актеров, музыкантов и др.).

Контркультура – это понятие, используемое в современной социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам западной культуры. Сам термин был предложен в 60-е годы 20 в. американским культурологом Т. Роззаком. Истоки этого культурного направления лежат в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультных учениях, романтических традициях в искусстве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе З. Фрейда, в романах Г. Гессе, Ф. Кафки, произведениях «Театра абсурда» (Ионеско, Беккет, Мрожек и др.). Контр культура предполагает отрицание индивидуально-личностного, рационального, традиционно-христианского, включает отрицание протестантской этики, значимости индивидуального труда, личной карьеры и ответственности. Вместо этих ценностей контр культура 60-х годов прошлого века предлагала ценности коллективизма, соборности, раскрытие внутреннего мира каждого человека, достижение гармонии с собой и окружающим миром, ценности самопознания, раскрытия в себе мистических способностей. В прошлом веке контр культура ярче всего проявила себя в культурно-политическом движении «хиппи», сексуальной революции, рок музыке. В настоящее время контр культура обретает новое рождение в антиглобалистских движениях, возрождении интереса к мистике и оккультизму, восточным религиям, язычеству, астрологии.

Массовая культура – это понятие, характеризующее особенности производства и потребления культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Массовая культура – это культура повседневной жизни, производимой для восприятия массовым сознанием и представленной, прежде всего, деятельностью средств массовой коммуникации и кино. Появление массовой культуры обусловлено такими социальными факторами как развитие индустриального общества, в котором основным становится промышленное производство, урбанизация (преобладание городского населения над сельским), увеличение уровня грамотности, появление средств массовой коммуникации и кино, научно-технические революции, повлекшие за собой создание новых информационных и коммуникационных технологий, усреднение образа жизни за счет выравнивания материального положения людей, широкого развития массового производства однотипных товаров и услуг. И несмотря на то, что на сегодня уже на смену индустриальному пришло постиндустриальное или информационное общество, массовая культура продолжает существовать. Ее привлекательность для простого, обычного потребителя вполне очевидна и обусловлена следующими особенностями.

Массовые коммуникации формируются и работают на массовом и повседневном ощущении дефицита действия и взаимодействия. При этом они символически, технически и виртуально восполняют подобный дефицит Скажем, визуализация создает эффект соприсутствия и строится на нем. Создается ощущение неподдельности, подлинности, документальности. Ориентация на повторение, серийность и сериальность массмедйных визуальных образов и сопровождающих их словесных текстов служит процессу упорядочивания повседневной жизни, приданию нормальности собственному существованию, созданию ощущения комфорта и психологической безопасности. При чем, что интересно, подобный механизм срабатывает не только в притягательности серийных художественных фильмов, но и в стремлении зрителя получать знакомую (ожидаемую) новостийную информацию, которой, по определению, следовало бы быть новой. Возможно, одним из способов объяснения подобного феномена могла бы быть концепция «онтологической безопасности» Э.Гидденса, согласно которой индивиды склонны удалять из собственной жизни «экзистенциальные моменты», находящиеся вне их власти и потенциально опасные для устоявшегося психологического самочувствия. Визуальные и аудиовизуальные коммуникации также создают акты эмоционального, упорядоченного, символического единения индивида со «всеми». И, наконец, компенсаторно-тонический эффект массмедийных коммуникаций позволяет в безопасной и при этом наглядной форме испытать возможности нарушения нормы, идентифицировать себя с агрессивным и небезопасным героем и в то же время находиться в позиции «за стеклом».

Медиатизация социального пространства помимо всего прочего является также одним из факторов формирования массовой культуры и массового потребителя. Коммуникативные посредники, к которым с полным правом можно отнести не только масс-медиа, но и массовую литературу и кино, обладают целым рядом черт, на наш взгляд, особенно привлекательных для потребителя. Во-первых, это, так называемая, «позитивная адресность», когда, обращаясь ко всем, на самом деле адресуются к каждому, приглашая его и именно его включиться, откликнуться, попробовать, Вторая важнейшая черта – это узнаваемость и ожидаемость сообщения, когда все непосредственно доступно, прозрачно, знакомо, не требует дополнительных инстанций критики и социализации (обучения). Подобная повторяемость известного, как мы уже уточняли выше, позволяет аудитории ощущать свою устойчивость. Массовый потребитель «с ходу», «автоматически» опознает и признает предлагаемый ему образец в качестве нормы, при этом сам делаясь в этом акте восприятия носителем нормы. Масскоммуникативное пространство, таким образом, действует как система, включающая в себя индивида таким, каким он сам желает себя видеть, в противоположность «высокой» или «элитарной» культуре, ставящей перед потребителем особые символические барьеры. Еще одним важнейшим свойством масс-медиа и массовой культуры в современной социокультурной ситуации является, на наш взгляд, дистанцирование реципиента как в физическом, так и в социальном пространстве. Когда индивид читает, слушает, смотрит, он, как бы, создает, «выгораживает» свое собственное социальное пространство и время, отгораживается от физического мира и необходимости, скажем, смотреть или слушать других. С другой стороны, именно массовые коммуникации, как ни что иное в современном мире, способствуют «социальному эскапизму», когда потребитель «заглушает» или «забывает» о привычных социальных ролях и привычных ролевых конфликтах.

Все названные выше механизмы, так или иначе, отвечают экзистенциальным потребностям аудитории в безопасности, стабильности, структурировании своего повседневного бытия, что, безусловно, весьма значимо для современного человека.

 

 
4. Функционирование культурного продукта в современном обществе обусловлено многими выше названными особенностями массовой культуры. Главное, что следует понять, это, что любой культурный продукт, прежде чем дойти до потребителя, проходит через целый ряд фильтров. Итак, первый элемент – это творец, создатель культурного продукта. Он создает «текст 1». Этот текст адресуется микро аудитории, состоящей из близких автора, его литературных агентов, продюсеров, редакторов, импрессарио и т.п. Эти три элемента образуют цикл создания культурного продукта. Пройдя через микро аудиторию, текст видоизменяется, превращаясь в «текст 2», или «текст-товар». Этот новый текст уже адресуется следующей микро аудитории критике, рекламе, средствам массовой информации. Пройди через этот фильтр, «текст-товар» превращается в «текст-культурный продукт, или текст 3». И уже этот, заново видоизмененный текст адресуется макроаудитории, или массовому потребителю. В свою очередь, массовый потребитель, приобретая или же не приобретая тот или иной культурный продукт, оказывается таким вот опосредованным образом связанным с творцом культурного продукта.

 

Творец

План

1. Место социологии среди других наук об обществе. Понятие объекта социологии.

2. Понятие специфически социологического «угла зрения».

3. Понятие предмета социологии. Методологические подходы к предмету социологии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение целевых групп | Место социологии среди других наук об обществе. Понятие объекта социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.