КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование и реализация ПДН
Весь процесс формирования письменно-двигательного ФДК в зависимости от целей и содержания задач обучения условно делится на четыре этапа: элементное письмо, буквенное письмо, связное письмо, скорописное письмо. На этапе элементного письма основные педагогические задачи сводятся к ознакомлению обучающихся со звуковым составом слов, буквенными обозначениями звуков, графическими характеристиками письменных знаков, правилами их слитного выполнения, гигиеной и техникой письма. Этап буквенного письма предполагает формирование у учеников зрительных представлений о правильной форме и размерах письменных знаков, развитие и закрепление практического навыка их выполнения, расположения относительно друг друга. На этапе связного письма вырабатываются навыки равномерного наклона, размера, разгона, расстановки, нажима при выполнении письменных знаков, правильного их соединения в составе слов, пространственной ориентации в рукописи и т.д. При этом ранее приобретенные навыки постепенно автоматизируются. Скорописное письмо является этапом окончательной автоматизации технических и графических навыков. К этому времени учащиеся уже четко представляют слова рукописного текста в виде слуховых, зрительных и двигательных образов и постепенно обретают возможность переключать свое внимание с письменно-двигательного процесса на смысловую и письменно-речевую стороны письма. Формирование ПДН, по данным Л.А. Винберга И М.В. Шванковой, заканчивается в 25-30 годам. Физиологической основой формирования письменно-двигательного ФДК является условно-рефлекторная деятельность нервной системы человека. Согласно учению И. П. Павлова о фазности в протекании нервных процессов при выработке условных рефлексов, в судебном почерковедении различают три стадии в формировании письменно-двигательного навыка: генерализацию возбуждения, развитие внутреннего торможения, закрепление коркового динамического стереотипа [1, с.139]. Особенностью стадии генерализации является иррадиация возбудительного процесса в коре головного мозга. Возникнув в доминантном очаге, иррадиация охватывает нервные двигательные центры мышц, в том числе и тех, которые непосредственно не участвуют в акте письма. Этим достигается напряжение всех рабочих органов, прежде всего - плечевого пояса и привычно пишущей руки. Для стадии развития внутреннего торможения характерно постепенное ограничение иррадиации возбудительного процесса. Торможение способствует устранению групп мышц, функционально не связанных с письмом, непродуктивных движений рабочих органов, совершаемых в начале выработки технических и графических компонентов письменно-двигательного навыка. Основой торможения являются указания и поправки учителя, самоконтроль обучающегося. На стадии закрепления коркового динамического стереотипа становится возможным более точное выполнение письменных знаков вследствие оптимального чередования процессов возбуждения и торможения. В процесс письма вовлекаются только необходимые группы мышц рабочих органов. Движения становятся согласованными и свободными. В результате происходит совершенствование формирования письменно-двигательного навыка, завершается его автоматизация. Закономерности реализации письменно-двигательного ФДК являются центральной проблемой современного судебного почерковедения. Ее исключительная важность состоит в том, что разрешение данного вопроса связано с познанием психофизиологической сущности почерка, раскрытием природы его признаков. Отечественные криминалисты для изучения механизма письма использовали учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности и динамическом стереотипе, а также труды известных физиологов П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна, что позволило разработать криминалистическую концепцию нейрофизиологической организации письменно-двигательного акта. Суть этой концепции заключается в том, что каждый акт реализации письменно-двигательного навыка человека представляет собой сложную саморегулирующуюся функциональную систему с уровневой иерархической организацией, которая действует по принципу рефлекторного кольца. Письменно-двигательная функциональная система представляет собой временную совокупность различных нервных центров и периферических органов, объединенных для достижения полезного результата деятельности – рукописи. Именно полезный результат определяет особенности структуры данной функциональной системы, то есть необходимый подбор рабочих органов и регулирующих их деятельность нервных центров.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |