КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие письма и почерка
Криминалистического исследования Учение о почерке как объекте Учение о почерке как объекте криминалистического исследования включает в себя следующие основные компоненты: 1) понятие письма и почерка; 2) основы формирования и реализации письменно-двигательного ФДК (функционально-динамического комплекса) навыков человека; 3) основные криминалистические свойства почерка; Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспертизы является почерк, связанный с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека - навыком письма. История возникновения и развития письменности охватывает период в несколько тысяч лет, за которые человечество прошло путь использования самых разнообразных способов письма. Древнейшей и самой примитивной формой письменности является пиктографическое или рисуночное письмо (от латинского слова “pictus“ - нарисованный и греческого “grapho“ - пишу). Этот способ письма реализовывался при помощи рисунков, обозначающих всевозможные предметы и действия. При этом смысл пиктограмм не зависел от их воспроизведения звуковой речью, в связи с чем они могли толковаться разноязычными людьми. Со временем пиктографическое письмо в соответствии с возросшими запросами материальной жизни преобразовалось в идеографическое (от греческого “idea“ - понятие, символ). В отличие от первой формы, символический способ письменности уже имел возможность выражать и фиксировать отвлеченные понятия. В качестве примеров идеографического письма можно назвать древнеегипетские иероглифы, современную китайскую письменность, математические и иные научно-технические знаки. Историческое преобразование идеографического письма в современное буквенно-звуковое происходило в несколько этапов. Переходным периодом является стадия использования силлабического способа письменности (“sillabe“ - слог), при котором определенные письменные знаки обозначали отдельные слоги. Буквенно-звуковое письмо на сегодняшний день считается оптимальной формой письменности, которая позволяет передавать любую по сложности речь путем сравнительно небольшого количества графических знаков, соответствующих звуковому составу конкретного языка. Следует отметить, что термину “письмо“ присуще несколько значений. В быту им называют процесс выполнения рукописи, почтовое отправление, средство запечатления мысли человека с помощью условных графических знаков и т.д. Общепринятым на сегодняшний день в криминалистике является следующее определение рассматриваемого понятия: "Письмо - это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и закрепления ее во времени" [16, с. 7]. Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной системе качественно неоднородных навыков, в целом образующих письменный ФДК. Его структуру представляют три основных группы навыков: 1) интеллектуальные; 2) письменно-речевые; 3) письменно-двигательные. К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мышления, памяти, внимания человека и т.п. Некоторые свойства этих навыков присутствуют в понятийно-смысловых структурах текста [4, с. 11]. Письменно-речевая группа включает в свой состав лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографические и пунктуационные навыки. Письменно-двигательные навыки составляют технические и графические навыки письма. Под техническими навыками понимается комплекс автоматизированных действий человека, направленных на: - организацию и поддержание нормальных условий акта письма (обстановки, освещения, позы, положения рук к поверхности стола и т.д.); - правильное обращение с письменными принадлежностями (хватка пишущего прибора, положение листа бумаги и т.п.). Система графических навыков включает в свой состав конфигурационные, пространственно-ориентационные, координационные, скоростные, ритмические, нажимные и др. В совокупности они позволяют "изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро, красиво, связывать буквы в слова" [3, с. 7]. Необходимо подчеркнуть, что очень важное значение для судебного почерковедения имеют структура и закономерности функционирования письменно-двигательного ФДК, так как именно они лежат в основе почерка - непосредственного объекта судебного почерковедения. На основе многолетних научных исследований в области физиологии и психологии функционирования механизма письма формулировалось научное определение почерка. Первоначально в определении почерка включался лишь биомеханический исполнительский компонент. Например, у Потапова (1949 г.) «Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений»; Л. А. Винберга (1979 г.): "Почерк - это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык" [3, с. 5]. В. Ф. Орлова является автором следующих двух наиболее современных и научно обоснованных определений: 1. "Почерк - это индивидуальный, динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической техники письма, получающий реализацию с помощью системы движений в рукописи" [8, с. 166]. 2. "Почерк - это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений" [15, с. 66]. В содержание данных определений почерка включаются: а) психофизиологический регуляторный компонент – зрительно-двигательный образ (модель) выполняемых рукописей; б) биомеханический исполнительский компонент – развернутая система движений, специально приспособленная для реализации этого образа.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |