Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие письма и почерка

Криминалистического исследования

Учение о почерке как объекте

Учение о почерке как объекте криминалистического исследования включает в себя следующие основные компоненты:

1) понятие письма и почерка;

2) основы формирования и реализации письменно-двигательного ФДК (функционально-динамического комплекса) навыков человека;

3) основные криминалистические свойства почерка;

Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспертизы явля­ется почерк, связанный с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека - навыком письма.

История возникновения и развития письменности охватывает период в не­сколько тысяч лет, за которые человечество прошло путь использования са­мых разнообразных способов письма.

Древнейшей и самой примитивной формой письменности является пикто­графическое или рисуночное письмо (от латинского слова “pictus“ - нарисованный и греческого “grapho“ - пишу). Этот способ письма реализовывался при по­мощи рисунков, обозначающих всевозможные предметы и действия. При этом смысл пиктограмм не зависел от их воспроизведения звуковой речью, в связи с чем они могли толковаться разноязычными людьми.

Со временем пиктографическое письмо в соответствии с возросшими за­просами материальной жизни преобразовалось в идеографическое (от грече­ского “idea“ - понятие, символ). В отличие от первой формы, символический способ письменности уже имел возможность выражать и фиксировать отвле­ченные понятия. В качестве примеров идеографического письма можно назвать древнеегипетские иероглифы, современную китайскую письменность, матема­тические и иные научно-технические знаки.

Историческое преобразование идеографического письма в современное бук­венно-звуковое происходило в несколько этапов. Переходным периодом является стадия использования силлабического способа письменности (“sillabe“ - слог), при котором определенные письменные знаки обозначали отдельные слоги.

Буквенно-звуковое письмо на сегодняшний день считается оптимальной формой письменности, которая позволяет передавать любую по сложности речь путем сравнительно небольшого количества графических знаков, соответст­вующих звуковому составу конкретного языка.

Следует отметить, что термину “письмо“ присуще несколько значений. В быту им называют процесс выполнения рукописи, почтовое отправление, средство запечатления мысли человека с помощью условных графических знаков и т.д. Общепринятым на сегодняшний день в криминалистике является следующее определение рассматриваемого понятия: "Письмо - это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи различ­ного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и закрепления ее во времени" [16, с. 7].

Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной системе качественно неоднородных навыков, в целом образую­щих письменный ФДК. Его струк­туру представляют три основных группы навыков:

1) интеллектуальные;

2) письменно-речевые;

3) письменно-двигательные.

К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мыш­ления, памяти, внимания человека и т.п. Некоторые свойства этих навыков присутствуют в понятийно-смысловых структурах текста [4, с. 11].

Письменно-речевая группа включает в свой состав лексические, грамма­тические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографиче­ские и пунктуационные навыки.

Письменно-двигательные навыки составляют технические и графические навыки письма.

Под техническими навыками понимается комплекс автоматизированных действий человека, направленных на:

- организацию и поддержание нормальных усло­вий акта письма (обстановки, освещения, позы, положения рук к поверхности стола и т.д.);

- правильное обращение с письменными принадлежностями (хватка пишущего прибора, положение листа бумаги и т.п.).

Система графических навыков включает в свой состав конфигурацион­ные, пространственно-ориентационные, координационные, скоростные, ритми­ческие, нажимные и др. В совокупности они позволяют "изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро, красиво, связывать буквы в слова" [3, с. 7].

Необходимо подчеркнуть, что очень важное значение для су­дебного почерковедения имеют структура и закономерности функциониро­ва­ния письменно-двигательного ФДК, так как именно они лежат в основе почерка - непо­средственного объекта судебного почерковедения.

На основе многолетних научных исследований в области физиологии и психоло­гии функционирования механизма письма формулировалось научное определение почерка. Первоначально в определении почерка включался лишь биомеханический исполнительский компонент. Например, у Потапова (1949 г.) «Почерк – это зафиксированная в рукописи система при­вычных движений»; Л. А. Винберга (1979 г.): "Почерк - это зафиксированная в рукописи система при­вычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык" [3, с. 5].

В. Ф. Орлова является автором следующих двух наиболее современных и научно обоснованных определений:

1. "Почерк - это индивидуальный, динамически устойчивый зрительно-двига­тельный образ графической техники письма, получающий реализацию с помо­щью системы движений в рукописи" [8, с. 166].

2. "Почерк - это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специ­ально приспособленную для его реализации развернутую систему движений" [15, с. 66].

В содержание данных определений почерка включаются:

а) психофизиологический регуляторный компонент – зрительно-двигатель­ный образ (модель) выполняемых рукописей;

б) биомеханический исполнительский компонент – развернутая система движений, специально приспособленная для реализации этого образа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Почерковедения и судебно-почерковедческой экспертизы | Формирование и реализация ПДН
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.