Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приборов

Общие сведения о государственной системе промышленных

ЛЕКЦИЯ

Вопрос 3. Особенности предупредительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.

Вопрос 2. Виды, формы и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

Вопрос 1 Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

Введение

ЛЕКЦИЯ

 

по теме №1: «Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений»

 

(для курсантов очного отделения по специальности 030501.65 –

«Юриспруденция»)

 

Время: 2 часа

 

Подготовил:

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии

кандидат юридических наук,

майор милиции Гордеев А.Ю.

 

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической

секции кафедры

«__»_______ 2009 г.

Протокол №___

 

Белгород - 2009


Цели лекции:

Учебная: оказание помощи курсантам, в овладении теоретическими знаниями о понятии и сущности уголовной политики, как одного из направлений государственной политики предупреждения преступлений. Оказание помощи в уяснении основных терминов предупредительно-профилактической политики государства, современного состояния концепции предупреждения преступлений, виктимологической профилактике, социальной обусловленности и научной обоснованности этих понятий.

 

Воспитательная: привитие курсантам убежденности в важности и необходимости усвоении темы лекции для их будущей практической деятельности.

 

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти.

 

Время: 2 часа

 

План лекции Время
Вступительная часть  
Учебные вопросы:
1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.  
2. Виды, формы и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.  
3. Особенности предупредительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.  
Заключительная часть (подведение итогов)  

 

Литература:

I. Основная:

1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Словарь терминов по предупреждению преступлений: Учебно-практическое пособие / Гордеев А.Ю., Бочарникова Л.Н., Александров А.Н. – Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2009.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 734.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропочева. – Спб., - 2005. – 520с.

5. Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (т. 1-3). СПб., 2003.

6. Кадников Н.Г. Предупредительные меры сотрудников милиции при предотвращении и пресечении преступлений / Предупреждение преступности полицией/милицией: Материалы международного семинара (1-2 декабря 2005 г.). - М.: Московский университет МВД России, изд-во "Щит-М". - С. 78-82.

 

II. Дополнительная литература:

1. Конституция РФ. - М., - 2009.

2. Уголовный кодекс РФ. – М., - 2009.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., - 2009.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ. - М., - 2009.

5. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства. 1995. № 33, ст. 3349.

6. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). – М., - 2009.

7. Указ президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации"

8. Директива МВД РФ № 7 от 24.10. 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году».

9. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

 

 

Исходя из того, что преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в его жизни противоречий, нереалистичной является задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения причин и условий правонарушений. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но они в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции, нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению преступлений, защищать граждан и общественные интересы от преступных посягательств.

Вообще идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: "Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него".

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности.

В связи с чем, актуальность темы лекцииобъясняется тем, что предупреждение преступлений и административных правонарушений это один из видов деятельности органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции. Кроме того, проблема предупреждение преступлений – определена во всех основных документах, имеющих отношение к борьбе с преступностью. В частности, в ст. 38 Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ 12 мая 2009 г., отмечено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью. А согласно ст. 39 указанного нормативного акта, обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Вместе с тем Конституция, Закон "О милиции", приказы МВД России, говорят о защите жизни, здоровья, прав и свобод личности, всех форм собственности и обеспечения общественной безопасности не только путём раскрытия и расследования преступлений, но, прежде всего, путём предупреждения указанных негативных явлений в обществе.

 

 

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением в целях недопущения совершения ими преступлений и иных правонарушений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Структуру современной концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений можно представить в следующем виде:

1) общие положения концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, представляющие собой систему положений о целях, задачах и принципах предупреждения преступлений и правонарушений;

2) объекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, к которым относятся негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; юридические лица и граждане;

3) субъекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, с учетом того, что среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь;

4) основные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел (меры общего предупреждения преступлений; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других правонарушений; оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других правонарушений; организационные и иные меры предупреждения преступлений и других правонарушений);

5) организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений, которое возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции;

6) кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений. Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.

Органы внутренних дел в своей деятельности по предупрежде­нию преступлений и административных правонарушений руковод­ствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституцион­ными законами, федеральными законами, указами и распоряже­ниями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Общие принципы и основы предупредительной правоохрани­тельной деятельности, которыми безусловно должны руководство­ваться органы внутренних дел в своей повседневной работе, на­правленной на недопущение совершения преступлений и админи­стративных правонарушений, содержатся в международных право­вых актах и договорах, ратифицированных Российской Федерацией. К ним, в частности, можно отнести:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятую и провоз­глашенную резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

- Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденную резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ас­самблеи ООН 9 декабря 1975 г.;

- Декларацию принципов и программ действий ООН в области предупреждения преступности уголовного правосудия, утвержденную резолюцией 46/52 Генеральной Ассамблеи 18 декабря 1991 г. и др.

Основные положения, регулирующие осуществляемое органами внутренних дел предупреждение преступлений и административных правонарушений, записаны в Конституции Российской Федерации, а также Конституциях республик России. Подобную правовую ос­нову имеют ст. 20, 21, 23 Конституции РФ, в которых сформирова­на обязанность государства защищать жизнь, здоровье, честь, дос­тоинство, собственность, законы, уважать права и законные инте­ресы граждан.

Например, при проведении предупредительных мероприятий, как указано в ст. 21 Конституции, недопустимо умаление достоин­ства личности, а в ст. 23 записано: «...никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основе судебного решения». Ст. 35 Конституции РФ гласит: «...никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Таким образом, в Консти­туции РФ определяются общая направленность и стратегия органов внутренних дел по предупреждению преступности.

Составной частью системы правовых норм, регулирующих пре­дупреждение преступлений органами внутренних дел, являются ак­ты высшей юридической силы, непосредственно направленные на противодействие преступности и любым правонарушениям. К их числу относятся Федеральные Законы Российской Федерации:

- № 3-ФЗ от 07.03.2011 г. «О полиции»;

- № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации (с изм.);

- № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм.);

- № 2446-1 от 05.03.1992 «О безопасности»;

- № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (с изм.);

- № 16-ФЗ от 19.01.2007 «О транспортной безопасности»;

- № 150-ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии»;

- № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно разыскной деятель­ности»;

- № 168-ФЗ от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федера­ции» (с изм.) и др.

В перечисленных документах закреплены основные права и обязанности милиции в области предупреждения преступности, на­званы объекты и субъекты предупредительной деятельности, опре­делен порядок взаимодействия, регламентированы задачи, функции и мероприятия, осуществляемые органами внутренних дел.

Заметную криминологическую функцию выполняют админист­ративно-правовые средства предупреждения правонарушений, пося­гающих на общественный порядок и общественную безопасность. Сам факт применения мер административного принуждения за мелкое хулиганство, мелкое хищение, появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое досто­инство и общественную нравственность, нарушения правил оборота оружия и другие административные проступки имеют непосредст­венное значение для предупреждения различных видов преступле­ний. При этом предупредительный эффект применения админист­ративно-правовых санкций обеспечивается путем воздействия на сознание правонарушителя и на конкретные криминогенные ситуа­ции, создания обстановки, исключающей фактическую возмож­ность продолжения антиобщественной деятельности и перерастание их в преступления.

Для юридического обоснования предупредительных мер, осо­бенно при осуществлении функций дознания и предварительного следствия, большое значение имеет ряд норм уголовного и уголов­но-процессуального права. Не касаясь превентивной роли всего уголовного законодательства и предупредительных задач уголовного судопроизводства в целом, необходимо, в частности, отметить, что нормами уголовного закона, регулирующими систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, ус­танавливается определенный правовой режим для осужденных. Важными элементами этого режима, создающими юридические ос­нования профилактической работы с лицами указанных категорий, являются установленные для них правоограничения специальных правил поведения и обязанностей; наблюдение, контроль и надзор за ними со стороны правоохранительных органов и общественности.

Важное значение для юридического обоснования мер индивиду­альной профилактики в отношении лиц, уже подвергавшихся уго­ловному наказанию, имеет уголовно-правовой институт судимости.

Правовое обеспечение процесса предупреждения преступности осуществляется также многими другими нормами уголовного права. Профилактический эффект этих норм в одних случаях обусловлен прежде всего их воздействием на правосознание граждан, в других - тем, что они непосредственно регулируют конкретные меры предупреждения преступности, предоставляя в распоряжение органов внутренних дел как субъектов предупредительной деятельности со­ответствующие правовые средства воздействия на криминогенные факторы. Это, например, положения уголовного закона об ответст­венности за преступления, совершенные в состоянии опьянения, о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения пре­ступления, о применении принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и др.

Большое значение для правового регулирования предупрежде­ния преступлений имеют и те нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, которыми регламентируются основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и прекраще­ния уголовных дел вследствие изменения обстановки, с привлече­нием лица к административной ответственности. Процессуальные решения, принимаемые во всех этих случаях, создают юридические основания для осуществления мер профилактического характера в отношении соответствующих лиц.

Предупреждению преступлений способствует весь процесс ис­полнения наказаний, который регламентируется нормами уголовно-исполнительного права.

Наряду с законодательными актами правовое обеспечение пре­дупреждения преступлений и административных правонарушений предусматривается в постановлениях и распоряжениях Правитель­ства России и органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации. В них определяются полномочия должностных лиц и государственных организаций, устанавливаются обязательные предписания для граждан, реализуются меры профилактического и обеспечивающего характера профилактики. К таким нормативным актам, к примеру, можно отнести постановление Правительства Российской Федерации № 840 от 8 июля 1997 г. «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Фе­дерации и компетентными ведомствами других государств»; поста­новление Правительства Российской Федерации № 100 от 20 фев­раля 2006 г. «О федеральной целевой программе «Повышение безо­пасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» и др.

Обязательные предписания профилактического характера со­держатся в Указах Президента России. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России. Таким примером может служить также Указ Президента Российской Федерации № 1113 от 30 июля 1996 г. «Об участии Российской Федерации в деятельности Международ­ной организации полиции - Интерпола» и др.

Министерство внутренних дел Российской Федерации на осно­ве и во исполнение соответствующих законов и постановлений правительств издает ведомственные нормативные акты, в которых конкретизируются задачи различных звеньев органов внутренних дел по предупреждению преступлений, определяются нормы и ме­тоды предупредительной работы. В соответствующих решениях коллегии, приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД России дается оценка эффективности, результатов предупредитель­ной деятельности, формулируются ее приоритетные направления, вскрываются недостатки и упущения, определяются пути их устра­нения.

В систему правового регулирования предупреждения преступле­ний и административных правонарушений входят нормы, издавае­мые по линии других министерств и ведомств. Например, органы здравоохранения издают нормативные акты, регулирующие различ­ные аспекты борьбы с пьянством и наркоманией, с лицами, стра­дающими психическими заболеваниями, порядок взаимодействия с органами внутренних дел. Следует иметь в виду, что ведомственные нормативные акты в части предупреждения правонарушений по своей юридической природе относятся к источникам администра­тивного права.

Характер предупредительной деятельности таков, что в ней на­ходят применение нормы не только тех отраслей права, которые непосредственно направлены на предупреждение преступности. Так, в трудовом законодательстве предусмотрены правовые послед­ствия для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, допус­кающих антиобщественные поступки, наносящие ущерб производ­ству. Применение санкций, предусмотренных трудовым правом, в отношении прогульщиков, пьяниц, нарушителей трудовой дисцип­лины оказывает непосредственное воспитательно-профилакти­ческое воздействие на них самих, удерживая их от совершения бо­лее серьезных правонарушений.

Из норм семейного права, имеющих особое значение для пре­дупреждения правонарушений, в качестве примера можно привести лишение родительских прав, если родители уклоняются от выпол­нения обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них вредное влияние аморальным, антиобществен­ным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. В данном случае норма семейного права направлена на устранение криминогенных обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности в семье.

Определенную роль в предупреждении преступлений могут вы­полнять также гражданско-правовые нормы о недействительности сделок.

В соответствующих случаях для предупреждения правонаруше­ний имеют значение нормы гражданского процесса, например, те из них, которые регулируют порядок расторжения брака, взыскания алиментов, рассмотрения трудовых споров и гражданских исков.

Наконец, правовое регулирование предупреждения преступле­ний осуществляется так называемыми локальными нормами, кото­рые содержаться в положениях, решениях и других актах, издавае­мых местными органами самоуправления.

Таким образом, предупредительная деятельность органов внут­ренних дел в целом имеет пусть не всегда системные, но достаточно взаимосвязанные юридические основания. Нормами различных от­раслей права детально регламентируются все виды и формы преду­преждения преступлений, ее основные направления.

Предметнее предупредительная деятельность органов внутрен­них дел регламентирована различными ведомственными актами применительно к соответствующим службам и подразделениям. К таким актам, в частности, относятся:

- Положение о национальном центре бюро Интерпола, утвер­жденное приказом МВД РФ № 10 от 11.01.1994 г.;

- Приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г. «О мерах по совер­шенствованию деятельности участковых уполномоченных мили­ции»;

- Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безо­пасности, утвержденный Приказом МВД РФ № 80 от 29.01.2008 г.;

- Приказ МВД РФ № 569 от 26.05.2000 «Об утверждении инст­рукции по организации работы подразделений по делам несовер­шеннолетних органов внутренних дел»;

- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэконом­развития России, ФСКН России № 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» и др.

Учитывая приоритетную роль органов внутренних дел в преду­преждении преступлений и административных правонарушений, в целях конкретной регламентации такой деятельности МВД России в январе 2006 г. издало специальный приказ № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». Этим приказом были утверждены Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и Положение о Координационно-методическом совете МВД России по предупреж­дению преступлений. Кроме того, приказом было предписано Ми­нистрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Рос­сийской Федерации, УВДТ, ОВДРО создать и возглавить лично ко­ординационно-методические советы по предупреждению преступ­лений в составе МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, разработать и утвердить положения об их дея­тельности.

В соответствии с требованиями приказа МВД № 19 от 17 янва­ря 2007 г. основными задачами органов внутренних дел по преду­преждению преступлений являются:

- выявление и анализ причин и условий, способствующих со­вершению преступлений, принятие мер по их устранению или ней­трализации;

- выявление и постановка на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений;

- установление лиц, осуществляющих приготовление к престу­плению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с за­конодательством Российской Федерации;

- привлечение к работе по предупреждению преступлений об­щественных объединений правоохранительной направленности и граждан;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности и правона­рушений несовершеннолетних.

Основная предупредительная деятельность организуется и осу­ществляется непосредственно в территориальных органах внутрен­них дел. Их сотрудники, руководствуясь нормативно заданной ком­петенцией, реализуют в своей повседневной правоохранительной работе следующие функции:

- готовят ежемесячные аналитические обзоры криминологиче­ской обстановки на обслуживаемой территории (объектах обслужи­вания);

- осуществляют комплексную оценку результатов работы со­трудников подразделений по предупреждению преступлений, разра­батывают мероприятия по ее активизации;

- информируют в установленном порядке органы местного са­моуправления, а также организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслужива­ния), о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с изложением конкретных предложений по их устра­нению или нейтрализации;

- осуществляют взаимодействие с соответствующими государ­ственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждения­ми, организациями, общественными объединениями;

- проводят комплексные и целевые оперативно-профилак­тические мероприятия по предупреждению преступлений и улуч­шению криминологической обстановки;

- принимают меры по обеспечению безопасности граждан, ес­ли на их жизнь, здоровье или имущество, по имеющейся оператив­ной информации, возможно преступное посягательство;

- выявляют и ставят на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль;

- осуществляют контроль за соблюдением лицами, освобож­денными из мест лишения свободы, установленных для них в соот­ветствие с законом ограничений;

- в установленном порядке привлекают общественные объеди­нения правоохранительной направленности и граждан к деятельно­сти по предупреждению преступлений;

- информируют население через средства массовой информа­ции о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.

Важным элементом организации предупреждения преступности является планирование, включающее на основе достижений науки и практики анализ криминогенной обстановки, ее прогноз, учет имеющихся сил и средств, постановку конкретных задач, определение основных направлений деятельности на тот или иной период, а также комплекс соответствующих мероприятий. Планирование обеспечивает системный характер предупредительной работы, позволяет согласовать в ней меры социально-экономического, организационного, правового, воспитательного и иного характера. Без планирования предупреждение преступности теряет свою целенаправленность, а значит, и эффективность, т.е. становится невозможным достижение позитивного результата при меньших затратах времени, материальных и человеческих ресурсов.

Современная практика планирования (программирования) мер предупреждения преступлений и других правонарушений стала предметной и более конкретной. Вместе с тем, пока недостаточно уделяется ресурсному обеспечению запланированных мероприятий[1].

 

Нормативно-правовая регламентация, несомненно, выполняет превентивную задачу по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка и сфере общественной безопасности. Но механизм реализации норм, регулирующих указанные отношения, непосредственно связан с осуществлением организационно-управленческих мер в данной сфере. Прежде всего, следует говорить о деятельности специальных государственно-властных структур, ориентированных на противодействие преступлениям и правонарушениям среди которых важное место занимают органы внутренних дел (милиция).

Возрождение системы криминологической профилактики преступлений предполагает создание и внедрение в практику её субъектов современных методов работы, таких знаний, умений и приемов, которые с одной стороны, были бы избавлены от прежних идеологических намеков, несбыточных надежд и мечтаний о ликвидации преступности, о полном искоренении причин и условий её порождающих, а с другой стороны – весьма активно воздействовали бы на выявление, нейтрализацию или устранение явлений и процессов, детерминирующих преступления, на укрепление и развитие антикриминогенных факторов.[2]

Хорошо спланированная, координированная и ресурсно обеспеченная работа по профилактике преступлений не даст ожидаемого результата, если не будут разработаны её тактические основы, не получит развитие и обогащение продуманная, отвечающая нынешним жизненным реалиям система методов предупредительной деятельности. Понятие «тактика» употребляется в различных значениях. Так, например, в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова тактика понимается как:

1. составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск на суше, в воздухе и на море.

2. совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.[3]

Тактика иногда определяется и как совокупность средств и приемов общественной, политической борьбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что ядро любой тактики – это методы, приемы действия, обеспечивающие правильное направление, содержание и формы деятельности, наиболее целесообразное и эффективное осуществление мероприятий для достижения конкретных целей.

Исследуя вопросы о методах профилактической работы в современных условиях надо использовать переработанную отечественную практику, изучать и внедрять оправданий себя зарубежный опыт, особенно в проведении виктимологической профилактики, привлечения населения к сотрудничеству с милицией в качестве «конфиндента», моральной и материальной поддержки такого взаимодействия обществом и государством.

Следует отметить, что в криминологической литературе и практической деятельности органов правопорядка часто термин «метод» употребляется наряду или вместо понятия «мера» и производного от него словосочетания «мера предупреждения». А.Э. Жалинский и М.В. Костицкий так и определяют меру предупреждения преступлений: «Это облегченный в организационную форму способ воздействия на факторы, порождающие преступления, а также препятствующие им, состоящий из взаимосвязанных отдельных действий, преследующий конкретную цель и вызывающий предупредительный эффект».

Отметим, что отдельные авторы выделяют три уровня предупреждения преступлений:

Профилактика преступлений -совокупность мер по выявлению и устранению причин и условий преступлений (общая профилактика) а так же по установлению и оказанию корректирующего воздействия на лиц, которые реально могут совершить преступление (индивид. профилактика).

Предотвращение преступлений - дея тельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.

Пресечение преступлений -действия, обеспечивающие прекращение начатых преступлений на стадии покушения или длящихся преступлений, или систематической преступной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в деятельности подразделений криминальной милиции в основном используются методы профилактики на специально-криминологическом уровне. В криминологической литературе в зависимости от направленности и характере предупредительной деятельности их принято подразделять на меры общей и индивидуальной профилактической работы.

Эти меры не должны противопоставляться друг другу, они развивают и дополняют один другого, между ними нет жестких границ, и в то же время они обладают определенной спецификой.

Обычно выделяют следующие основные методы общей криминологической профилактики, применяемые правоохранительными органами:

1. Выявление и анализ причин и условий, ситуацией совершения преступлений.

2. Разработка и осуществление мероприятий по устранению (блокированию, нейтрализации, ограничению действий) причин, условий, других детерминант, проявлений (меры-действия).

3. Инициирование мер заинтересованных органов, ведомств, учреждений, категорий собственников, других субъектов по устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности (меры-сигналы).

4. Правовая пропаганда, правовое воспитание и правовое просвещение граждан.

5. Изучение и формирование адекватного общественного мнения о преступности, её причинном комплексе, мерах борьбы с нею и деятельности правоохранительных органов.

6. Оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств.

Подразделения ОВД в полной мере используют в своей профилактической деятельности весь этот арсенал методов.

Как нам представляется, наиболее значительными в деятельности подразделений ОВД является применение и использование методов индивидуальной профилактики. Их сущность состоит в том, чтобы воздействовать на антиобщественную позицию личности, включая её потребности, интересы, жизненные цели, потребности, интересы, жизненные цели, преодолевать в сознании конкретного лица, могущие встать на путь совершения преступление, негативные взгляды, привычки и наклонности. Осуществляя индивидуальную профилактику подразделениями ОВД, по линиям своей деятельности, выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного воздействия и предупреждению с их стороны преступлений.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в эту систему методов входят: убеждение, поощрение, организация положительной деятельности профилактируемых, стимулирования, оказания помощи в социальной адаптации, использования общественного мнения, принуждения.

В юридической литературе многократно изложены различные классификации мер предупреждения преступлений, которые используются в зависимости от исследовательских целей и практических потребностей. Меры предупреждения преступлений классифицируются по различным основаниям (признакам). Например, одним из классификационных признаков является метод предупредительного воздействия. В принципе все многообразие мер воздействия сводится к двум методам: стимулирование и ограничение.

Деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения, а с другой - воспрепятствование вступлению в криминогенные. Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности. Если прерывание негативных отношений осуществляется преимущественно с помощью принудительных мер предупреждения, то для стимулирования позитивных связей используются главным образом меры, не связанные с принуждением.

Субъекты профилактики сами обязаны решать, как им применить тот или иной прием в конкретной жизненной ситуации. Это даёт основания полагать, что они, руководствуясь профессиональными требованиями и моральными принципами, имеют свободу выбора тактических приемов и могут применять их в зависимости от сложившейся ситуации в каждом конкретном случае. При этом должно быть соблюдено одно непременное требование: всё это должно происходить обязательно в рамках, установленных законом.

Выбор и тактика использования конкретных приемов и методов воздействия почти всегда определяются особенностями объекта, в отношении которого осуществляется такое воздействие, а также зависят от того, на каком этапе развития антиобщественной деятельности конкретных лиц те или иные меры приходиться применять.

В состав органов внутренних дел входит значительное количество подразделений, которые различаются друг от друга специальными задачами, формами и методами работы. В связи с этим их деятельность по выявлению и устранению причин и условий преступлений и административных правонарушений и разработке мер по их предупреждению имеет единую цель, но методы ее осуществления, в зависимости от компетенции, различны. Соответствующие подразделения органов внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению нарушений законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции.

Разнообразие специальных предупредительных мер в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, осуществляемых органами внутренних дел как специализированным субъектом вызывает необходимость их классифицировать. Специальные меры предупреждения преступлений и административных правонарушений, проводимые органами внутренних дел, представляют собой конкретные действия по охране общественного порядка и общественной безопасности и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры можно разделить на правовые и организационные меры.

К группе правовые мер предупреждения преступлений и административных правонарушений относятся: уголовно-правовые, административно-правовые, уголовно-процессуальные гражданско-правовые и оперативно-розыскные меры.

К группе организационных мер предупреждения преступлений и административных правонарушений относятся: внесение представлений, несение патрульной службы, проведение рейдов, массово-разъяснительные меры, воспитательные меры, инженерно-технические меры, меры информационного обеспечения и др.

Правовой основой деятельности по предупреждению преступлений являются отдельные нормы и положения уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права.

Положения уголовного права для субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступлений, являются базовыми. Нормы уголовного закона, раскрывающие понятие, признаки и стадии совершения преступления, о соучастии в преступлении, об уголовной ответственности и условиях освобождения от него, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, определяют предмет предупредительной деятельности, влияют на содержание предупредительных мер.

Без уголовного права деятельность по предупреждению преступлений была бы беспредметной. Субъектами предупредительной деятельности осуществляются меры по предупреждению только тех форм противоправного поведения, которые определены уголовным законом в качестве общественно опасного и противоправного деяния, запрещенного уголовным кодексом под угрозой наказания.

Декриминализация определенных деяний выводит эти деяния за пределы предупредительной деятельности, а криминализация деяний предполагает необходимость разработки мер по их предупреждению.

На основе использования положений уголовного права разрабатываются эффективные приемы и методы осуществления мер предупреждения отдельных видов преступлений.

Поощрительные нормы уголовного права, предусматривающие условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, такие, как: деятельное раскаяние (ст. 75 УК), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК), изменение обстановки (ст. 77 УК), добровольная выдача лицом наркотических средств (ст. 228 УК), оружия (огнестрельного, холодного, газового), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222 и 223 УК), добровольное освобождение лицом заложников (ст. 206 УК), своевременное предупреждение органов власти об акте терроризма лицом, участвовавшим в его подготовке (ст. 206 УК), нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), крайней необходимости (ст. 39 УК), институт добровольного отказа от совершения преступления (ст. 31 УК), и другие служат правовой основой предупреждения преступлений.

Важное значение для предупредительной деятельности имеет уголовно-правовой институт условного осуждения (ст. ст. 73, 74 УК). Перед субъектами, осуществляющими контроль за поведением условно осужденного, открываются широкие возможности для осуществления профилактической работы в связи с установлением судом испытательного срока и возложением на условно осужденного исполнения определенных обязанностей.

Наиболее существенные признаки отдельных видов преступлений, определяемые Особенной частью уголовного права, выступают в качестве отправных точек для осуществления предупредительной деятельности, находят непосредственное отражение в содержании и тактике предупредительных мер. Так, если в правовой конструкции преступления определен специальный субъект (должностное лицо; военнослужащий; лицо, управляющее транспортным средством; лицо, обязанное платить налоги), то осуществляются меры по предупреждению преступных действий только определенного законодателем контингента лиц. При планировании предупреждения насильственных преступлений разрабатываются меры по профилактике, предотвращению и пресечению только тех преступлений, в правовой конструкции которых насилие предусмотрено в качестве способа совершения преступления.

Важное значение для предупреждения преступлений имеет уголовно-правовой институт неоконченного преступления (ст. ст. 29, 30 УК). Меры предупреждения преступлений разрабатываются и осуществляются дифференцированно. В отношении лиц, находящихся в социально опасном положении, применяются меры профилактики; лиц, вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и замышляющих совершение преступлений, - меры предотвращения; лиц, совершающих приготовление к преступлению либо покушение на преступление, - меры пресечения.

Меры по предупреждению рецидивных преступлений разрабатываются с учетом особенностей контингента осужденных, условий, места и сроков отбывания наказания, данных о степени исправления и других личностных характеристиках осужденных, определяемых в своей основе уголовно-исполнительным правом.

В уголовно-процессуальном праве определяются компетенция следователя, дознавателя, органов дознания, прокурора и суда в сфере предупреждения преступлений, сроки, пределы и формы их предупредительной деятельности. Предписания уголовно-процессуального закона служат правовой основой деятельности указанных субъектов по предупреждению отдельных видов преступлений.

Нормы административного законодательства служат правовой основой предупреждения не только правонарушений, но и преступлений. К числу таких норм относятся, в частности, те, которые определяют основания, условия и порядок применения административно-предупредительных мер: досмотр ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов с целью обеспечения безопасности полетов, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставления; административного задержания; личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотра транспортного средства; осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, документов; ареста товаров, транспортных средств и иных вещей; изъятия вещей и документов; отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, и других (ст. ст. 27.1 - 27.15 КоАП).

В целях предупреждения преступлений широко используются также предусмотренные административным законодательством меры административного пресечения (помещение в медицинский вытрезвитель, установление административного надзора и другие) и наказания (административный арест, лишение специального права, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и другие).

Надлежащая административно-правовая охрана соответствующих объектов и надлежащее осуществление субъектами предупредительной деятельности своих полномочий по выявлению, пресечению, недопущению административных правонарушений и применению мер административного наказания одновременно служат эффективным средством предупреждения преступлений.

Административное и уголовное законодательства охраняют от посягательств одни и те же объекты. Многие административные правонарушения различаются от соответствующих преступлений, часто одноименных, лишь количественными показателями, определяющими их качественную определенность, например мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) и хулиганство (ст. 213 УК); мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП) и кража (ст. 158 УК); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП) и уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК); незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП) и контрабанда (ст. 188 УК); уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП и ст. 167 УК); незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП и ст. 180 УК), незаконное получение кредита (ст. 14.11 КоАП и 176 УК), обман потребителей (ст. 14.7 КоАП и ст. 200 УК); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП и ст. 228 УК); незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 6.2 КоАП и ст. 235 УК); нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП и 146 УК); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и другие.

Подавляющее большинство административно-правовых запретов прямо или косвенно направлены на общую превенцию преступлений. Так, запрет демонстрации фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП) имеет одной из своих целей предупреждение возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК), а также убийств, терроризма и других преступлений, совершаемых по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти; запрет под угрозой административного наказания пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП) - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 - 233 УК); запрет занятия проституцией (ст. 6.11 КоАП) - организации или содержания притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК), вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК), а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. ст. 131 - 135 УК) и преступлений против жизни и здоровья (ст. ст. 105 - 125 УК); запрет сокрытия источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП), - заражений ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК) и венерической болезнью (ст. 121 УК); запрет стрельбы из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП) - причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. ст. 109 и 118 УК); запрет нарушения правил производства, продажи, коллекционирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП) - преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ; запрет появления в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП) - хулиганства (ст. 213 УК) и других преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, а также в отношении лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; запрет передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания (ст. 19.12 КоАП) - побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК); запрет нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП) - уничтожения или повреждения чужого имущества, совершаемых путем неосторожного обращения с огнем (ст. 168 УК); запрет несоблюдения или нарушения экологических правил (ст. ст. 8.1 - 8.40 КоАП) - экологических преступлений (ст. ст. 246 - 262 УК); запрет совершения действий, нарушающих правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 11.1 - 12.36 КоАП), - преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК).

Административное право определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. ст. 23.1 - 23.61 КоАП). В этот перечень включены органы, осуществляющие государственный контроль или надзор за соблюдением правил, действующих в той или иной сфере деятельности (административной, хозяйственной, финансовой, информационной и других). Все эти органы и их должностные лица одновременно являются субъектами предупреждения преступлений.

Многие нормы гражданского права, так же как и административного, прямо или косвенно направлены на предупреждение преступлений.

Так, гражданско-правовой запрет злоупотребления правом путем производства выбросов в атмосферу или водоемы ядовитых отходов производства (ст. 10 ГК) направлен на предупреждение экологических преступлений (ст. ст. 246 - 262 УК); запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК) - монополистических действий и ограничения конкуренции (ст. 178 УК). Предписания гражданского права об ограничении оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (ст. 129 ГК) направлены на предупреждение убийств (ст. 105 УК), терроризма (ст. 205 УК) и других преступлений, совершаемых с использованием указанных предметов; об ограничении оборота наркотических средств (ст. 129 ГК) - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 - 233 УК); об ограничении оборота драгоценных металлов (ст. 129 ГК) - незаконного оборота драгоценных металлов (ст. 191 УК) и нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов (ст. 192 УК). Императивные требования гражданского законодательства о нотариальном удостоверении или государственной регистрации ряда сделок, о лицензировании определенных видов деятельности направлены на предупреждение таких видов преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК). Гражданско-правовая защита достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 50 ГК) в качестве одной из своих целей имеет предупреждение нарушений неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), разглашения тайны усыновления (ст. 155 УК), похищений человека (ст. 126 УК), незаконного лишения свободы (ст. 127 УК), клеветы (ст. 129 УК), оскорбления (ст. 130 УК), воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК). Эти и другие подобные нормы гражданского права входят в правовые основы деятельности по предупреждению отдельных видов преступлений.

Гражданское право предусматривает нормы, предоставляющие возможность ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, и установления над ними опеки, предоставляя тем самым соответствующим субъектам широкие возможности для предупреждения совершаемых такими лицами и в отношении них преступлений.

Важный предупредительный эффект имеет надлежащее исполнение субъектами предупреждения преступлений ряда предписаний семейного и трудового законодательства.

Так, обеспечение соблюдения установленного нормами семейного права порядка усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку, на воспитание в приемные семьи (ст. ст. 124, 125, 126.1 СК) препятствует совершению незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 154 УК, а также разглашению тайны усыновления (удочерения) детей (ст. 155 УК) и торговле несовершеннолетними (ст. 152 УК). Принятие предусмотренных семейным правом мер к своевременной уплате обязанными лицами алиментов (ст. 115 СК) способствует предупреждению злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК).

Обеспечение надлежащего выполнения работодателями предписаний трудового права в части защиты интересов работающих женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. ст. 253 - 264 ТК), несовершеннолетних (ст. ст. 265 - 272 ТК) способствует предупреждению преступности несовершеннолетних и необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК); предписаний в части профессиональной подготовки и повышения квалификации работников (ст. ст. 196 - 208 ТК), оплаты их труда (ст. ст. 133 - 158 ТК), - преступлений безработных лиц, совершаемых по мотиву корысти-нужды, и преступлений в сфере быта. Обеспечение гарантированных нормами трудового законодательства прав работников на охрану труда (ст. ст. 219 - 231 ТК), требований к охране труда (ст. ст. 211 - 215 ТК) и его организации (ст. ст. 216 - 218 ТК), к режиму рабочего времени (ст. ст. 100 - 105 ТК) и отдыха (ст. ст. 106 - 128 ТК) работников способствует предупреждению неосторожных преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК), преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268, 269 УК), иных преступлений, связанных с эксплуатацией технических средств или технологий - источников повышенной опасности (ст. ст. 215 - 219 УК).

Нормы права, касающиеся предупредительной деятельности, содержатся в источниках и многих иных отраслей права, в частности таких, как гражданско-процессуальное, финансовое, жилищное, таможенное, налоговое, экологическое и других.

Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Эти нормы в своей совокупности и составляют правовые основы предупреждения преступлений.

Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности подразделения криминальной милиции имеют в своём арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другим подразделениям органов внутренних дел, выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления и предпринять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения. Предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами весьма действенное и перспективное направление деятельности оперативных подразделений. По сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением оперативно-розыскное предупреждение отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение наступления (необратимых) последствий и, в конечном счете, сужает сферу применения мер уголовного наказания. На этом основывается высокая нравственная оценка предупредительных мер оперативно-розыскного характера, которые разрабатываются в рамках одной из основных организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел – оперативно-розыскной профилактики.

Оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а, наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней, т.е. недопущение совершения преступлений.

Вместе с тем, анализ практики показывает, что зачастую подразделения криминальной милиции, осуществляя свою деятельность в условиях сложной оперативной обстановки, в частности, связанных с большим остатком нераскрытых преступлений, сосредотачивают главное внимание на раскрытие преступлений, розыске и задержании лиц, совершивших их, не редко считая специально-криминологическое предупреждение этих деяний делом второстепенным.

Специфика оперативно-розыскной профилактики заключается в том, что её объектом являются именно замышляемые и подготавливаемые преступления. Поэтому качественная объективная оценка оперативной обстановки возможна лишь в результате оперативного анализа всей поступающей в подразделении криминальной милиции информации. Особое значение имеют материалы, добытые с помощью использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

 

Виктимологическая профилактика – одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия направлены не на преступника, а на жертву. Как правило эта профилактика должна осуществляться одновременно с выявлением лиц, способных встать на преступный путь, и воздействием на них. Ведь очень часто будущие жертвы являются представителями тех же социальных слоев, что и будущие преступники.

По справедливому высказыванию А.И. Алексеева, мероприятия виктимологической профилактики могут быть разделены на две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда; распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества; проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д.

Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности; беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о возможных ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

Использование тех или иных конкретных мер виктимологической профилактики зависит от особенностей места, времени, способа совершения возможного преступления, способности потенциальной жертвы оказать противодействие, наличия у соответствующих подразделений криминальной милиции достаточных сил и средств для оказания помощи жертвам.

Завершая рассмотрение этого важного вопроса необходимо подчеркнуть, что крайне важно осуществление специально-предупредительной деятельности в рамках права, закона. Ограничение прав и законных интересов граждан может иметь место только в предусмотренном законом порядке. В специальном предупреждении преступности должно преобладать оказание субъекту необходимой помощи, поддержки.

 

 

 

Участковые уполномоченные милиции [4]:

Проводят ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов милиции.

Осуществляют контроль над своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. В случае невыполнения данных предписаний вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выявляют на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

Устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимают к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

Принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.

Участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности.

Проводят проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделение органов внутренних дел.

Участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдении иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории РФ и из транзитного проезда через территорию РФ.

Привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений проведению индивидуальных пр

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
R/R-метод | Автоматизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.