Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По видам анализаторов

Виды представлений. Классификация представлений.

Функции представления

Представление, как и любой другой познавательный про­цесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделя­ет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.

 

Сущность сигнальной функции представлений состоит в от­ражении в каждом конкретном случае не только образа пред­мета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

 

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информа­ции о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не аб­страктно, а с учетом реальных условий предстоящей деятель­ности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается постав­ленная задача.

 

Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависи­мости от характера воздействий окружающей среды и обеспечивает определенных тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.

И.П. Пав­лов показал, что появившийся двигательный образ обеспечи­вает настройку двигательного аппарата на выполнение соот­ветствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигатель­ных представлений, что способствует формированию алгорит­ма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существен­ную роль в психической регуляции деятельности человека.

 

 

Зрительные представления (образ человека, места, пейзажа)

Большинство имеющихся представ­лений у человека связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зри­тельных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а дру­гие или очень неясны, или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений человека главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при заняти­ях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений.

Слуховые представления (воспроизведение музыкальной мелодии).

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые пред­ставления также могут подразделяться на несколько подтипов: фоне­тические представления и темброво-интонационные речевые пред­ставления. Фонетические представления имеют место тогда, когда представляют на слух какое-нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности ин­тонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обуче­нии ребенка выразительному чтению.

Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Обонятельные (представление какого-то характерного запаха- например огуречного, парфюмерного)

Вкусовые (представления о вкусе пищи – сладком, горьком)

Тактильные (представления о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета).

Температурные (представления о холоде, тепле).

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-нибудь части своего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произне­сение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользо­ваться речью и общение друг с другом было бы невоз­можным.

Двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдель­ных его частей и речевые двигательные представления. Пер­вые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой правой руки в локте, мы имеем зритель­ный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием речедвигательных ощущений со слухо­выми образами слов. Следовательно, двигательные представ­ления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые пред­ставления).

 

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают человеку соответствующие дви­гательные ощущения.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необ­ходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представле­ний — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.

В повседневной жизни мы пользуемся данным типом представлений, например, когда необходимо добраться из од­ной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании.

Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним не применим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сто­рону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зритель­но-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, иг­рающие вслепую.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика представления как психического познавательного процесса | Представления воображения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.