КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Превосходство партнера по общению,
I. II. механизмы и эффекты межличностного отражения. В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия. Но наибольшее значение в формировании оценки партнера по обшению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.
Особенно важны такие установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.
К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: Ø выражение лица, Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п. Ø способы выражения экспрессии (чувств), Ø жесты и позы, походка, Ø оформление облика (одежда, прическа), Ø особенности голоса и речи. Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.
Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, которые, позволяют осуществлять переход от внешнего восприятия к оценке, отношению и прогнозу. Механизмы межличностного восприятия - обеспечивают сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Или М еханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.
К ним относятся: I. восприятие других людей (стереотипизация); II. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); III. познание самого себя в процессе общения (рефлексия); IV. прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).
I. На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Например, стереотипные представления о - чопорности и худобе англичан, - легкомысленности французов, - эксцентричности итальянцев, - холодности немцев.
II. К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.
v Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому.
При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.
Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
v Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения, тем выше у него эмпатия.
Эмпатия, эмпатийность в отношениие партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств медицинского работника.
В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.
v Аттракция (в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
III. Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Социальная рефлексия - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня.
Важно помнить, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется: - богатством его представлений о других людях, - широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по обшению.
IV. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека - является механизм каузальной атрибуции.
Различают три типа каузальной атрибуции: 1. личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок; 2. объективную - причина приписывается объекту, на который направлено действие; 3. обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам.
Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим.
Пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором - положительные.
Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания.
При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей, как:
Ø степень уникальности или типичности поступка Ø и степень социальной желательности или нежелательности.
Эффекты межличностного восприятия
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.
С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.
Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.
Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале;
Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Факторы оказывающие влияние на формирование первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |