КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Привлекательность партнера по общению,
3. и отношение к наблюдателю. 1. Фактор превосходства - «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
2. Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
3. Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.
Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.
Таким образом на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.
Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например. когда у человека замечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.
Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль: Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Ø в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений.
Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
В результате стереотипизации формируется социальнаая установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.
Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
I. Первый этап - период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.
II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. III. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений. К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).
Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения.
Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера Например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит. Возникает эффект ореола - перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие.
Ø Если общение нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.
На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.
За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий.
Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.
Например: успех на экзамене однокурсника § мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), § а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная атрибуция), § или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).
Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений.
Техники слушания. Основные приемы О том, что нужно уметь слушать сказано много. Особенно ценным собеседником считается именно тот, который умеет слушать.
Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?
1. Во время разговора нужно убрать посторонние мысли. 2. Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться. 3. Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, вслушивайтесь в смысл сказанного, не поддавайтесь под власть эмоций.
Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами.
Существует два вида слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Ø Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д.
Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для не дискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.
Приёмы активного слушания Среди переговорных техник принято выделять приемы активного слушания. Активное слушание необходимо для того, чтобы:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |