Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни развития способностей

 

Уровень развития и проявления способностей Описание
1 Задатки врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.
2 Склонности первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.
3 Способности Способности — индивидуальные особенности и свойства лично­сти, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.  
4 Одаренность Сочетание различных развитых способностей, которые способствуют успешной деятельности человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.
5 Талант Сочетание выдающихся способностей, которые способствуют самостоятельному и оригинальному выполнению какого- либо вида деятельности.
6 Гениальность высшая ступень талантливости. Способность создавать что- то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе искусстве. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

 

 

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности — это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельно­сти. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея­тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических про­цессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображе­ния) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педаго­гический такт, математическая направленность ума или эстети­ческая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способ­ности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Способности и деятельность. Способности формируются, а сле­довательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя су­дить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя го­ворить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обуче­ния (причем правильного обучения) выяснится, каковы его спо­собности, быстро и легко или медленно и с трудом будут форми­роваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельно­сти, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способностиприжизненное, а не врожденное образо­вание.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способнос­тей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способ­ности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобре­тения знаний, умений и навыков развиваются способности. С дру­гой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овла­деть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Напри­мер, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память способность к геометрическим пространственным представ­лениям, способность к логическому мышлению и т. д.

Психологи-материалисты признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные пред­посылки развития способностей называют задатками.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обу­словливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития спо­собностей.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зри­тельного и слухового анализаторов. В качестве задатков высту­пают также типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свой­ства (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей коры (зрительной, слуховой, двигательной и т. д.).

В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с отно­сительным преобладанием первой сигнальной системы; мысли­тельный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сиг­нальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задаткиэто только одно из условий формирования способностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни развития способностей | Виды способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.