Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни развития способностей

Уровни развития и проявления способностей.

 

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее но предложенному образцу. На втором уровне развития способностей че­ловек создает новое, оригинальное.

При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способ­ностей до их высшего развития:

 

 

Способности имеют органические, наследственно закреп­ленные предпосылки для их развития в виде задатков.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анали­заторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врож­денные задатки определяют скорость образования времен­ных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Между задатками и способностями очень большая дис­танция; между одними и другими — весь путь развития лич­ности. Задатки многозначны; они могут развиваться в раз­личных направлениях. Задатки — лишь предпосылки разви­тия способностей. Развиваясь на основе задатков, способно­сти являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

Способность исходит из требований деятельности и в деятельности и формируется.

Способность сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность — эти сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности.

Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в ре­зультате его трудовой деятельности. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные — изобразительные, музыкальные и т. п. — формировались вместе с развитием раз личных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественниц практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых музыкальных или изобразительных способностей.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением новых видов ее у человека формировались и новые способности.

 

Человеческие способности и их структура зависят исторически изменяющихся форм разделения труда. В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человече­ством в его историческом развитии. В результате дифферен­цируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

В основе способностей лежат задатки. Задатки — некоторые врожденные особенности телосложения и нервной системы, создающие основу для формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности: например, можно назвать массу видов деятельности, в которых может проявить себя человек с развитым музыкальным слухом — музыкант, учитель в музыкальной школе, звукорежиссер, дирижер и т.д.

Задатки предоставляют возможность развития способностей в процессе обучения, воспитания или трудовой деятельности. Определив у ребенка те или иные задатки, можно целенаправленно формировать какую-либо способность.

Задатки зачастую проявляются в склонностях, тяготению к определенному виду деятельности. Выделяют истинные склонности и ложные. Первые характеризуются не просто интересом к какой-либо деятельности, а реальными достижениями в ней. Ложные склонности проявляются в длительном интересе без достижения сколь-нибудь значимых результатов. Зачастую такого рода склон­ности являются результатом внушения со стороны.

 

Общую способность часто обозначают термином «одарен­ность».

Одаренностьэто комплекс способностей, обеспечи­вающих успех в определенной сфере деятельности.

Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими услови­ями ведущих форм человеческой деятельности

 

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить неко­торые существенно важные способности, которые в совокупности обра­зуют структуру умственной одаренности.

Важное качество одаренных детей — это внимательность, со­бранность, постоянная готовность к напряженной работе. Ребенок отда­ет себя целиком тому, что его заинтересовало.

Еще одно качество одаренности, неразрывно связанное с пер­вым, заключается в том, что готовность к труду у одаренного ребенка перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потреб­ность трудиться. Неизменно повторяющийся факт при исследовании одаренных детей состоит в том, что эти дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Интересующая их деятельность является одновременно и трудом и игрой. Все интересы, переживания, поиски, вопросы одаренных с ранних лет детей.

Высокие достижения способных детей всегда связаны с их эмо­циональной увлеченностью. Иными словами, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются признаками и не­отъемлемыми условиями развития способностей.

Еще одна группа качеств связана непосредственно с интеллектуаль­ной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслитель­ных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анали­за и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. В результате почти непрекращающейся деятельности одаренный ребе­нок успевает понять, узнать и освоить самостоятельно огромное коли­чество материала. Объем усвоенных им знаний превышает тот, которо­му его мог бы научить педагог за короткий срок. Психологи едино­душно отмечают факт напряженной деятельности самообучения способных детей.

Исследователи утверждают, что у одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Соответственно возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

 

Только единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик ода­ренности человека. Особенно высокий уровень одаренности обозначают по­нятием «талант» и «гений».

Талант — это высокая способность к конкретному виду деятельности.

Талант — присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.

Талант человека, направляясь выраженной потребностью и творчестве, всегда отражает определенные общечеловеческие за­просы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий.

 

Гениальность — высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения.

 

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощ­ой интуиции.

Предпосылкой гениальных свершений служат творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стрем­ление к наивысшим достижениям в различных сферах обще­человеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно иных творений, от­крывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Ге­ниальность — это высшая степень развития способностей, делаю­щая человека незаурядной и выдающейся личностью во многих областях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура способностей | Уровни развития способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.