КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура способностей
Классификация способностей. Классификация способностей.
Существуют различные подходы к классификации способностей. Их разделяют на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Попробуем свести их в одну схему, используя позитивные стороны разных взглядов на разнообразие способностей.
Можно построить и иную классификацию способностей, которая будет носить дихотомический характер и делить их на общие и специальные, простые и сложные
Способность — совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека врач личных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требовании к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли — и сложные — способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида. Общие способности. Определяют успешность человека в различных областях и служат основой для развития специальных способностей. Общими способностями можно считать интеллект, развитые познавательные процессы. Зачастую общие и специальные способности делятся на элементарные и сложные. Общие элементарные способности присущи всем людям. К ним относят основные психические процессы человека — ощущение, восприятие, память, воображение. Общие сложные способности являются способностями к различным видам деятельности — труду, игре, общению. — Специальные способности. Определяют успешность в определенных видах деятельности. Выделяют математические, музыкальные, литературные и другие способности. Специальные элементарные способности являются заметной выраженностью общих способностей, психических процессов. Примерами специальных элементарных способностей можно считать музыкальный слух и глазомер. Музыкальный слух — качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их.
Теоретические способности. Предопределяют успешность и мыслительной, аналитической деятельности. Практические способности. Влияют на успешность в практических действиях. Учебные способности. Влияют на успешность усвоения чело веком знаний, умений и навыков, предопределяют скорость обучения. Творческие способности. Связаны с успешностью создании новых идей, предметов или открытий. Специальные сложные способности присущи не всем людям Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: 1вычислительные способности; 2логические способности; 3способность к обобщению математического материала; 4гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; 5 изобретательность; 6 пространственное мышление
Структура литературных способностей предполагает: 1 богатую фантазию; 2наличие ярких наглядных образов памяти; 3 чувство языка; 4глубокий интерес к психологии людей; 5потребность в самовыражении; 6 высокий уровень развития эстетических чувств и др. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педагогических способностей может выглядеть так:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |