Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура способностей

Классификация способностей.

Классификация способностей.

 

Существуют различные подходы к классификации способностей. Их разделяют на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Попробуем свести их в одну схему, используя позитивные стороны разных взглядов на разнообразие способностей.

 

 

  Виды способностей    
Природные (биологически обусловленные) Общие Специальные  
Психомоторика, восприятие, память, внимание Способности, облегчающие усвоение любого вида деятельности. Учебные способности определяют успешность обучения и усвоения знаний, умений, навыков. Творческие способности определяют успешность создания предметов материальной и духовной культуры, производство новых вещей и идей.

 

Можно построить и иную классификацию способностей, которая будет носить дихотомический характер и делить их на общие и специ­альные, простые и сложные

 

Способность — совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека врач личных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требовании к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для всех видов деятель­ности. Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли — и сложные — способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального разви­тия и др. Без соответствующего уровня развития элементар­ных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются спе­циальные способности — графические, художественно-лите­ратурные, конкретно-научные (математические и др.), прак­тически-организационные, практически-созидательные и др.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида зна­ниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической де­ятельности индивида.

Общие способности. Определяют успешность человека в раз­личных областях и служат основой для развития специальных спо­собностей.

Общими способностями можно считать интеллект, развитые познавательные процессы. Зачастую общие и специальные спо­собности делятся на элементарные и сложные.

Общие элементарные способности присущи всем людям. К ним относят основные психические процессы человека — ощущение, восприятие, память, воображение.

Общие сложные способности являются способностями к раз­личным видам деятельности — труду, игре, общению.

Специальные способности. Определяют успешность в опреде­ленных видах деятельности. Выделяют математические, музыкаль­ные, литературные и другие способности.

Специальные элементарные способности являются заметной выраженностью общих способностей, психических процессов. Примерами специальных элементарных способностей можно счи­тать музыкальный слух и глазомер.

Музыкальный слух — качество слухового восприятия, прояв­ляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точ­ному воспроизведению их.

 

Теоретические способности. Предопределяют успешность и мыслительной, аналитической деятельности.

Практические способности. Влияют на успешность в практических действиях.

Учебные способности. Влияют на успешность усвоения чело веком знаний, умений и навыков, предопределяют скорость обучения.

Творческие способности. Связаны с успешностью создании новых идей, предметов или открытий.

Специальные сложные способности присущи не всем людям Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человече­ской культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

 

 

 

Общие способности Специальные способности
Такая система нндивидуалыно.-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов
в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. и.
Элементарные Сложные Элементарные Сложные
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, восприни­мать, мыслить, переживать, запоминать Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению. игре, общению друг с другом, присущие в тон или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизиче­ских процессов: глазомер, музыкаль­ный слух, координа­цию движений Способности, присущие не всем людям. Они являются способно­стями к определен­ным видам профес­сиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкаль­ные, художествен­ные, литературные, инженерные и др. способности

 

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, опреде­ляется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся дан­ным, включает ряд частных способностей:

1вычислительные способности;

2логические способности;

3способность к обобщению математического материала;

4гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;

5 изобретательность;

6 пространственное мышление

 

 

Структура литературных способностей предполагает:

1 богатую фантазию;

2наличие ярких наглядных образов памяти;

3 чувство языка;

4глубокий интерес к психологии людей;

5потребность в самовыражении;

6 высокий уровень развития эстетических чувств и др.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру кон­кретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, неко­торые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педа­гогических способностей может выглядеть так:

 

Структура педагогических способностей  
Ведущие качества Вспомогательные качества
1Любовь к детям в сочетании с высокой требовательностью к ним. 2 потребность в передаче знаний 3 Хорошая память 4 педагогический такт 5организаторские способности   1 Артистичность 2 ораторские данные 3 эмоциональность 4 голосовые данные 5 Выносливость 6 координация движений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия развития у человека социальных способностей | Уровни развития способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.