Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение эмоций

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмо­ция способствует сосредоточению внимания, обостряет мысли­тельную деятельность и чувствительность анализаторов, облегча­ет запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п. Однако отрицательная астеническая эмоция сопровождается демобилиза­цией ресурсов организма.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о сво­ем отношении к объектам, явлениям.

3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмо­ции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья че­ловека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее, а И.П.Павлов отмечал, что положи­тельная эмоция делает человека здоровым, отрицательная (тоска, страх, гнев и др.), при частых повторениях или большой продолжительности - раз­рушает организм. Для предупреждения отрицательных последствий эмоциональ­ного стресса необходимы интенсивные физические упражнения и любая деятельность, вызывающая положительные эмоции (любимая работа, увлече­ние).

4. Отра­жательная (оценочная) функция, например оценка экстремаль­ной ситуации. Однако оценивает ситуацию не эмоция, а орга­низм. Эмоция же в данном случае мобилизует организм, т.е. она выполняет мобилизующую роль.

5. Подкрепляю­щая функция эмоций - лучшее запоминание информации в со­стоянии эмоционального возбуждения и др., при этом эмоция выполняет также мобилизующую роль.

3. Чувстваэто психические состояния, более длительные, чем эмоции, и носящие четко выраженный предметный характер. Главное различие эмо­ций и чувствзаключается в том, что эмоции носят характер ориен­тировочной реакции. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, ккоторой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические и интеллектуальные.



Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чув­ствам относятся чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, друж­ба, патриотизм, сочувствие, к аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жес­токость. Содержание этих чувств в разных обществах пони­мается несколько по-разному, но их общая оценка одинакова, что подразумевает наличие общечеловеческой системы ценностей.

Морально-поли­тические чувства.Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальны­ми чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильно­сти решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — являет­ся ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных мо­ментов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной дея­тельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, жизни людей и искусству. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель - совершенствование действительности. Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности. Чувство комического - резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.

4. Настроение. Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью и устойчивостью. Настроение это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее склады­ваются обстоятельства.Устойчивость настро­ения зависит от: общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции и от тонуса нервной системы, возраста, индивидуальных особенностей харак­тера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности, делящей лю­дей на оптимистов и пессимистов.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на­строения и эмоциональный стресс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмоции и чувства | Психические состояния

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.016 сек.