КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психические состояния
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Функциональное состояние — это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменении функционального состояния человека. 1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мышечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения. 2. Вегетативные показатели — частота (16 — 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение проводимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса, систолический выброс (70—80 мл), минутный выброс сердца (4 — 5 л). 3. Показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как один из индикаторов функционального состояния организма. В функциональном состоянии организма можно выделить субъективную составляющую, которая обеспечивает мотивационное поведение, и объективную — восстановление нарушенного равновесия систем. При этом следует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, включая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Таким образом, особенности человеческой личности определяют не только успешность его адаптации к новым (или изменившимся) условиям деятельности, но и характер функционирования систем его организма, его уровень работоспособности. Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности. Экспериментальные психологические исследования позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптациярассматривается как совокупность динамичных образований и как соотношение между неравновесными системами. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др. Адаптация – это: 1. свойство организма, 2. равновесие между организмом и средой, 3. процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, 4. результат взаимодействия в системе «человек—среда», 5. цель, к которой стремится организм. Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация является свойством любой живой саморегулирующейся системы, опосредующим ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды. Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то данное свойство присуще и человеку. Но человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: 1. физиологический, 2. психологический, 3. социальный. А также можно предположить существование такого свойства личности, как способность к адаптации. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. К числу таких личностных характеристик относятся: 1. уровень нервно-психической устойчивости, 2. особенности самооценки личности, ощущение своей значимости (референтности) для окружающих, 3. уровень конфликтности, 4. наличие опыта построения контактов с людьми, 5. ориентация на моральные нормы общества, 6. степень принятия групповых норм коллектива. Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации. Нервно-психическая устойчивость - отражает наличие предпатологических состояний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности; неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тревожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психических расстройств. Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооценка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных психических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апатичны, обладают повышенной утомляемостью, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье. Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения. Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, которая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль. Все вышеперечисленные состояния обладают своей динамикой и определенными фазами. Наибольший интерес вызывает состояние стресса. Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Стресс-фактор (стрессор) оказывает мощное воздействие, способное вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Понимание стресса в узком смысле обозначают как неспецифические физиологические и психологические проявления приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс в широком смысле обозначают как неспецифическую адаптивную активность при действии любых значительных для организма факторов. В настоящее время традиционным является понятие стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воздействия, включая депривацию жизненно важных функций. Состояние стресса -это одно из нормальных состояний человека. Стресс — это состояние, которое чаще всего сопровождает адаптационные процессы. По видам воздействия стрессы можно подразделить: а) физиологические стрессы, связанные с напряжением биологических систем и вызываемые заболеванием, отравлением, воспалением, травмами и т.п; б) психологические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу. Фундаментальные исследования в конце XIX - начале XX веков в ряде стран, в том числе и России (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), послужили основой для разработки канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. учения о стандартных реакциях организма - «общем адаптационном синдроме» на действие различных неблагоприятных факторов. Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются: 1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту и на сохранение целостности организма. 2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три стадии; которые представляют общий адаптационный синдром. 3. Сильная и продолжительная защитная реакция может перейти в «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу со стресс-факторами. Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека. 1-я фаза – стадия тревоги является сигналом о неблагоприятном воздействии. Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбрасывается адренокортикотропный гормон и тиреоидный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов. Организм начинает перестраиваться — происходит «противошок». Возникают эмоции тревоги, состояния возбуждения, психического напряжения, являющиеся естественными в данной ситуации. 2-я фаза - стадия сопротивления (резистентности), когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчивости. Например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям. 3-я фаза – стадия истощения, которая возникает при длительном воздействии стресс-факторов и приводит к нарушению функционирования систем организма и состоянию дезадаптации. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие теперь необратимый характер. Трехфазовую схему адаптации организма дополняют два явления: 1) наличие запасов адаптационных ресурсов организма (адаптационной энергии), расходуемой при предъявлении организму стресс-факторов с помощью фазы тревоги ОАС (как пускового механизма); 2) наличие двух уровней адаптационной энергии: поверхностной и глубокой. Поверхностная энергия задействуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия составляет тот резерв, который мобилизуется фазой тревоги, обеспечивая сопротивление неблагоприятному внешнему воздействию, т.е. адаптацию к сложившейся ситуации. Вывод по третьему вопросу: Таким образом, функциональное состояние — это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменении функционального состояния человека.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |