Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические состояния

Читайте также:
  1. Акты гражданского состояния.
  2. В органах записи актов гражданского состояния.
  3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
  4. Нарушение общего состояния.
  5. Неосознаваемые психические процессы
  6. Общие положения о психических расстройствах. Криминалистическая характеристика лиц, имеющих психические аномалии
  7. ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.
  8. Познавательные психические процессы
  9. Психика и психические явления
  10. Психические нагрузки профессионалов
  11. Психические нагрузки, испытываемые управленческим персоналом
  12. Психические процессы могут включаться один в другой.



УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3

Функциональное состояниеэто сте­пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечиваю­щих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.

Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко­торым судят об изменении функционального состояния человека.

1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мы­шечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения.

2. Вегетативные показатели — частота (16 — 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение про­водимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса, систолический выброс (70—80 мл), минутный выброс сердца (4 — 5 л).

3. Показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как один из индикаторов функционального состояния организма.

В функциональном состоянии организма можно выделить субъективную составляющую, которая обеспечивает мотивационное поведе­ние, и объективную — восстановление нарушенного равновесия систем. При этом сле­дует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.

Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, вклю­чая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Таким образом, особенности человеческой личности определяют не только успешность его адаптации к новым (или изменившимся) условиям деятельности, но и характер функционирования систем его организма, его уровень работоспо­собности.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга­низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых ка­честв. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуаль­ных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психо­физиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состо­янии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить лич­ностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адапта­ции к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом.Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови­ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан­ности.



Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обес­печивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон­цепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптациярассматривается как совокупность динамичных образований и как соотношение между неравно­весными системами. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав­лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Адаптация это:

1. свойство организма,

2. равновесие между организмом и средой,

3. процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,

4. результат взаимодействия в системе «человек—среда»,

5. цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адап­тации. С одной стороны, адаптация является свойством любой живой саморегу­лирующейся системы, опосредующим ее устойчивость к условиям внешней сре­ды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как ди­намическое образование, как непосредственный процесс приспособления к усло­виям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то дан­ное свойство присуще и человеку. Но человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. По­этому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня:

1. физиологический,

2. психологический,

3. социальный.

А также можно предположить существование такого свойства личности, как спо­собность к адаптации.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выде­лить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабиль­ностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности.

К числу таких личностных характеристик относятся:

1. уровень нервно-психиче­ской устойчивости,

2. особенности самооценки личности, ощущение своей значимо­сти (референтности) для окружающих,

3. уровень конфликтности,

4. наличие опыта построения контактов с людьми,

5. ориентация на моральные нормы общества,

6. степень принятия групповых норм коллектива.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо­средственно связано с процессом адаптации.

Нервно-психическая устойчивость - отражает наличие предпатологических состо­яний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности; неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тре­вожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психиче­ских расстройств.

Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооцен­ка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных пси­хических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психи­ческом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апа­тичны, обладают повышенной утомляемостью, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье.

Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности.Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения.

Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, кото­рая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль.

Все вышеперечисленные состояния обладают своей динамикой и определен­ными фазами. Наибольший интерес вызывает со­стояние стресса.

Стресс(от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Стресс-фактор (стрессор) оказывает мощное воздействие, способное вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Пони­мание стресса в узком смысле обозначают как неспецифические физиологические и психологи­ческие проявления приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс в широком смысле обозначают как неспецифическую адап­тивную активность при действии любых значительных для организ­ма факторов. В настоящее время традиционным является понятие стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз­действия, включая депривацию жизненно важных функций.

Состояние стресса -это одно из нормальных состояний человека. Стресс — это состояние, которое чаще всего сопровождает адаптационные про­цессы. По видам воздействия стрессы можно подразделить:

а) физиологические стрессы, связанные с напряжением биологических систем и вызываемые заболеванием, отравлением, воспалением, травмами и т.п;

б) психологические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Фундаментальные исследования в конце XIX - начале XX веков в ряде стран, в том числе и России (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), послужили основой для разработки канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. учения о стандартных реакциях организма - «общем адаптационном синдроме» на действие раз­личных неблагоприятных факторов.

Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются:

1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсаль­ную модель защитных реакций, направленных на защиту и на сохранение целостности организма.

2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три стадии; которые представляют общий адаптационный синдром.

3. Сильная и продолжительная защитная реакция может перейти в «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу со стресс-факторами.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром(ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека.

1-я фазастадия тревоги является сигналом о неблагоприятном воздействии. Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда фи­зиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбра­сывается адренокортикотропный гормон и тиреоидный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов. Организм начинает перестра­иваться — происходит «противошок». Возникают эмоции тревоги, состояния возбужде­ния, психического напряжения, являющиеся естественными в дан­ной ситуации.

2-я фаза - стадия сопротивления (резистентности), когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мо­билизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчиво­сти. Например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

3-я фаза – стадия истощения, которая возникает при длительном воздействии стресс-факторов и приводит к нарушению функционирования систем организма и состоянию дезадаптации. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие теперь необратимый характер.

Трехфазовую схему адаптации организма дополняют два явления:

1) на­личие запасов адаптационных ресурсов организма (адаптационной энергии), расходуемой при предъявлении организму стресс-факторов с помощью фазы тревоги ОАС (как пускового механизма);

2) наличие двух уровней адаптационной энергии: поверхностной и глубокой. Поверхностная энергия задействуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия составляет тот резерв, который мобилизуется фазой тревоги, обеспечивая сопротивление неблаго­приятному внешнему воздействию, т.е. адаптацию к сложившейся ситуа­ции.

Вывод по третьему вопросу:

Таким образом, функциональное состояние — это сте­пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко­торым судят об изменении функционального состояния человека.

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 165; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.73.123
Генерация страницы за: 0.013 сек.