Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока

· Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности;

· Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.);

· Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Таким образом, каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап - это специфическая своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

 

В своей работе учитель может и должен использовать разнообразные методы мотивации. Выделяют четыре группы методов мотивации:

· эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);

· познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, "мозговая атака");

· волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция);

· социальные (развитие желания быть полезным Отечеству, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, побуждение подражать сильной личности).

Очень важно к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащимся. Употреблять слова "давайте" (решим, повторим, разберёмся и т.д.), "мы" (выясним, получим ответ и т.п.). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Особые, ключевые слова учителя: "очень приятно", "умница", "будь добр", "я вас слушаю". Называя учащихся по именам, учитель чаще всего употребляет уменьшительно-лас­кательные суффиксы: Юленька, Наташенька.

Для развития учебной мотивации, направленной на достижение успеха, любому педагогу важно сначала выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности младших школьников.

 

На формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности оказывают влияние следующие факторы: содержание обучения,организация учебного процесса, наличие ситуации выбора, коллективные формы учебной деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, демократический стиль общения, привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки, общая положительная атмосфера в группе, оптимистический настрой.

Кроме того, формированию мотивации способствуют эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личной значимости учения; наличие интереса к содержанию и процессу обучения, умелое применение учителем поощрения и порицания.

Для поощрения школьников за выполненную работу на уроке можно использовать следующие выражения: «Ты сегодня очень хорошо работал на уроке, поэтому узнал много нового и полезного», «Ребята, я очень рада, что на уроке вы были активными и все участвовали в работе, поэтому за урок я хотела бы поставить хорошие отметки». Ситуацию поощрения и похвалы применяются также и к тем детям, которые на уроке или в ходе выполнения какого – либо задания допустили ошибки. Выражения: «Ничего, не расстраивайся, на следующем уроке ты обязательно выполнишь работу лучше. А в этот раз не получилось», «Я очень сожалею, но должна сказать, что работа выполнена некачественно», «Наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». В конце урока обязательно необходимо благодарить всех детей за урок. Например, таким выражением «Спасибо вам, дети, вы сегодня очень хорошо занимались» или «Спасибо вам, дети, за то, что вы мне сегодня помогали» и т.д.

Обязательно на уроках необходимо стимулировать познавательную активность ребенка. Например, таким выражением: «Ты обязательно сможешь это выполнить, ты добьешься положительного результата».

 

Важным условием формирования положительной мотивации учащихся является организация учителем ситуаций успеха. Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремления к достижению цели.

Ситуация успеха – это разновидность педагогической ситуации, которая формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей и которая обеспечивает условия для такого включения. Являясь на каждом этапе учебной деятельности средством воспитания положительного отношения к учению, ситуация успеха одновременно становится условием перерастания положительного отношения в активное, сознательное, творческое отношение к деятельности в целом.

При этом важно одновременно действовать двусторонне: а) психологически – с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей ученика и классного коллектива в целом; б) педагогически, когда продумывается и выбор наиболее удачного момента в учебно-воспитательном процессе для его создания, и организационное обеспечение.

В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Могут быть использованы различные приемы создания ситуации успеха:

а) создание высокой мотивации предлагаемой деятельности: "Нам это очень надо, потому что...", "Для тебя это важно, так как..». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, вселяет уверенность своих силах.

б) Снятие страха - особая операция, она таки необходима для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: "Это совсем не трудно... Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ..." или же "Мы же рядом, мы все готовы помочь".

в) Операция "снятие страха" поддерживается другим операционным воздействием - "скрытая инструкция": это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на собственные ресурсы и уметь до конца их исчерпывать без поддержки более сильных; потому, что он пока не может справиться с работой, потому что неопытен, неумел, робеет. Педагог произносит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с...» или «Обычно удобнее приступать с...», или же «Здесь, вероятно, главное...».

г) Дружеское положительное подкрепление – авансирование. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например, если сказать субъекту: «У тебя такого талантливого (умного, нежного, сильного) непременно получится хорошо...» - то мера психологической свободы увеличивается, повышается вера в себя.

д) Усиленное положительное подкрепление выглядит как персональная исключительность - «Только вы и могли бы...», «Именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.

е) Совокупность этих операций дополняется педагогическим внушением

- экспрессивным, интонационно насыщенным, мимически оформленным пластически отраженным способом убеждения воспитанника в большой вере в него.

ж) Оценка полученного ребенком продукта деятельности Она станет определять, переживет ли, в конце концов ребенок ситуацию успеха, У нее есть своя сущностнаяхарактеристика: это должна быть оценка детали, но целостное оценивание произведенного – «Особенно удалось тебе...», «Больше всего мне нравится, как ты...», «Поражает такой фрагмент...»

з) создание «коллективной радости» (совместные переживания– реализация потребности в эмоциональных связях с другими людьми) и другими. Правильное использование системы стимулирования и поощрения позволит учителю так смоделировать процесс обучения, чтобы в нем всегда обеспечивался успех. Это позволит учащимся верить в собственные силы, стремиться к новым достижениям, преодолевая возникающие трудности.

Например, изучение сложной темы, можно начать со слов: «Ребята, сегодня у нас непростой урок, некоторые моменты будут для вас новыми и, возможно, сложными, но мы уверены, что у вас все обязательно получится и с урока вы уйдете с положительными эмоциями от полученных знаний, достижений». Таким образом, необходимо заранее настраивать ребенка на познавательную активность, а также на положительный результат, то есть создавать ситуацию успеха на уроке. Развитию ситуации успеха способствовали также такие слова учителя в начале урока: «Ребята, если какие-то моменты, которые я буду объяснять вам покажутся непонятными, вы, не стесняясь, поднимайте руку и задавайте вопрос. Я обязательно объясню вам еще раз этот материал, чтобы с урока вы не уходили с плохим настроением от того, что что-то осталось неясным по теме». Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, что в свою очередь стимулирует учебную мотивацию.

 

Рассмотрим на примерах приемы активизации учебной мотивации:

1. «Линия времени». Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи. «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. Поскольку учащиеся в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д., на уроке можно поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации учится эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.

3. Применяется прием- создание ситуации успеха, которыйтакже позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучали во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…».

4. Освобождение от домашнего задания – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешивается на стенд информация о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривается, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

5. Оценка – не отметка. Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

6. Кредит доверия. В некоторых случаях ставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что преподаватель верит в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

7. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбирать их в зависимости от предстоящего урока, упражнения. Упражнения типа: Что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу; во время прогулки по осеннему парку; когда выполнял домашнее задание по русскому языку; на берегу моря. и т.д.

8. В начале урока: Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? (Учитель р адуется и огорчается вместе с ребятами.)

Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

9. «Да-нетка»

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. «Да-нетка» учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.

Например, преподаватель загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

10. «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

11. «Автор». … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

12. «Фантазёр». На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………… – Вот видите, как важно…..

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Необходимо это делать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. – Что вы уже знаете об этой теме? – Подберите слова об этом или на эту тему……. –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие подходы к изучению и формированию мотивации учащихся | Регулирование трудовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.