КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные права граждан России
1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. 2. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда. 4. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию. 5. Право на объединение. 6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. 7. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. 8. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. 9. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц. Гарантии в сфере государственного управления. В настоящее время общепризнанными являются выделение в системе гарантий двух ее групп: общие (экономические, политические, идеологические, социальные, организационные) и специальные (юридические или правовые) средства обеспечения законности. До сих пор среди ученых нет единства взглядов в понимании сущности правовых гарантий законности. Анализ литературы, посвященной юридическим гарантиям, позволяет выделить, по крайней мере, пять подходов к исследуемому явлению. Как утверждают одни авторы, к юридическим гарантиям следует отнести юридические нормы определенной разновидности, так называемые нормативно-правовые средства обеспечения законности. По мнению других ученых, юридические гарантии - это собственно практическая деятельность государственных органов и общественных организаций. Третьи в состав юридических гарантий, помимо нормативно-правовых средств обеспечения законности, включают также и юридическую деятельность государственных органов. Есть четвертая позиция, сторонники которой, наряду с перечисленными элементами, в гарантии законности включают индивидуально-правовые средства, к которым относят правоприменительные акты (акты утверждения, приостановления, представления, отмены принятых решений). И, наконец, некоторые ученые выражают мнение, которое является своеобразным синтезом рассмотренных позиций других авторов. Как утверждают они, к юридическим гарантиям законности следует относить определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность по обеспечению и охране законности, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется. Характеризуя содержание гарантий законности в административной деятельности учреждений и органов УИС, следует отметить, что, на наш взгляд, нет правовых гарантий в самостоятельном или в "чистом" виде. Как нам представляется, гарантии, определяемые правовыми нормами, могут выступать в виде принципов; прав, обязанностей, ответственности, юридических фактов, контроля и надзора. Рассмотрим на примерах указанные виды более подробно. Правовые нормы, определяющие гарантии законности могут выступать в виде принципа. Так, часть 1 статьи 15 Основного Закона России гласит, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Данное положение Основного Закона страны распространяется и на сферу административной деятельности правоохранительных органов Минюста России. К нормам, закрепляющим гарантии в виде права, можно отнести право обжалования, пределы (границы) компетенции, льготы и поощрения. Так, например, в соответствии с п. 20 ст. 14 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы", сотрудник УИС имеет право обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов. Юридические нормы, определяющие пределы (границы) компетенции субъектов в сфере административной деятельности анализируемых органов Минюста России, рассматриваются нами также как гарантии законности в виде прав. Например, согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" любой начальник исправительного учреждения имеет право возбудить дело об административном правонарушении (т.е. составить протокол), а также и рассмотреть данное дело. Правовыми нормами, определяющими гарантии в виде обязанности следует рассматривать ст. 13 Федерального закона "О судебных приставах", в которой сказано, что судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Кроме того, в качестве гарантии данного вида, законодатель предусмотрел, например, обязанность судебного пристава в 24-х часовой срок письменно уведомить прокурора о факте причинения смерти или ранения. Следует отметить, что установленные юридическими нормами запреты мы также относим их к правовым гарантиям законности в виде обязанности. Так, например, п. 3 ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случает оказания ими вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, сотрудникам УИС и иным лицам. Кроме того, ч. 2 ст. 33 анализируемого нормативно-правового акта устанавливает запрет на обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предусмотренные законом фактические обстоятельства (юридические факты), с наличием которых норма права связывает возможность использования установленных полномочий, рассматривается нами как вид гарантий законности. Точное описание юридических фактов в административной служебной деятельности сотрудников УИС имеет большое значение, так как они ориентируют данных сотрудников на правомерные действия в различных служебных ситуациях. Так, в статье 30 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в качестве юридических фактов, при наличии которых сотрудник УИС имеет право применять специальные средства, называются различные случаи, например: нападение на сотрудников УИС; массовые беспорядки и групповые нарушения общественного порядка осужденными; освобождение заложников; задержание и возвращение осужденных, бежавших из под стражи и др. Группу норм, устанавливающих гарантии законности в административной деятельности правоохранительных органов Минюста России, составляют также и те, которые закрепляют данные гарантии в виде юридической ответственностью. Подобным примером служит ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", которая определяет ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение законных требований сотрудников УИС, На наш взгляд, будет логически правильно, если мы контроль и надзор за обеспечением законности тоже обозначим как один из видов гарантий. Статья 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяет субъекты и порядок контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (в том числе и в сфере административной деятельности), а п. 5 ст. 38 данного Закона устанавливает надзор за законностью в деятельности УИС со стороны органов прокуратуры. Изложенное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что к правовым гарантиям законности в рассматриваемой сфере деятельности относятся следующие административно-правовые нормы: а) нормы материального права, имеющие непосредственной целью обеспечение законности в административной деятельности милиции (т.е. само наличие таких норм - уже гарантия законности); б) административно-процессуальные нормы, которые непосредственно "обслуживают" действие материальных норм права, т.е. обеспечивают правомерную реализацию последних путем своего применения. Таким образом, при совершенствовании правовых гарантий законности, их классификации в административной деятельности рассматриваемых органов необходимо учитывать проанализированные характеристики юридических норм, по которым их следует относить к гарантиям законности. Обязанности граждан РФ в сфере государственного управления. 1. Обязанность соблюдать дисциплину и законность в области государственного управления. 2. Обязанность нести военную службу. 3. Обязанность платить налоги и сборы. 4. Обязанность соблюдать правила общежития. 5. Обязанность соблюдать правила поведения в общественных местах. К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, то есть виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов России об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |