Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные права граждан России


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, зак­лючение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и се­мейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния.

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда.

4 . Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выез­жать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепят­ственно возвращаться в Россию.

5. Право на объединение.

6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

7. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

8. Право обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

9. Право частной собственности. Никто не может быть ли­шен своего имущества иначе как по решению суда.

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.

Гарантии в сфере государственного управления.

В настоящее время общепризнанными являются выделение в системе гарантий двух ее групп:общие (экономические, политические, идеологи­ческие, социальные, организационные) испециальные (юридические или правовые) средства обеспечения законности.

До сих пор среди ученых нет единства взглядов в понимании сущности пра­вовых гарантий законности. Анализ литературы, посвященной юридиче­ским гарантиям, позволяет выделить, по крайней мере,пять подходов к исследуемому явлению.



Как утверждают одни авторы, к юридическим гарантиям следует от­нести юридические нормы определенной разновидности, так называемые нормативно-правовые средства обеспечения законности.

По мнению других ученых, юридические гарантии - это собственно практическая деятельность государственных органов и общественных ор­ганизаций.

Третьи в состав юридических гарантий, помимо нормативно-правовых средств обеспечения законности, включают также и юриди­ческую деятельность государственных органов.

Есть четвертая позиция, сторонники которой, наряду с перечислен­ными элементами, в гарантии законности включают индивидуально-правовые средства, к которым относят правоприменительные акты (акты утверждения, приостановления, представления, отмены принятых решений).

И, наконец, некоторые ученые выражают мнение, которое является своеобразным синтезом рассмотренных позиций других авторов. Как утверждают они, к юридическим гарантиям законности следует относить определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность по обеспечению и охране законности, а также индивидуаль­ные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется.

Характеризуя содержание гарантий законности в административной деятельности учреждений и органов УИС, следует от­метить, что, на наш взгляд, нет правовых гарантий в самостоятельном или в"чистом" виде. Как нам представляется, гарантии, определяемые правовыми нормами, могут выступать в видепринципов; прав, обязанностей, ответственности, юридических фактов, контроля и надзора. Рассмот­рим на примерах указанные виды более подробно.

Правовые нормы, определяющие гарантии законности могут вы­ступать в виде принципа. Так, часть 1 статьи 15 Основного Закона Рос­сии гласит, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юри­дическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федера­ции". Данное положение Основного Закона страны распространяется и на сферу административной деятельности правоохранительных органов Минюста России.

К нормам, закрепляющим гарантии в виде права, можно отнести право обжалования, пределы (границы) компетенции, льготы и поощре­ния. Так, например, в соответствии с п. 20 ст. 14 Закона РФ "Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы", сотрудник УИС имеет право обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Юридические нормы, определяющиепределы (границы) компетен­ции субъектов в сфере административной деятельности анализируемых органов Минюста России, рассматриваются нами также как гарантии законности в виде прав. Например, согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" любой начальник исправительного учреждения имеет право возбудить дело об административном правонарушении (т.е. соста­вить протокол), а также и рассмотреть данное дело.

Правовыми нормами, определяющими гарантии в виде обязанности следует рассматривать ст. 13 Федерального закона "О судебных при­ставах", в которой сказано, что судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Кроме того, в качестве гарантии данного вида, законо­датель предусмотрел, например, обязанность судебного пристава в 24-х часовой срок письменно уведомить прокурора о факте причинения смерти или ранения.

Следует отметить, что установленные юридическими нормами за­преты мы также относим их к правовым гарантиям законности в виде обязанности. Так, например, п. 3 ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды" запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случает оказания ими вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здо­ровью граждан, сотрудникам УИС и иным лицам.

Кроме того, ч. 2 ст. 33 анализируемого нормативно-правового ак­та устанавливает запрет на обнародование в средствах массовой ин­формации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Предусмотренные законом фактические обстоятельства (юридические факты), с наличием которых норма права связывает возможность исполь­зования установленных полномочий, рассматривается нами как вид га­рантий законности. Точное описание юридических фактов в административной служебной деятельности сотрудников УИС имеет большое значение, так как они ориентируют данных сотрудников на правомерные действия в различных служебных ситуациях.

Так, в статье 30 Закона РФ "Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в качестве юридических фактов, при наличии которых сотрудник УИС имеет право применять специальные средства, называются различные случаи, напри­мер: нападение на сотрудников УИС; массовые беспорядки и групповые нарушения общественного порядка осужденными; освобождение залож­ников; задержание и возвращение осужденных, бежавших из под стражи и др.

Группу норм, устанавливающих гарантии законности в администра­тивной деятельности правоохранительных органов Минюста России, со­ставляют также и те, которые закрепляют данные гарантии в виде юриди­ческой ответственностью.

Подобным примером служит ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды", которая определяет ответственность должностных лиц и граж­дан за неисполнение законных требований сотрудников УИС,

На наш взгляд, будет логически правильно, если мы контроль и над­зор за обеспечением законности тоже обозначим как один из видов га­рантий.

Статья 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяет субъекты и порядок контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (в том числе и в сфере административной деятельности), а п. 5 ст. 38 данного Закона устанавливает надзор за законностью в деятельности УИС со стороны органов прокуратуры.

Изложенное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что к правовым гарантиям законности в рассматриваемой сфере деятельности относятся следующие административно-правовые нормы:

а) нормы материального права, имеющие непосредственной целью обеспечение законности в административной деятельности милиции (т.е. само наличие таких норм - уже гарантия законности);

б) административно-процессуальные нормы, которые непосредст­венно "обслуживают" действие материальных норм права, т.е. обеспечи­вают правомерную реализацию последних путем своего применения.

Таким образом, при совершенствовании правовых гарантий закон­ности, их классификации в административной деятельности рассматри­ваемых органов необходимо учитывать проанализированные характери­стики юридических норм, по которым их следует относить к гаранти­ям законности.

Обязанности граждан РФ в сфере государственного управления.

1. Обязанность соблюдать дисциплину и законность в области государственного управления.

2. Обязанность нести военную службу.

3. Обязанность платить налоги и сборы.

4. Обязанность соблюдать правила общежития.

5. Обязанность соблюдать правила поведения в общественных местах.

К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, то есть виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов России об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные права граждан РФ непосредственно в сфере государственного управления | И укрупненным видам работ

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.