Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания возникновения и прекращения права природопользования





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Общими основаниями возникновения права природопользования являются:

1) решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного
природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься
Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным
решением, а также органом местного самоуправления;

2) лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально
уполномоченным государственным органом.

3) договор на пользование природными ресурсами. Если лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для природопользователя, так и для органов власти.

Природоресурсное законодательство
предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды,
концессии, безвозмездного пользования; законодательство о недрах - лицензионный договор и
соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договоры водопользования;
земельное законодательство договор аренды и временного пользования. Заключаются эти
договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ или
органами местного самоуправления.

Основаниями прекращения права природопользования являются:

1) отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

2) истечение срока природопользования;

3) смерть гражданина или ликвидация юридического лица;

4) неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством

срока;

5) использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии
и договоре;

6) нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и
законодательством;

7) изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

 


3. Лицензирование и лимитирование природопользования

Лицензирование - есть предварительное получение разрешения к.-л. вид деятельности.



Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности"13.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Лицензия на природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования:

- участком недр,

- объектами животного мира,

- участком лесного фонда.

Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат:

- утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;

- проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита,

- осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

 

Орган, уполномоченный на ведение лицензирования, - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.

В лицензии указываются:

- вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

- срок действия лицензии;

- условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:

- сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;

- данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация-о предыдущей деятельности и опыте работы;

- экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

- проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;

 

- определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);

- организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

- наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

- отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.

Лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

- представления лицензиатом соответствующего заявления;

- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

- нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии;

- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью рез образования юридического лица;

- ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

 

 

Лимиты на природопользование

- это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями -природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов,
магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т. п.;

б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов
или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на
определенный срок;

в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому
приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому
лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте,
рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на
размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на
окружающую среду.

 

4. Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

 

5. Нормирование качества окружающей среды

Нормирование качества окружающей среды осуществляется при помощи:

- ФЗ (например, ФЗ "О радиационной безопасности населения" (1995 г. принятия с послед. изм.) от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 27.10.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"),

- технических регламентов,

- государственных стандартов,

- и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Виды нормативов:

I.Нормативы качества окружающей среды (нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда),

II.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные её компоненты в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. При их соблюдении обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду устанавливаются в виде предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС). Эти величины выражают предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника. Их разработку организует Минприроды и экологии России совместно с государственными органами санитарно-­эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти.

- нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве. Несоблюдение этих нормативов может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

- нормативы допустимых физических воздействий. Это нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и теплового воздействия. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятных условий труда.

Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время - с 23 до 7 часов 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 децибел.

В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на 3 ° по Цельсию; в рыбохозяйственных водоемах - быть не более чем на 5 ° по Цельсию выше естественной температуры воды.

Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0,001 зиверта или эффективная доза на период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит 0,001 зиверта.

 

При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

 

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7604; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Familia. Общее понятие о семейных правах
  2. I. Предпосылки возникновения социологии.
  3. I. Предпосылки возникновения социологии.
  4. II. Единство и отличие права и морали.
  5. II. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
  6. II. Предмет договора. Права и обязанности сторон
  7. III. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
  8. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
  9. Административно-процессуальное право как отрасль российского права
  10. Адміністративне право - галузь права, норми якої регулюють суспільні відносини, що виникають в процесі організації і реалізації виконавчої влади.
  11. Адміністративно-процесуальні документи, що приймаються під час провадження у справах про адміністративні правопорушення.
  12. Акционерные общества (понятие, виды, характеристика, порядок создания, права акционеров, органы управления и контроля).

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.