КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Всесоюзный комитет по высшей школе при Совнаркоме СССР
Государственная Комиссия по народному образованию Ставший по назначению большевиков во главе Министерства народного просвещения Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский 9 ноября 1917 г. учредил Государственную Комиссию по народному образованию, которую сам и возглавил. Все функции Министра народного просвещения и его товарищей были возложены на вновь образованную Комиссию. Основной задачей Комиссии было добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ. Декларировалось также, что Комиссия не является центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями, а все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления. В 1918 г. в «Положении об организации дела народного образования в Российской республике» о Комиссии было сказано, что ей поручается общее руководство делом народного образования России, а задачи сформулированы так: выработка общего для РСФСР плана организации народного образования, а также основ школьного устройства. Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр) Создан в 1920 г. Целью работы было связать сеть профессиональных школ, курсов и т.д. с хозяйственной деятельностью страны, в которой ощущалась острая необходимость в квалифицированной рабочей силе. Вновь образованный Комитет заменил Секцию профессионально-технического образования Наркомпроса. Во главе комитета стоял О. Ю Шмидт. Председателем Коллегии Комитета состоял нарком просвещения. Главпрофобр с первых дней взял курс на обучение прежде всего рабочим профессиям по разнарядке ВСНХ с последующим распределением выпускников школ Государственным комитетом труда. Главпрофобру было поручено руководство всем профессиональным образованием в стране и объединение работы в этом направлении отдельных ведомств и организаций. Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию образован в 1936 г. из Главпрофобра, в разных формах просуществовал до распада СССР. В год принятия Конституции СССР 1936 г. существовавший с 1933 г. Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию был упразднен. Взамен его 21 мая 1936 г. постановлением ЦИК образован Всесоюзный комитет по высшей школе при СНК СССР. На Комитет по высшей школе возлагалось руководство всеми вузами страны, независимо от их подведомственности, за исключением военных учебных заведений и тех, которые были в ведении Всесоюзного Комитета по делам искусств. Комитет обязан был определять смету расходов на содержание вузов по республикам и наркоматам СССР, устанавливать количество и типы вузов, утверждать типовые учебные планы и программы, планы распределения выпускников высшей школы между ведомствами СССР и союзными республиками, утверждать директоров вузов, а также их преподавателей в званиях профессора и доцента. В 1937-1946 гг., то есть практически все время существования этого органа, Председателем Всесоюзного комитета по высшей школе был Сергей Васильевич Кафтанов. В связи с быстрым индустриальным развитием страны росла потребность в квалифицированных инженерах. Увеличились наборы в вузы и, одновременно, (в 1936 - 1938 гг.) проводилось упорядочение их организации. Вводились единые учебные планы и программы, система штатных преподавателей, ученые степени и звания. В 30-х гг. в вузах и НИИ СССР распространилась аспирантура (защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934). А в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Всесоюзный Комитет по высшей школе - это был уже будущий Минвуз СССР. И это означало, что оформилась система высшего образования. Министерство просвещения РСФСР (1946 - 1989 г.г.) (включало в себя Главное управление высших учебных заведений), Министерство Высшего образования СССР (1946 -1988 г.г.) Оба министерства ведут свое начало с 1946 г. В 1946 г. система государственного управления страны коренным образом изменилась: на смену наркоматам пришли министерства, а народные комиссары стали именоваться министрами. Всесоюзный комитет по высшей школе превратился в Министерство высшего образования СССР. Его руководителем до 1951 г. оставался С. В. Кафтанов. Все наркомпросы союзных республик, в том числе и РСФСР, были преобразованы в министерства просвещения. Управление образованием в стране стало приобретать сложную разветвленную структуру. Появились отдельные органы управления высшим и средним образованием, причем как на союзном, так и на республиканском уровнях. Два упомянутых министерства были первыми в целой веренице мер по реорганизации системы управления образованием. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР (1959 - 1989 гг.) и Министерство высшего и среднего специального образования СССР (1959 - 1989 гг.) Минвуз СССР, центральный орган государственного управления высшей и средней специальной школой в 1946-1988. Учреждено как Министерство высшего образования СССР. В 1959 преобразовано в союзно-республиканское министерство под названием Министерство высшего и среднего специального образования. Основными задачами Минвуза СССР были: · развитие и совершенствование системы высшего и среднего специального образования, разработка основных показателей по перспективному и текущему планированию отрасли; · издание общих учебно-методических материалов по высшему и среднему специальному образованию и координация действий союзных республик в подготовке квалифицированных специалистов; · развитие научно-исследовательских работ в высшей школе; · подготовка и повышение квалификации научо-педагогических кадров и их аттестация · осуществление международных связей в области высшего и среднего специального образования По согласованию с республиканскими министерствами и ведомствами Минвуз СССР определял перечни специальностей, по которым велась подготовка кадров, утверждал учебные планы и программы, правила приёма в высшие и средние специальные учебные заведения и документы, касающиеся учебной и научной работы в них, координировал издание учебников и других пособий. Для обеспечения руководства учебными заведениями Минвуз СССР создал (1987) учебно-методические объединения по группам родственных специальностей на базе региональных центров во главе с ведущими вузами. При министерстве состояли: Научно-технический совет, Совет по высшему и среднему специальному образованию, научно-методические советы по отраслям образования, Общесоюзный совет по делам иностранных учащихся и другие органы. Министерство издавало теоретические и методические журналы, научную периодику, а также учебно-педагогическую и методическую литературу через издательство «Высшая школа» (основано в 1939). Министры: 1946-51 - С. В. Кафтанов, 1951-53 - В. Н. Столетов, 1954- 1986 - В. П. Елютин, 1986-88 - Г. А. Ягодин. Министерство упразднено с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию. Министерство просвещения СССР (1964 - 1988 гг.) Центральный орган государственного управления в области общего среднего образования, дошкольного и внешкольного воспитания, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Действовало в 1966-88 как союзно-республиканское министерство. Основные задачи: разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы школьного образования, определение содержания общего среднего образования, трудовой и допрофессиональной подготовки учащихся школ; развитие педагогической науки; совершенствование учебных планов и программ для средней общеобразовательной школы по основам наук, подготовка и издание на их базе учебников и др. При министерстве состояли Академия педагогических наук СССР, Учёный методический и другие советы, в т. ч. действовавшие на общественных началах, а также Центральная детская экскурсионно-туристическая станция. В области общего образования и воспитания детей и молодёжи министерство координировало деятельность других министерств и ведомств СССР; тесные контакты поддерживались с Министерством высшего и среднего специального образования, в систему которого входили некоторые педагогические институты и училища, и с Госпрофобром СССР. В министерстве был учреждён Совет по вопросам средней общеобразовательной школы. Министры: 1966-84 - М. А. Прокофьев, 1984-88 - С. Г. Щербаков. Министерствово упразднено в марте 1988 с созданием Государственного комитета СССР по народному образованию. Министерство народного образования РСФСР (1988 - 1991 гг.) Государственный комитет СССР по народному образованию (1988 - 1991 гг.) Образован путем слияния в одно министерство двух министерств: Министерства высшего образования СССР и Министерства просвещения СССР. Все время существования этого комитета его плодотворно возглавлял Геннадий Алексеевич Ягодин.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |