КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 16. Экономическое развитие и экономический рост
Рис. Структура российской налоговой системы. Рис. Кривая Лаффера. Бюджетная система - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения необходимых социально-экономических функций государства. Бюджетная система отражает движение денежных средств в процессе перераспределения ВВП, направляемого на финансирование хозяйства, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования, обеспечения обороны и управления обществом. Бюджетная система является инструментом государственного регулирования и с ее помощью осуществляется воздействие на экономическое развитие. Российская бюджетная система состоит из трех уровней: Федеральный бюджет и внебюджетные фонды; бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты. Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Федеральный бюджет - финансовый план государства, где фиксируются его доходы и расходы. Федеральный бюджет рассчитывается на базе основных параметров экономического развития: темпов роста ВВП, уровня инфляции и т.д. Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и фискальной. Распределительная - связана с концентрацией денежных средств в руках государства и их использованием с целью удовлетворения общественных потребностей. Контрольная - заключается в анализе экономических процессов, связанных с направлениями использования бюджетных средств. Фискальная -связана со сбором денежных средств для выполнения государством его функций. Федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы - денежные средства, которые образуются за счет налоговых поступлений и различных платежей от предприятий, организаций и населения. Доходная часть бюджета регулируется посредством налоговых ставок и налоговых платежей. Расходы - денежные средства, которые играют важную роль в функционировании государства и используются на нужды национального хозяйства. Различают также консолидированный бюджет, включающий бюджет федерации и бюджеты субъектов федерации. Бюджет бывает дефицитным или профицитным. Дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит - превышение доходов над расходами. Среди основных причин дефицитности бюджета можно выделить: a) рост расходов, вызванный крупными государственными вложениями в развитие экономики; b) увеличение расходов, связанных с чрезвычайными обстоятельствами; c) циклическое падение производства, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию. Для преодоления бюджетного дефицита применяют следующие меры: a) сокращение бюджетных расходов, b) денежная эмиссия, c) изыскание дополнительных доходов, d) одалживание денег. С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг. Государственный долг - текущая и накопленная задолженность, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг - это долг государства населению и хозяйствующим субъектам своей страны. Внутренний долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет). Для оценки внутреннего долга рассчитывают отношение между внутренним долгом и размером ВВП. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает, что величина его сокращается. Основной причиной внутреннего долга является высокая процентная ставка и выпуск высокодоходных государственных ценных бумаг(ГЦБ), что ведет к следующим последствиям: предприятия и население приобретают ГЦБ вместо инвестирования денежных средств в производство, что сокращает основной капитал; повышается конкуренция частных и государственных ценных бумаг, что сокращает инвестиции; возрастают долговые выплаты государства, что делает эти выплаты невозможными. Внешний долг - задолженность государства физическим, юридическим лицам и правительствам других стран. Основными причинами внешнего долга являются: прямое заимствование денежных средств у иностранных государств или частных компаний; продажа ГЦБ другим государствам, физическим и юридическим лицам. Последствия внешнего долга более тяжелые по сравнению с внутренним долгом, так как государство вынужденно отвлекать часть бюджетных средств для его оплаты. Кроме того, при предоставлении иностранных займов могут выдвигаться различные политические и экономические требования «неудобные» для страны - заемщика. Величина внутреннего долга ограничивается законодательно. Для этого используют следующие критерии: доля внешнего долга по отношению к ВВП не должна превышать 30%; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к годовому объему валютных поступлений не должно превышать 25%. Для погашения внешнего долга осуществляют следующие меры: продажу золотовалютных резервов; реструктурирование долга; перевод краткосрочную задолженность в среднесрочную; Таким образом, государственный долг - результат внутренних и внешних заимствований, связанных с бюджетно-финансовой деятельностью государства и дефицитностью его бюджета. Если платежи по внешнему долгу составляют более 30% федерального бюджет, то формируется долговая экономика, что приводит к следующим последствиям: сокращается доля бюджетных средств, предназначенных для использования в национальной экономике; значительно возрастает доля теневого сектора; снижается доля государственных доходов в ВВП и доля потребления населения; сокращается приток инвестиций и сдерживается экономический рост; увеличивается размер налогообложения, снижается экономическая активность предпринимательства; усиливается демонетизация, бартеризация и долларизация экономики; происходит перераспределение доходов в пользу богатых. В этих условиях возникает необходимость управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимают действия государства, направленные на погашение государственного кредита, а также на привлечение новых заемных средств. Погашение государственных кредитов осуществляется 2 путями: из бюджетных средств и через рефинансирование (выпуск новых ГЦБ для расчета с держателями ценных бумаг прошлого выпуска). Методы управления состоят из конверсии и консолидации. Конверсия - изменение доходности ГЦБ (увеличение, уменьшение выплат по ценным бумагам). Консолидация - изменение сроков заимствований (превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные). Таким образом, государственный долг - это сложное финансовое образование, для сокращения которого необходим особый механизм, связанный с использованием рациональных методов управления долговыми обязательствами. Продуманная бюджетная политика государства позволяет использовать бюджет как финансовый инструмент регулирования экономики. Финансовые рынки являются составной частью финансовой системы страны. Финансовый рынок - совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении. В структуру финансового рынка входят: фондовый, кредитный, денежный и валютный рынки. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - система экономических отношений между эмитентами, продавцами и владельцами с целью эффективного использования денежных средств и получения прибыли. Фондовый рынок имеет свою структуру, которая представленная государственными, муниципальными и корпоративными ценными бумагами. (См. Рис.)
Рис. Структура фондового рынка
Главное назначение рынка ценных бумаг - привлечение инвестиций для долгосрочного экономического развития. Фондовый рынок одновременно выступает как часть и как центральный элемент финансового рынка. Фондовый рынок является также основой для формирования и движения финансового капитала, возникающего в процессе оборота денежной массы. Основу фондового рынка составляют ценные бумаги. Ценные бумаги -это документ, удостоверяющий право собственности владельца на капитал, отданный в займы за определенное вознаграждение в виде процента или дивиденда. Основные виды ценных бумаг: 1. Акция - ценная бумага, закрепляющая права владельца на часть капитала и получение прибыли в виде дивидендов. Акции бывают: o обыкновенные - гарантируют получение дивидендов и участие в управлении акционерного общества (АО); o привилегированные - гарантируют первоочередной доход независимо от размеров прибыли АО, но не дают право на участие в управлении; o именные; o на предъявителя. Акции имеют номинальную (указанную на самой акции) и курсовую стоимость. Курс акции (Ка) определяется по формуле: Курс акции = (Дивиденды: Норма процента) •100%. Курс акции может быть выше номинального (ажио) и ниже (дизажио). Облигации - долговые обязательства, закрепляющие право держателя на получение ее номинальной стоимости и фиксированного процента (государственные, корпоративные, муниципальные). Векселя - краткосрочные долговые обязательства сроком от 3 до 6 месяцев. Бывают простые векселя - выписываются должником и переводные (тратта). Кроме того, используются, казначейские обязательства, депозитные сертификаты, закладные (ипотечные). В целом все ценные бумаги можно разделить на три группы: - ценные бумаги, отражающие право собственности на доход и капитал (акции), - ценные бумаги, отражающие кредитные отношения: деловые обязательства (облигации, казначейские обязательства и векселя), - производные ценные бумаги- специальные бумаги банков, обратимые облигации, обратимые привилегированные акции. Экономическая сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции. - инвестиционная - состоит в том, что с помощью ЦБ собираются денежные средства для финансирования различных отраслей национальной экономики. - компенсационная - состоит в том, что через выпуск ГЦБ осуществляется покрытие дефицита государственного бюджета. - распределительная - позволяет через выпуск и размещение ЦБ по отраслям осуществлять перелив капиталов в более прогрессивные отрасли. - информационная - позволяет инвесторам определить экономическую конъюнктуру и сориентироваться в принятии мер для рационального использования капиталов. - воспроизводственная - способствует нормализации пропорций между производством и потреблением. Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок - составляют операции по организации и размещению новых ценных бумаг через аукционы, открытую продажу. В качестве эмитентов на первичном рынке выступают корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Важнейшей чертой первичного рынка является наличие полной информации для инвесторов, позволяющей осуществить наиболее выгодное вложение денежных средств. Первичный фондовый рынок является основой для определения масштабов и темпов развития национальной экономики. Вторичный рынок - это такой рынок, где происходит перепродажа ценных бумаг и смена владельца. Основными участниками данного рынка являются не эмитенты, а инвесторы и спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственников и движение капитала в том направлении, где ценные бумаги растут в цене. Вторичный рынок не влияет на объем инвестиций и накопление капитала в стране. Он обеспечивает структурную перестройке в целях повышения эффективности национального хозяйства. Оба рынка необходимы и между собой взаимосвязаны, так как обеспечивают проникновение ценных бумаг во все сферы национальной экономики. Движение ценных бумаг осуществляется на фондовой бирже. Различают внебиржевую и биржевую продажу ценных бумаг. Участники внебиржевого рынка не имеют сведений о стоимости ценных бумаг, движении капиталов и т.д. Внебиржевая торговля происходит в специально оборудованных помещениях и представляет собой разветвленную телекоммуникационную сеть, обслуживающую участников торговых сделок и обеспечивающую предоставление им необходимой информации. Внебиржевой рынок бывает организованный и неорганизованный. Организованный внебиржевой рынок - функционирует на основе компьютерной связи, которая обеспечивает проведение операций по ценным бумагам в соответствии с правилами, обязательными для каждого участника этого рынка. Наиболее простой формой организации фондовой торговли является неорганизованный внебиржевой рынок, где продавцы и покупатели определяют уровень спроса - предложения ценных бумаг и заключают сделки между собой. Биржевая торговля ценными бумагами осуществляется на фондовой бирже. Фондовая биржа - это учреждение, где происходит купля - продажа ценных бумаг по их курсовой стоимости. Биржа является организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих работу по обеспечению необходимых условий для нормального оборота (движения) ценных бумаг. Биржевая торговля - это организованный рынок, где операции купли - продажи осуществляются в строгом соответствии с установленными правилами (правовыми законами фондовой биржи). Фондовая биржа является регулятором финансового рынка. В России насчитывается около 60 фондовых бирж, а в мире - их около 150. Наиболее крупные из них находятся в Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Париже, Франкфурте. Развитие российского рынка ценных бумаг сдерживается неразвитостью законодательной базы и слабостью государственного регулирования данного рынка. Регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется государством, которое вырабатывает рациональные модели управления, отвечающие национальным интересам и социально-экономическому развитию страны. Финансовая система страны включает в себя систему налогообложения. Налоги - форма разнообразных обязательных платежей государству. Налоги являются одновременно инструментом государственной политики и средством государственного макроэкономического регулирования так как: формируют доходную часть государственного бюджета и обеспечивают экономическую стабильность, воздействуют на доходы и производство, обеспечивают сбалансированность и пропорциональность экономического и социального развития. Налоги выполняют следующие функции: фискальную, связанную с изъятием доходов в государственный бюджет; распределительную (макроэкономическая), связанная с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода; регулирующую (макроэкономическая), направленную на регулирование совокупного спроса и совокупного предложения, инвестиций, производства, инфляции и безработицы; социальную, связанную с регулированием налоговых льгот и налоговых ставок, уменьшением дифференциации доходов населения; стимулирующую, направленную на активизацию производства и инвестирование; контрольную, обеспечивающую реализацию прав предприятий и государства по сбору налогов, которая реализуется через принудительное подчинение закону. Основными элементами налоговой системы являются: налоговая ставка, налоговая сетка, налоговая база, методы исчисления налога. В зависимости от ставки различают следующие виды налогов: - налоги с твердой ставкой - твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на 1 тонну нефти, газа) и не зависят от размеров доходов; - пропорциональные налоги - средние и предельные налоговые ставки остаются постоянными при изменении размера дохода; - прогрессивные налоги - это такие которые возрастают при увеличении дохода. При определении этого налога устанавливают необлагаемый минимум, что позволяют достичь равномерности налогообложения. Большую долю уплачивают богатые; - регрессивные налоги, такие которые уменьшаются по мере роста облагаемой суммы, что приводит к уменьшению общей налоговой суммы. Доля дохода, уплачиваемого в виде налога, уменьшается по мере роста облагаемой части. Регрессивные налоги усиливают дифференциацию доходов населения в пользу богатых, так как бедные платят больше. Различают также прямые и косвенные налоги. Прямые - налоги на доходы или имущество налогоплательщиков (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество). Уплачивается субъектами налогообложения. Косвенные - устанавливаются на товары и услуги и взимаются с цены (НДС, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины). В рыночной экономике применяют различные модели налоговых систем. В социально-ориентированной экономике, где преобладает кейнсианская модель, налоги используются как источник поддержания жизненного уровня тех слоев населения, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум. В связи с этим решающую роль играет перераспределительная функция налогов, с помощью которой через бюджет страны перераспределяется ВВП. Монетаристы, напротив, считают, что государство не должно вмешиваться в перераспределение общественного продукта и необходимо опираться только на рыночные механизмы его распределения. использование монетарных принципов ведет к тому, что большая часть доходов общества распределяется горизонтально, минуя бюджет страны. При составлении антикризисных и антициклических программ государством используются различные модели налогового регулирования. Суммарная величина налогового изъятия зависит от размеров налоговой базы, процентной ставки и методики расчета. Суммарный величина налогового изъятия имеет свои границы, которые зависят от размера налоговой ставки. Зависимость между ставкой налога и его суммарной величиной было исследовано американским экономистом А. Лаффером где: где R - объем налогообложения, К - ставка процента, Q - точка предельного поступления налогов (См. Рис.). Он показал, что увеличивать налоговую ставку можно только до определенных пределов (30-50%), за границами которых начинает падать предпринимательская активность и объем собираемых налогов
R Q R1 Кривая А.Лаффера
К1 К
Согласно данной кривой увеличение налоговой ставки возможно до точки (Q), за пределами которой происходит сокращение налоговых поступлений. Это связано с сокращением предпринимательской прибыли, неэффективностью инвестирования и расширения производства. Запредельное увеличение налогового бремени ведет к банкротству производителей и сокращению доходов, а следовательно налогооблагаемой базы, денежных поступлений в бюджет страны. В целом, теория налоговых ставок Лаффера отражает лишь одно из направлений экономической мысли и является частью теории предложения, согласно которой более низкие налоги активизируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуя росту производства, занятости и доходов населения. На практике определить оптимальную величину налоговых ставок невозможно, так как этот процесс связан с перспективами экономического развития страны, ее историческими, национальными особенностями и политикой государства. Таким образом, налоги являются важным инструментом государственного регулирования и предназначены для поддержания стабильного экономического и социального развития.. Налоговая система представляет собой совокупность налогов и налоговых мер, устанавливаемых законом и обеспечивающих выполнение налогового законодательства. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность - охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих имуществом и доходами; обязательность - все доходы, облагаемые налогом должны быть обязательно оплачены в установленные сроки; равнонагруженность - взимание налогов происходит по единым ставкам независимо от субъекта обложения; однократность - недопустимость многократного взимания налога с одного и того же объекта налогообложения; стабильность - ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должен часто изменяться; справедливость. Различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Горизонтальная - означает, что налогоплательщики находятся в равном положении и уплачивают равные налоги. Вертикальная - означает, что налогоплательщики находятся в неравном положении и уплачивают неравные налоги. Комплексное использование всех принципов предопределяет действенность налоговой системы, повышает ее эффективность. Большую роль в повышении эффективности налоговой системы играет ее структура. В настоящее время в России сложилась трехуровневая система (См. Рис.)
Управление налогообложением осуществляется государством через налоговую политику. Налоговая политика - это комплекс мер, осуществляемых государством по эффективному использованию налоговой системы с целью развития производства и создания финансовых ресурсов для удовлетворения общественных потребностей. Существующая в России налоговая система пока недостаточно эффективна, так как слабо приспособлена к реальным условиям хозяйствования и носит исключительно фискальный характер. Необходимость проведения налоговой реформы связана: с несовершенством законодательной и нормативной базы налогообложения; с наличием множества нормативных документов, противоречащих друг другу; со слабостью правовых гарантий с большим количеством налоговых льгот.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |