Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы экономической интеграции

1. Зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

2. Таможенный союз предполагает, наряду с функционированием зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

3. Платежный союз предполагает взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

4. Общий рынок призван обеспечивать его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

5. Экономический и валютный союз - внешняя форма межгосударственной экономической интеграции, которая совмещает все указанные выше формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Объективный характер интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных странах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - Европейский союз (ЕС), в Северной Америке - Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в Евразии - Содружество Независимых Государств (СНГ). Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине 20 столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. Наиболее зрелая интеграционная группировка в настоящее время в Западной Европе - это Европейский союз. Официальное название получил с 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений. До 1 ноября 1993 г. эта группировка называлась Европейские сообщества. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.[5] С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли,[9] сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав Еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

. Особое место в интеграционных процессах занимает экономическое и политическое объединение ряда республик бывшего СССР – Содружество Независимых государств - СНГ. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов («за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7). 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Главными задачами Содружества Независимых Государств (СНГ) является экономическая и политическая интеграция ее участников на новой основе - рыночной и тесно связанной с мировым рынком. Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривается прохождение ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. Главными инструментами взаимодействия стран СНГ являются ежегодные встречи глав государств и глав правительств стран-участниц. В сфере экономики исполнительным органом является Межгосударственный экономический комитет.

Таким образом, в основе мирового хозяйства, сформировавшегося на базе национальных хозяйств и экономических связей между ними, лежит международное разделение труда. Центральное место во внешнеэкономической стратегии современных государств занимает международная экономическая и политическая интеграция, направленная на развитие и регулирование системы экономических отношений и решение глобальных и локальных проблем современной цивилизации.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм в области валютных отношений. Различают текущую и структурную (долговременную, межгосударственную) валютную политику. Текущая осуществляется рядом госорганов управления – Минфином, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне (координатором выступает МВФ) или на уровне экономических группировок (союзов, объединений, ассоциаций). Механизмом реагирования на изменения, происшедшие в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Государство издавна вмешивалось в валютные отношения: вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в международных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. перестал действовать механизм «золотых точек» как стихийный регулятор валютного курса. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Под валютным регулированием понимается деятельность государства и уполномоченных ею органов, направленная на регламентацию международных расчетов и порядок осуществления операций с валютными ценностями. Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. При этом рыночное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы развития; соответственно валютное регулирование направлено на определение отрицательных следствий рыночного регулирования валютных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Pf – уровень/индекс внешних цен, выраженный в иностранной валюте | Образовательные программы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.