Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные программы

В Российской Федерации реализуются два типа образовательных программ: общее образование и профессиональное образование.

Общее образование направлено на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности; развитие умения адаптироваться к жизни в обществе и созданию основ, позволяющих людям сделать сознательный выбор программы профессионального образования и успешно освоить ее.

Общее образование включает четыре этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Дошкольное образование;

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);

Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);

Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. - 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.

Официальное название общеобразовательных школ - средняя общеобразовательная школа. В 90-е годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. - гимназия и лицей). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.

Учебные программы общего образования, обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.

Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования, которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием «технология», как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах - базовые навыки конкретной профессии.

Кроме обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.

На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.

В России существует сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

· Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;

· Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;

· Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании. По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).

Профессиональное образование направлено на непрерывное развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к работе по профессии. Поскольку в Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или дипломов и степеней ведут к получению профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального образования. Таким образом, профессиональное образование охватывает:

Начальное профессиональное образование;

Высшее образование неуниверситетского уровня (среднее профессиональное образование);

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование, в том числе программы последипломной подготовки

Начальное профессиональное образование является начальной ступенью профессионального образования. Оно направлено на подготовку квалифицированных рабочих, как правило, на базе основного общего образования. Профессиональное обучение и подготовка по ряду профессий может вестись только на базе среднего (полного) общего образования. Образовательные программы для желающих получить начальное профессиональное образование на базе основного общего образования отличаются от программ, рассчитанных на учащихся, получивших среднее (полное) общее образование.

Прием в образовательные учреждения (начального) профессионального образования, как правило, не предусматривает сдачу вступительных экзаменов.

Различают два вида начального профессионального образования:

Во-первых, профессиональное образование предлагают учебные заведения профессионального образования, которые называются профессиональные училища. Образовательные программы этих учебных заведений направлены на освоение профессиональной квалификации и в основном охватывают предметы профессиональной подготовки. Продолжительность обучения по этим образовательным программам составляет:

От 1 до 2.5 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам образовательных учреждений профессионального образования (профессиональных училищ) присуждаются дипломы, дающие им право работать по профессии. Такой диплом также дает право держателю получить высшее образование неуниверситетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена), однако этот тип профессионального образования не дает право поступления на программы высшего образования университетского уровня.

Второй тип профессионального образования предлагается учебными заведениями профессионального образования, которые называются профессиональные лицеи. В этих учебных заведениях образовательные программы, помимо компонента профессионального образования, включают общеобразовательный компонент (образовательную программу десятого и одиннадцатого классов средней общеобразовательной школы). После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам профессиональных лицеев присуждаются дипломы, дающие им право не только работать по профессии, но и подтверждающие получение среднего (полного) общего образования. Такой диплом дает держателю право поступления в образовательные учреждения высшего образования университетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена). Продолжительность обучения в профессиональном лицее составляет:

Не менее 3 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

Высшее образование неуниверситетского уровня. Общераспространенным названием образовательных учреждений высшего образования неуниверситетского уровня является техникум или училище. С 1989 г., возник новый тип образовательного учреждения - колледж.

Колледжи могут функционировать в качестве самостоятельных образовательных учреждений или входить в состав университета, академии или института. Они предлагают образовательные программы высшего образования неуниверситетского уровня, а также двухлетние программы, по прохождении которых выдается диплом о неполном высшем образовании. В настоящее время, в стране функционируют 679 колледжей такого типа.

Прием ведется на конкурсной основе по результатам ЕГЕ, иногда абитуриенты должны пройти вступительные испытания в виде, собеседований и т.п. с целью продемонстрировать свои способности обучаться по данным образовательным программам. Основным условием приема является наличие у абитуриентов среднего (полного) общего образования (на базе 11 классов средней общеобразовательной школы). Однако ряд образовательных учреждений предлагают курсовые программы на базе основного общего образования (на базе 9 классов средней общеобразовательной школы).

Продолжительность программ обучения:

В техникуме (училище):

От 2 до 3 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе);

Не менее 3 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе).

В колледже:

От 3.5 до 4 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе);

От 4 до 4.5 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе).

Как правило, образовательные программы техникумов (училищ) включают в себя предметы гуманитарного цикла, общественные и естественные науки, включая экономику и математику, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также практическое обучение. Образовательные программы колледжей, наряду с образовательными программами техникумов (училищ), включают программы сроком до одного года по углубленному изучению теоретических предметов и профессиональной подготовке, включая практическую подготовку по углубленной схеме. Для поступающих в техникумы (училища) или колледж на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе) образовательные программы могут также предусматривать предметы курса среднего (полного) общего образования. В среднем соотношение теории и практики составляет 1 к 1. Общая учебная нагрузка студентов составляет пятьдесят четыре часа в неделю, включая аудиторные и самостоятельные занятия, на долю аудиторных занятий приходится тридцать шесть часов в неделю. По очно-заочной (вечерней) форме обучения количество аудиторных часов составляет шестнадцать в неделю. По заочной форме обучения на каждого студента приходится по 160 аудиторных часов в год.

После успешного окончания обучения и прохождения процедуры государственной итоговой аттестации студенты получают соответствующий диплом.

Дипломы высшего образования неуниверситетского уровня дают право их держателям либо продолжить профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией, либо поступить в высшее учебное заведение университетского уровня на тех же условиях, что и выпускники средних общеобразовательных школ. Высшие учебные заведения университетского уровня могут зачесть ряд предметов или предложить выпускникам техникумов (училищ) или колледжей обучение по сокращенной программе при условии, что выпускники этих учебных заведений решили продолжить обучение в вузах по той же специальности.

Высшее образование университетского уровня

В соответствии с типовым уставом высшего учебного заведения университетского уровня, принятым Правительством Российской Федерации 26 июня 1993 г., и законом «Об образовании» высшее образование на территории Российской Федерации строится согласно следующей классификации учебных заведений:

٧ Университеты: высшие учебные заведения, чья деятельность направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных и прикладных исследований, и реализацию программ обучения на всех уровнях, включая высшее, послевузовское и непрерывное образование по широкому спектруестественных, общественных наук и гуманитарных наук. Университет должен быть ведущим научно-исследовательским и методическим центром по всем направлениям своей деятельности. Университеты делятся на следующие категории:

· Гуманитарных и естественных наук;

· Педагогические (бывшие педагогические институты);

· Медицинские (бывшие медицинские институты);

· Сельскохозяйственные (бывшие сельскохозяйственные институты);

· Технические (бывшие политехнические и специализированные институты).

٧ Академии:высшие учебные заведения, чья деятельность направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных и прикладных исследований, и реализацию программ обучения на всех уровнях, включая высшее, послевузовское и непрерывное образование по какой-то одной основной области науки, технологии или культуры. Академия должна быть ведущим научно-исследовательским и методическим центром в своей области деятельности.

٧ Институт:самостоятельное высшее учебное заведение или подразделение университета или академии, предлагающее программы обучения на всех уровнях, включая высшее, послевузовское и непрерывное образование по ряду областей науки, технологии и культуры и занимающееся проведением научных исследований.

Наряду с государственным сектором, существуют муниципальные высшие учебные заведения, руководство которыми осуществляют местные и региональные органы, а также сектор негосударственных вузов, учредителями которых выступили частные, общественные и религиозные организации. Новые частные учебные заведения особенно активны в таких областях, как право, управление и финансы. Многие из этих учебных заведений небольшие. Только некоторые имеют собственные здания и материально-техническую базу. Остальные используют базу близлежащих государственных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Студентам разрешено переводиться из одного вуза в другой при условии согласия последнего принять таких студентов на обучение и положительной оценки их знаний.

Студенты, обучающиеся в негосударственном секторе образования, могут перейти в порядке перевода на обучение в государственные вузы, при условии что перевод осуществляется из негосударственного вуза, имеющего государственную аккредитацию. Условия перевода определяются уставом вуза, куда переводится студент. Студенты не имеющих государственной аккредитации негосударственных вузов, желающие поступить в государственные вузы, должны пройти общий порядок приема, включая сдачу вступительных экзаменов. При приеме в государственный вуз таким студентам разрешается обучение по сокращенным программам с учетом курсов, пройденных ими в негосударственных учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, но при условии их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта по данной специальности.

Традиционно дипломами, дающими право поступления в вуз университетского типа, считаются свидетельства учебных заведений, реализующих программы среднего (полного) общего образования, и дипломы высших учебных заведений неуниверситетского уровня. Прием в вузы ведется на конкурсной основе.

С 1992 г., в российском высшем образовании существует многоуровневая структура, а высшие учебные заведения имеют право присуждать следующие степени и дипломы:

Диплом о неполном высшем образовании (не менее двух лет обучения);

Диплом бакалавра (не менее четырех лет обучения);

Диплом специалиста (пять-шесть лет обучения);

Диплом магистра (шесть лет обучения).

Термин «многоуровневое» означает, что пока степени и дипломы можно получать на трех уровнях, а не на одном, как это было раньше в Советском Союзе. Наряду с традиционным дипломом специалиста, в начале 90-х годов были введены диплом бакалавра и диплом магистра, построенные по англо-саксонской модели степени бакалавра и магистра. Степень магистра основана и следует за степенью бакалавра. В отличие от программ на получение диплома специалиста, программы магистратуры разрабатываются на основе учебных программ бакалавриата.

В настоящее время осуществляется набор бакалавров и магистров, специалисты только «доучиваются».

Степень бакалавра присуждается после не менее четырех лет обучения. Программы бакалавриата охватывают все направления подготовки, кроме медицины. Предназначение степени бакалавра состоит в получении образования в большей степени академической, а не профессиональной направленности. Степень бакалавра является обязательным условием для поступления в программы магистратуры. Защита дипломной работы по программам бакалавриата отражает требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания образования по степени бакалавра соответствующего направления подготовки.

Любая программа бакалавритата содержит определенную долю теоретического образования, включающего в себя курсы по гуманитарным и общественным наукам, экономике и естествознанию. Последующие этапы обучения предусматривают освоение основных общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также практику по профилю подготовки. Организация и сдача экзаменов осуществляется в конце каждого семестра. Государственная итоговая аттестация предусматривает защиту дипломной работы, на подготовку которой отводится четыре месяца, и государственные итоговые экзамены. В случае успешного прохождения процедуры аттестации выдается государственный диплом, подтверждающий присвоение степени бакалавра.

Программа магистратуры - это программа курса обучения сроком не менее двух лет, которая по сравнению с обучением для получения диплома специалиста в большей степени ориентирована на проведение исследовательской работы. Лицензия на реализацию программ магистратуры выдается только тем высшим учебным заведениям, которые имеют государственную аккредитацию и укомплектованы соответствующими научными кадрами и материально-техническими средствами.

Доступ к программам магистратуры открыт держателям степени «бакалавр». Высшие учебные заведения сами определяют порядок приема (экзамены, интервью и т.д.) для держателей степени «бакалавр», желающих продолжить обучение по программе магистратуры того же направления подготовки (специальности). Держатели степени бакалавра, желающие продолжить обучение по программе магистратуры другого направления подготовки (специальности), должны сдать дополнительный тест, который отражает требования программы бакалавриата по специальности, соответствующей выбранной программы магистратуры.

Любая программа магистратуры состоит из двух более или менее равных частей: курсовой программы и самостоятельного исследования. По окончании обучения в магистратуре предусматривается государственная итоговая аттестация, состоящая из защиты диссертационной работы и сдачи государственных итоговых экзаменов. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное исследование, проведенное под контролем научного руководителя.

Учебная программа высшего образования университетского уровня рассчитана на тридцать шесть недель учебной нагрузки в год. В зависимости от направления подготовки (специальности) соотношение обязательных и факультативных курсов в учебной программе находится на уровне: 80-85% - обязательные курсы и 15-20% курсы по выбору.

Общая учебная нагрузка студента не должна превышать пятьдесят четыре часа в неделю, включая самостоятельные и аудиторные занятия. Общая учебная аудиторная нагрузка в среднем составляет двадцать семь часов в неделю (по программам магистратуры - четырнадцать часов в неделю). По очно-заочной (вечерней) форме обучения аудиторная нагрузка должна быть не менее десяти часов в неделю. По заочной форме обучения студентам отводится не менее 160 аудиторных часов в год. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июня.

Дипломы о высшем образовании университетского уровня дают право их держателям заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с квалификацией, указанной в дипломе. Дипломы специалиста и магистра дают право их держателям поступать на обучение по программам послевузовской подготовки.

Послевузовское профессиональное образование – это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Его главное предназначение – подготовка педагогических кадров для ведения образовательной деятельности в высших учебных заведениях, а также подготовка кадров для науки. Поскольку послевузовское образование является «наивысшим» уровнем профессионального образования, претендовать на него могут только те, кто уже имеет диплом о высшем профессиональном образовании (диплом специалиста или магистра). Для поступления в докторантуру помимо диплома о высшем образовании необходимо иметь ученую степень кандидата наук.

Послевузовское профессиональное образование можно получить в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций. Или же с помощью квалификационной работы, т.е. диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ.

Послевузовское обучение и подготовка научно-педагогических и научных кадров при вузах осуществляется в следующих формах:

- аспирантура;

- перевод преподавателей-кандидатов наук на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций;

- докторантура;

- соискательство (соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук);

- прикрепление к ведущим высшим учебным заведениям и институтам Российской Академии Наук (РАН) для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки кандидатских диссертаций;

- творческие отпуска для завершения работы над диссертацией;

- работа стажером-исследователем

По окончании обучения слушателям присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме. Исключение составляют отдельные специальности научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.

Докторантура, аспирантура, адъюнктура могут существовать только в аккредитованных вузах.

Научные учреждения и организации для открытия докторантуры, аспирантуры или адъюнктуры должны иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также располагать высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.

Докторантура может быть открыта в том случае, если в вузе или научном учреждении существуют и функционируют профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Послевузовское профессиональное образование можно также получить в ординатуре, интернатуре и при обучении в форме ассистентуры-стажировки. В данном случае обучающимся после прохождения государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании.

Максимальная продолжительность обучения составляет два года по очной форме. Для некоторых специальностей научных работников срок обучения может быть увеличен. Как правило, перечень данных специальностей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы экономической интеграции | БК установлен общий порядок возникновения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Вопрос. Экономическое содержание и классификация расходов бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.