Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень эмоционального развития дошкольников




Можно сказать, что горечь жизни ребёнок вкушает раньше, чем молоко свое матери». (А.И. Сикорский). Современные исследователи периода младенчества также отмечают больший удельный вес отрицательных эмоций в эмоциональных проявлениях ребёнка-младенца.

Первые эмоции ребёнок испытывает сразу после рождения Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пелёнки, хочет спать и др.

План

1.Основные особенности развития эмоций в младенческом, раннем и

дошкольном возрасте..

2. Особенности эмоционального развития у младших школьников.

3.Формирование сдержанности чувств и индивидуальные проявления.

4.Высшие чувства младших школьников.

5.Эоциональная сфера у подростков и старшеклассников.

 

Вопрос №1 Основные особенности эмоционального развития младенца:

1.Основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами (витальными).

2.Социально обусловленные эмоции формируются в процессе общения младенца со взрослыми.

3.В ситуативно-личностном общении у ребёнка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения.

4.В ситуативно-деловом общении у малыша проявляется удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида и гнев при порицаниях, неудачном действии.

5.Складываются предпосылки высших чувств любви и симпатии к близким, познавательных чувств.

«Младенческий возраст принадлежит к числу наименее приятных в человеческой жизни: до такой степени в нём преобладают тягостные, неприятные ощущения» (В. Прейер.)

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями проявляет к нему любовь заботу.

Для младенца характерна синтония – эмоциональное заражение., которое появляется в период новорождённости и проходит свой путь развития. Так, в младенческом возрасте ребёнок не различает, кто испытывает эмоциональное переживание – он или некто другой. Поэтому его поведение свидетельствует о реальном эмоциональном переживании.



С 6 месяцев ребёнок начинает отделять себя от окружающих его людей и сопереживать их

эмоциональным переживаниям. К концу 1-го года жизни синтония оформляется как «заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии» (Г.М. Бреслав). Следует отметить, что синтония в дошкольном возрасте теряет своё значение, так как ребёнок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого

человека уже не «заражает» его.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте имеет свои особенности:

 

1.Эмоциональные переживания кратковременны, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения.

Характерна лабильность эмоциональной сферы, что выражается в лёгкости и быстроте перехода от

одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы. Это одновременная смена контрастных эмоциональных переживаний детей. Ребёнок в течение нескольких минут переживает

глубокое огорчение со слезами и полное удовольствие (радость). Эмоциональная лабильность

объясняется отсутствием у ребёнка устойчивого отношения к объекту эмоций.

 

2. ПРОИСХОДИТ ДАЛЬНЕЙШАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ, ПОСКОЛЬКУ ПЕРЕЖИВАНИЯ СВЯЗАНЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕБЁНОК ОСВАИВАЕТ СПОСОБЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ.

 

3. РАЗВИВАЮТСЯ ВЫСШИЕ ЧУВСТВА, СРЕДИ КОТОРЫХ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ СИМПАТИЯ, СОЧУВСТВИЕ, ЧУВСТВО ГОРДОСТИ И СТЫДА.

4- ВКЛЮЧЕНИЕ СЛОВА В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕСТРАИВАЕТ ИХ ПРОТЕКАНИЕ И В СОВОКУПНОСТИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ

СВЯЗИ МЕЖДУ ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ СОЗДАЕТ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ РЕГУЛЯЦИИ.

Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на поведение ребёнка.

В ожидании приятного события (праздника, дня рождения) или после него малыши становятся

ласковыми, капризными, раздражительными, не могут заснуть. В группе детей можно наблюдать

эмоциональное заражение (синтония) – если начинает плакать один, его начинают поддерживать

остальные. Отрицательные эмоции вызывает нарушение режима дня, неправильное кормление,

умывание, укладывание спать, эмоционально не насыщенное общение со взрослым, отсутствием

условий для самостоятельной игры, отсутствие единых требований к ребёнку, рассогласование в

приёмах воспитания.

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные

проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не

характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет.

К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению

агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и

стимулируя чувствительность к переживаниям других.

Следует отметить, что синтония в дошкольном возрасте теряет своё значение, так как ребёнок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого

человека уже не «заражает» его. Состояние другого человека затрагивает ребёнка лишь при условии его

активного включения в ситуацию возникновения этого состояния. То есть у ребёнка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как свои.- такую способность называют «эмоциональной децентрацией». Децентрация осуществляется первоначально непроизвольно.

Особенности эмоционального развития дошкольника:

1.Ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств.

2.Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение (это предполагаемые результаты собственных или чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребёнка – это сложный механизм эмоциональной регуляции, который появляется на 4-ом году жизни). Так, дошкольник способен переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершённых в недавнем прошлом негативных действий и впредь не совершать подобные действия.

Формируется специфический феномен эмоциональной регуляции – переживание будущего и прошлого как актуального с соответствующей эмоциональной окраской, то есть речь идёи об эмоциональном перемещении индивида в идеальном пространстве и времени, что Г.М. Бреслав называет пространственно-временным смещением (норма - не менее суток у дошкольников, у младших школьников не менее недели)

3.Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.

 

4.Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.016 сек.