Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нимании чувств




.

Вопрос №6 Методы исследования эмоциональной сферы.

Вопрос №4.

Вопрос №2

 

Основным видом деятельности мл. школьников становиться учебная дельность. Новые грани чувств мл. шк-ка развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Эмоции и чувства начинают определять процесс и результат учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Таким образом, с момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Правда, встречаются случаи безразличного отношения детей к учёбе, когда оценка не вызывает переживаний, что не способствует формированию положительной мотивации к учению.

Конечно же,те чувства, которые у него появились в дошкольном возрасте продолжают углубляться в отношении с близкими ему людьми. Однако их социальное пространство расширилось – ребёнок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам чётко формулируемых правил. А в свободное время от занятий школьник с удовольствием играет. Учебная деятельность стимулирует проявление интереса к играм, которые требуют смекалки, элементов соревнования.

Это игры с правилами, настольные, компьютерные, спортивные. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной задачи и в процессе спортивного соперничества. Таким образом, и содержание игр, и чувства, проявляющиеся в них изменяются.

Проявляются чувства и в трудовой деятельности. Они, прежде всего, связаны с усвоением обобщённых способов действия на уроке труда.

Вместе с тем возможности ОСОЗНАНИЯ своих чувств и понимание чужих чувств весьма ограничены. Как выяснилось по исследованиям Н.С.Лейтес и П.М Якобсона, семилетний ребёнок часто не умеет правильно воспринимать выражения УЖАСА, ГНЕВА, СТРА ХА.

Несовершенство в восприятии и понимания чувств влечёт за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств. Так в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передаётся и ребёнку.

 

№3

Участие в учебной деятельности, общение со сверстниками требует сдержанности

чувств, что в первое время даётся ученику с трудом ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ часто ещё проявляется у первоклассников. то он засмеялся, то вскочил, увидев в окне птичку. Ко 2-му, 3-му классу проявляется всё большая сдержанность в проявлении чувств, ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя. Моторная импульсивность начинает сменяться речевой. К 3-му классу заметно развивается интонационная выразительность. Дети начинают управлять своими эмоциями, например, сдерживают слёзы, чтобы не показать страх, скрывают удовольствие от похвалы учителя.

В ЦЕЛОМ ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ МЛ.ШК-КА ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ, БОДРОЕ, ВЕСЁЛОЕ. ЭТО ВОЗРАСТНАЯ НОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Эмоции дети выражают ярко, непосредственно, но ими легко управлять. Живость и непосредственность эмоций дают возможность быстро выявить индивидуальные особенности эмоций. У некоторых детей проявляется склонность к острым аффективным состояниям. Что часто объясняется расхождением между притязаниями ребёнка и возможностью их удовлетворить. Например, ребёнку в новом коллективе удаётся добиться прежде привычной для него высокой оценки личных качеств и умений, хорошего отношения со стороны товарищей. Такие состояния проявляется в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости, неадекватно-сильных отрицательных эмоциональных реакциях. Были выявлены и некоторые эмоциональные особенности неуспевающих учеников. Так оказалось, что ученики, для которых характерна ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ склонны сохранять положительное отношение к учёбе.

У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительность и моторно - расторможенных, не сдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям. Поведение таких учащихся часто приводит к конфликтам.

4 НРАВСТВЕННЫЕ Ч У В С Т ВА У МЛ. ШКОЛЬНИКОВ В младшем шк-ом возрасте в процессе обучения идёт развитие таких нравственных чувств как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести. Эти чувства связаны с событиями из жизни нашей Родины, с патриотическими поступками людей, их трудовыми достижениями, с поступками и делами самих школьников. Осознанность нравственных чувств проявляется в том (в 3-ем классе), что дети выбирают друга не по случайным внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а по нравственные качествам одноклассника.

Безусловно, понимание и раскрытие самого понятия (товарищ, друг) ёщё не говорит о проявлении самого чувства.

Осознанность и действенность чувств формируется в поступках. Развитию нравственных чувств, их осознанности способствует жизнь в коллективе, который объединяет учебная деятельность, участие в общих делах класса, личность самого учителя.

Всё это способствует развитию такого значимого чувства у школьников как СОПЕРЕЖИВАНИЕ –это переживание чего-либо вместе с другим или другими., разделение чьих то переживаний. Это и действие по отношению к тому, кто переживает. Развитие способности к сопереживанию (эмпатии) включает в себя целый диапазон этого состояния: сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и СОЧУВСТВИЕ –(отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; ГОРДОСТЬ – переживание чувства удовлетворения, радостью и успехам другого Сопереживанию ребёнок учиться через механизм подражания.

В целом выявлено три уровня нравственного развития у мл. шк-ов.

· 1.Высокий уровень развития нравственных чувств. Детям с таким уровнем развития характерно устойчивость и действенность таких чувств как ЧУТКОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬДОБРОТА.

· 2.Средний уровень – у детей проявляются те же качества, но по отношению к друзьям, близким.

· 3.Низкий уровень – редко проявляют эти качества во взаимоотношениях со сверстниками.

Необходимо обогащать личный нравственный опыт мл. шк-ов. Для этого важно использовать реальные жизненные ситуации представления и воображения (кинофильмы, худ. произведение, этическая беседа)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА. К этим чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении её решить. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Интеллектуальные чувства при правильной организации обучения становятся потребностью для учащихся.

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. источники эстетических чувств – произведения искусства, литература, живопись, музыка и др. Учеников захватывают поступки литературных героев, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед ними одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум. ТАК в ряде школ были введены уроки искусства.

Подготовка детей к восприятию прекрасного на таких уроках проходит в несколько этапов: от пассивного восприятия произведений к активному. С выражением собственного эмоционального отношения, и, наконец. К СОБСТВЕННОЙ деятельности, где дети в своих рисунках могут выявить эстетическое отношение, возникающее у них при восприятии произведения искусства. Таким образом, одной из важных задач начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь духовный строй жизни ребёнка. Потребность в красивом утверждает моральную красоту.

Вопрос № 5 Эмоциональная сфера у подростков и старшеклассников. Эмоциональное развитие подростка. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств

Эмоции подростков отличаются большой силой и трудностью их управления. Подростки отличаются большей страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского в 5 классе учащиеся проявляют упрямства в 6 раз чаще, чем в 4 –ом классе, в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие, в 42 раза увеличилось число немотивированных поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести начатое дело до конца, уничтожить уже сделанное и пр. В то же время подросток может быть настойчивым, сдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «Взорваться», хотя потом могут об этом сожалеть. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты у подростков, в отличае от аффектов младших школьников, более сложные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражениях, возмущениях. Он горячо реагирует на всё. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы, например, подросток может быть и внимательным и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своём достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Иной характер, по сравнению с младшими школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младших школьников связывает соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принять нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребёнок, каковы основы дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходиться прерывает дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом и пр.

В старшем школьном возрасте уменьшается импульсивность эмоциональных реакций, налаживается опыт управления своими чувствами, регулирование их внешними проявлениями. Настроение становится более устойчивым к случайным воздействиям.

Для исследования эмоциональной сферы человека используют разнообразные методы психологических исследований: наблюдение, эксперимент, анкетирование, опросники, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Подробнее остановимся на характеристике экспериментального изучения эмоциональной сферы человека.

Литература

1.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений: -М.:Издательский центр «Академия», 2003.

2.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004,

3.Гамезо М.В., Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984

4.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академ А, 1997.

5.. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1988

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд.., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.

7.Дарвиш О.Б. Возрастная психология»: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.