Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностный конфликт и способы его разрешения




План.

Лекция № 5. Интерактивное общение.

1.Понятие, структура и значение интерактивного общения.

2.Социальный контроль и социальные нормы.

3.Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

4.Межличностный конфликт и способы его разрешения.

 

Понятие, структура и значение интерактивного общения.

Интерактивное общениемежличностное взаимодействие, т.е. совместное действие в процессе общения или реакции людей на действия друг друга.

Общение обязательно предполагает некоторый результат – изменение поведения или деятельности других людей.

Например: поступок ( студент не подготовил задание ) – реакция Ты как всегда, садись - «2» или «Мне очень жаль, но без этого материала вам будет очень трудно понять следующий, завтра я вас жду с выполненным заданием) – поведение Да мне такая чушь тысячу лет не нужна» или «Спасибо, во сколько мне можно подойти?»

Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности или последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

(Структуру и значение межличностного взаимодействия по аналогии с предыдущими темами попробуйте определить сами).

 

Социальный контроль и социальные нормы.

Совместная деятельность и общение людей протекают в условиях социального контроля ( оценки поведения ), осуществляемого на основе социальных норм.

Социальные нормы – это принятые в обществе образцы поведения, регламентирующие взаимодействие и взаимоотношения людей. Норма: молодой стоит, пожилой сидит.

Механизмы социального контроля: неодобрение, осуждение, наказание и т.д., с помощью которых осуществляется коррекция отклоняющегося от нормы поведения. Этих норм и правил огромное количество, которые человек усваивает в процессе жизни, начиная от приветствия и до соблюдения воинской обязанности.

Подумайте. Можно ли назвать наше государство правовым, если правовым называют государства, в которых каждый человек выполняет свои обязанности, т.е. нормы и правила поведения в обществе. (От брошенной бумажки и грубого слова до экономических преступлений и убийства)

 

Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

Каждый человек в процессе общения выполняет определенные роли.

Роль (в психологии) – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (должность, возраст, пол, положение в семье и т.д.)

Например: врач – больной (внимание – терпение); мужчина – женщина (сила - нежность); гость - хозяин (сдержанность – радушие); преподаватель – студент (профессионализм – усердие).

Одновременно люди могут исполнять несколько ролей, входя в различные ситуации общения (педагог – дочь – жена – больной – мать – хозяйка – директор – бабушка).

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновениеролевые конфликты, когда «хочу» и «должен» не совпадают.

Разберем еще одно понятие «ролевые ожидания». Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу – роли. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку. Отклонение от образца осуждается или хотя бы обсуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Например: от преподавателя студент ожидает профессионализма, высокой культуры, а преподаватель от студента – заинтересованности и усердия в получении профессии.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом (Например: не обратить внимание на неловкость другого человека, когда он явно и сам смущен произошедшим.) Приведите примеры.

Подумайте. Значит ли это, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям или оправдывать ожидания других? Бывает ли, что срабатывают принципы человека вопреки всяким ожиданиям? (Метод «взрыва» А.С. Макаренко)

Однако, если не брать ситуацию принципов, то в жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.

Бестактное поведение может иметь безобидный характер. Например, на вопрос при случайной встрече «Как дела?» - человек начинает долго и подробно рассказывать… Но может носить характер целенаправленного удара (Например, замечание в присутствии других). Особенно в педагогическом общении бестактность может привести к серьезным последствиям. А.С. Макаренко говорил: «Как можно больше уважения и доверия к человеку, как можно больше требования к нему».

У ребенка, как правило, отсутствует устойчивая самооценка. Часто происходит внешняя ориентация на свой поступок и свои возможности. Взрослый формирует уверенную или неуверенную в себе личность через воспитание самоуважения. Уважающего себя человека легче научить уважать других людей, общество, в котором живет.

Подумайте. На чем основываются нормальные человеческие взаимоотношения между людьми? Доверие – всегда ли нужно? Любовь – обязательно ли любить всех? Гуманизм – и к убийцам детей тоже? А уважение -?

 

 

Рассмотрим следующие вопросы:

- Понятие конфликта и причины его возникновения

- Виды конфликтов

- Этапы развития конфликта и способы его разрешения.

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты, десятки стран и народов (мировые войны). Другие вовлекали большие и малые социальные группы (Чечня, Югославия, Осетия). Третьи происходят между отдельными людьми постоянно.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. По преданию царь Соломон (965 г. до н.э.) прославился благодаря мудрости разрешения конфликтов («соломоново решение»).Вспомните сказки и их героев: поди туда – не знаю куда; принеси то – не знаю что.

В настоящее время достаточно полно разработана теория конфликтов и практика их разрешения.

Подумайте. Можно ли жить без конфликтов? Нужны ли конфликты?

Развитие личности человека происходит только в деятельности. А, если общение является одним из видов деятельности, то, благодаря межличностному взаимодействию человек совершенствуется.

Например: сегодня попробовала понять младшую сестренку, завтра – маму, потом бабушку, сдержалась и не нагрубила соседке, терпимее стала к мужу, ласковее к детям, а потом научилась уважать всех людей, независимо от возраста, пола, национальности и положения.

Не избегать, а решать конфликты требует логика человеческого развития. Это одно из противоречий диалектики: в результате решения возникших межличностных противоречий происходит восхождение на более высокий личностный уровень.

Причинами возникновения конфликтов могут быть самые разные проблемы, начиная от материальных ресурсов государства (нефть, газ) до личностных различий (фильм «Курьер»).

Конфликт – один из видов социального взаимодействия, предполагающий противоборство сторон.

Всегда ли противоборство перерастает в конфликт? Например, если муж любит футбол, а жена – театр?

Межличностный конфликт – это противоречие между субъектами, взаимная враждебность, противостояние позиций, несовпадение целей или ценностей.

Понятия «субъекты» и «участники» конфликта не всегда тождественны.

Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Прямой участник – сознательно принявший участие в конфликте или вовлеченный в него.

Косвенный участник – тот, кто преследует в чужом конфликте свои интересы (провоцирует, нашептывает и вашим и нашим)

Объект конфликта – причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Все объекты условно подразделяются на два вида:

- Которые нельзя разделить между участниками. Например, власть.

- Которые могут быть разделены между участниками (убийство в целях самообороны, авария на дороге).

Выявление объекта – непременное условие успешного решения конфликта.

По вопросу классификации конфликтов среди исследователей

нет единой точки зрения. Я выбрала для рассмотрения классификацию Сперанского В.И., который определяет основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание конфликта.

Самая распространенная классификация в зависимости от участников конфликта:

а) внутриличностные конфликты (когда человек сам с собой не в ладу)

б) межличностные конфликты (родитель – ребенок; ученик – учитель)

в) групповые (футбольные фанаты)

г) между личностью и группой (фильм «Чучело»)

д) межгосударственные (войны)

Важно бывает выделить конфликты в зависимости от содержания: истинные (содержательные) – это те, где есть противоречие или ложные (пустые) – возникшие в результате раздражения, плохого самочувствия, нетактичного поведения. Зная это, можно определить вариант их разрешения.

Лучший способ решения пустых конфликтов – это избегать их, не дать развиться, чтобы не перерос затем в содержательный. Можно использовать следующие приемы:

а) С юмором отнестись к обидчику. Например: «Собака же ты!» - «Интересно, какой породы?»

б) Говорить в логике заданной ситуации: «Наташа, иди кушать!» - «Я не Наташа, я зайчик» - «Зайчик, иди кушать!»

в) Активный перехват инициативы на порядок выше заданного уровня:

Например, ребенок говорит: «Я – бандит, а бандиты кашу не едят» - «Правильно, кашу ест только главный бандит». Стихи А. Барто о коровах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.