КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Х1000000 руб
Основные понятия, структура и методы квалиметрии Лекция № 9. Оценка и измерение качества 9.1 Основные понятия, структура и методы квалиметрии 9.2. Методология оценки уровня качества 9.3. Алгоритм комплексной оценки уровня качества объекта
Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелководья, что всякое уменьшение осадки судов на 1% приводит к повышению цены на 0,6%. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров качества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены. Позже в голландском журнале «International shipbuilding progress» на основании дальнейших исследований были опубликованы поправки к индексу цен в зависимости от параметров качества судов (1957, № 37). Далее появились работы Дж. Ван Эттингера (США), Дж. Ситтига (Нидерланды), А.В. Гличёва, Г.Г. Азгальдова (Россия) и многих других ученых, посвященные различным аспектам оценки и оптимизации качества. Сформировалось новое научное направление, получившее название «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латинских терминов «gualitas» — «качество» и «metro» — «мера». Соответственно, квалиметрия — отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. В современной практической деятельности менеджеров предприятий, связанных с различными направлениями бизнеса, возникает широкий круг задач, эффективное решение которых возможно на основе оценки качества тех или иных объектов. Чтобы представить их актуальность, достаточно назвать следующие: • оценка вариантов услуг или товаров, которые наиболее целесообразно предлагать определенным рынкам сбыта; • разработка политики продукта; • выбор наиболее выгодных рынков для приобретения необходимых для функционирования фирмы объектов; • отбор рынков для реализации (продаж) услуг или товаров; • прогнозирование доли рынка, оборота, прибыли фирмы на основе сравнения конкурентоспособности продуктов-конкурентов; • оценка и отбор кандидатур при приеме на работу, продвижениях по службе; • разработка требований к качеству процессов и их оценка; • отбор и оптимизация каналов рекламирования; • оценка уровня продуктов и систем обеспечения качества при их сертификации и многие другие. Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий (рис. 9.1.). Кратко охарактеризуем основные из них.
Р ис. 9.1.Структура квалиметрии
1. Общая квалиметрия - в ней разрабатываются общетеоретические проблемы: • система понятий (терминология); • теория оценивания (законы и методы); • аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила); • теория квалиметрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров). 2. Специальные квалиметрии - в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: • экспертная квалиметрия; • квалиметрическая таксономия (таксономия — теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение от греческих слов: «taxis»: расположение, строй, порядок, «nomos» — закон); • вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики); • индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества). 3. Предметные квалиметрии - по предмету (объекту) оценивания: • квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники; • квалиметрия труда и деятельности; • квалиметрия решений и проектов; • квалиметрия процессов; • субъектная квалиметрия (персонала); • квалиметрия спроса; • квалиметрия информации. К методам квалиметрии относятся: 1) инструментальный (измерительный); 2) расчетный; 3) статистический (регистрационный); 4) органолептический; 5) экспертный; 6) социологический; 7) комбинированный. Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений; с его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение. Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д. Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели. Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах. Экспертный метод учитывает мнение группы специалистов-экспертов. Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов. Квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии — как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно — невкусно, более или менее приятный запах и т.д.). Оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством. Данное определение включает в себя ряд новых понятий, требующих пояснения. Уровень качества объектов -это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества являетсяотносительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Другое определение: уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Показатель качества объекта — количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта. Объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, носит название базового, а его показатели качества называются базовыми показателями. Показатели качества — одно из важнейших понятий квалиметрии. При оценке качества некоторые из них выступают как аргументы, другие как функции. С точки зрения количества отражаемых свойств, показатели качества могут быть единичными ( относящимися к одному свойству)или комплексными ( относящимися к нескольким свойствам одновременно ). Структура основных общих показателей качества приведена на рис. 9.2. ( В связи с тем, что в квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования, еще в 1979 г. был разработан специальный стандарт ГОСТ 15467-79 «Качество продукции. Термины»). Не нарушая его концепцию, приведем определения, относящиеся к основным продуктам деятельности предприятий — материальной продукции и услугам. Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например, точность, надежность, своевременная поставка.
Р ис. 9.2. Классификация показателей качества
Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно. Для этого по аналогии с показателем качества объекта применяют показатель качества продукции (услуги) — количественную характеристику свойства продукции (услуги), входящего в состав ее качества. Он рассматривается применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта (для продукции — к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, для услуги — к определенным условиям ее разработки и оказания, для процесса — к определенным условиям его подготовки и проведения). Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств могут быть разделены на единичные и комплексные. Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта. Например, коэффициент нелинейных искажений (характеризует линейность); вероятность безотказной работы (безотказность); средний срок хранения (сохраняемость). Как и при измерении, при любом виде оценивания нужен эталон сравнения (при измерении длины мы обычно используем метр, при измерении веса — килограмм и т.д.). Для этой же цели в квалиметрии используют базовый показатель качества — показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели могут быть как единичными, так и комплексными. Одно из свойств объекта может характеризовать и относительный показатель качества — отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. Комплексный показатель качества — показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Этот показатель позволяет в целом характеризовать качество объекта или группу его свойств. Например, коэффициент готовности позволяет одновременно оценить и безотказность, и ремонтопригодность изделия. Он определяется по формуле: где: Т — средняя наработка на отказ; Тв — среднее время восстановления (математическое ожидание времени восстановления). Пусть циклы работы изделия распределены во времени (как показано на рис. 9.3). При этом Т1, = 10 ч, Т2 =12 ч и Т3= 20 ч — периоды использования изделия по назначению, а TB1= 1 ч, ТВ2 = 2 ч и ТВ3 = 3 ч — периоды восстановления его работоспособности.
Р ис. 9.3.Циклы работы изделия
средняя наработка на отказ: время восстановления: Следовательно, Комплексный показатель качества Кг — это вероятность того, что изделие в любой момент времени будет работоспособно (применяется для оценки качества рейсовых автобусов, такси и т.д.). Это пример одного из видов комплексных показателей качества — так называемого группового комплексного показателя качества, т.е. показателя качества, относящегося к группе свойств объекта. Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению (П) к затратам на создание и использование объекта по назначению:
Пусть, например, буровые установки N1 и N2 имеют одинаковые параметры, кроме тех, которые приведены в таблице 9.1. Наша задача выбрать из них экономически более выгодную. Здесь П (полезный эффект) = Н (наработка до капитального ремонта).
Таблица 9.1. Параметры буровой установки
Найдем интегральные показатели качества для первой (И1) и второй (И2) установок. Для первой установки
Для второй установки соответственно
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |