Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология оценки уровня качества





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Х1000000 руб.

 

Следовательно, на основе проведенной интегральной оценки экономически более выгодно приобрести вторую установку.

Ра­зумеется, в рассмотренном примере задача упрощена. В реальной практике при таких оценках приходится учитывать значи­тельное количество показателей, многие из которых могут быть противоречивыми и сложными для оценки. В таких случаях ис­пользуют обобщенные показатели качества, позволяющие сделать комплексную оценку реальной.

Обобщенный показатель качества — это показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило, это так называемые существенные свойства.

Рассмотрев основные понятия в области квалиметрии, перей­дем к изучению конкретных показателей и методов оценки уров­ня качества.

 

 

Разнообразие задач и объектов оценки уровня качества опреде­ляет применение различных методов и подходов к оцениванию. Это привело к разработке многообразных, нередко противоречивых клас­сификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них, не про­тиворечащие друг другу и имеющие практическое значение. Преж­де всего, все возможные методы оценки уровня качества делятся на две группы: дифференциальной оценки и комплексной оценки.

Дифференциальная оценка— простейший вид оценки уровня ка­чества. Она применима в трех случаях.

1. Если все показатели, характеризующие существенные свой­ства оцениваемого объекта, больше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом слу­чае уровень качества оцениваемого объекта выше, чем базового.

2. Если все показатели, характеризующие существенные свой­ства оцениваемого объекта, меньше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом слу­чае уровень качества оцениваемого объекта ниже, чем базового.

3. Если все показатели, характеризующие существенные свой­ства оцениваемого объекта, равны соответствующим показателям базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта равен уровню качества базового объекта.



Очевидно, в этих простейших случаях можно обойтись парным сравнением аналогичных показателей качества объектов.

Сложнее оценить уровень качества таких объектов, у которых соотношения показателей качества не соответствуют ни одной из трех указанных выше закономерностей. В этих случаях использу­ют комплексную оценку, включающую в себя дифференциальную оценку только как один из многих этапов.

С точки зрения целей и используемых для оценки показателей методы оценки уровня качества классифицируются в соответствии со схемой, приведенной на рис. 9.4. В соответствии с ней все по­добные методы могут быть разделены на два вида: методы прямо­го счетаи параметрические методы. Методы прямого счета обес­печивают получение конечного экономического результата, позво­ляющего принять экономически обоснованное решение.

 

 
 

 

 


Рис. 9.4.Классификация методов оценки качества

В свою очередь, возможны два подхода к оцениванию эконо­мического результата.

Во-первых, с позиции экономической эффективности для субъекта, создающего качество. В этом случае определяется полез­ный экономический эффект для производителя, связанный с со­зданием и реализацией оцениваемого качества объекта. Далее рас­считываются затраты, необходимые для создания и реализации данного качества. Итог опенки определяется эффективностью, получаемой на основании сравнения указанного эффекта с затра­тами на его достижение.

Принципиально отличается второй подходк оценке качества методом прямого счета. При этом определяется полезный эффект для потребителя от создаваемого и реализуемого качества. Окон­чательная оценка качества здесь осуществляется путем сравнения данного эффекта не с затратами создателя качества и его продавца, а с полными затратами потребителя данного качества, включающи­ми в себя как цену купли-продажи, так и все затраты потребителя, связанные с использованием объекта по назначению. В дальнейшем указанные выше полные затраты потребителя будем называть «це­ной потребления».Как видно из сказанного, при втором подходе качество как бы оценивается «с позиции потребителя». Фирмы, применяющие такой подход при отборе качества, с которым целе­сообразно выходить на рынки сбыта, как правило, в конечном итоге добиваются наибольших успехов, даже «недобирая» возможных до­ходов на начальных этапах выхода на рынки.

Вторая группа методов оценки, как видно на рис. 9.4, носит название параметрических. С учетом специфики оцениваемых параметров эти методы подразделяются на расчетные и экспер­тные.

Расчетные методыпозволяют более точно оценивать уро­вень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров. К данным пара­метрам относятся такие, которые могут быть измерены соответ­ствующими приборами и рассчитаны на основе формул, отража­ющих объективные закономерности. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, ха­рактеризующим одну из сторон качества данной услуги, посколь­ку он может быть получен путем измерений с помощью обыч­ных часов.

Экспертные методыоценки уровня качества применяются для оценки так называемых мягких параметров качества. К данным параметрам относятся такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности. Пример таких параметров — эстетические пара­метры, характеризующие внешний вид объекта.

Рассмотренные нами методы оценки уровня качества могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.