Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогового права. Современное налоговое право как соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается

Современное налоговое право как соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.

Правовой статус субъектов налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения

Нормы налогового права

Система налогового права

Источники налогового права

Принципы налогового права

Москва - 2009

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Кафедра административного права

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Начальник кафедры

административного права

полковник милиции

 

С.Н. Бочаров

Дисциплина: «Налоговое право»

ТЕМА: № 1: «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА РОССИИ»

 

 

Подготовил:

Ст. преподаватель кафедры административного права,

кандидат юридических наук

капитан милиции Прудникова Т.А.

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«» 2009 г., протокол №

 

 

Вопросы лекции:

1.Налоговое право: понятие, предмет и методы правового регулирования. Место налогового права в правовой системе

 

1. Налоговое право: понятие, предмет и методы правового регулирования. Место налогового права в правовой системе

 

После вступления в действие НК правовое регулирование налоговых правоотношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами.

Налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений. Эти отношения включают в себя разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, т.е. имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой сфере.

Надо отметить, что в современной науке не существует единого мнения о месте налогового права в правовой системе. Обычно выделяют три основных подхода к определению природы налогового права.

Наиболее распространенной является позиция тех авторов, которые определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют правоотношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Согласно второму подходу налоговое право – один из институтов финансового права, регулирующий отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.

Налоговое право можно рассматривать и как самостоятельную отрасль в системе российского права со своим специфическим предметом и методом.

На­логовое право имеет все осо­бенности, присущие финансовой деятельности го­сударства, являясь по своему юридическому назначению управлен­ческим правом (или — правом налогового управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управле­ния и контроля, финансовое право придает на­логовым общественным отношениям характер правоотношений.

Термин «налоговое право» применяется не только как название отдельной отрасли законодательства, или подотрасли финансового права, но и других отраслей права, касающихся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере; и как наименование соответствующей учебной дисциплины.

Налоговое право оказывает регулятивное воздействие на на­логовые общественные отношения, придавая им тем самым упоря­доченный, соответствующий интересам государства и общест­ва, характер. В центре внимания налогового права находятся об­щественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения.

Налоговое право регулирует отношения, которые складыва­ются по поводу осуществления соответствующими субъектами ис­полнительной власти возложенных на них налоговых функций, реализующих принадлежащие им юридически властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции. Таким образом, управ­ленческие налоговые отношения следует рассматривать как при­менение полномочий и осуществление функций субъектов испол­нительной власти.

Следует особо подчеркнуть многозначность таких категорий, как «сфера государственного регулирования налогообложения» и «налоговые отношения». Они охватывают все основные проявле­ния экономической, социально-культурной и государственно-политической жизни, соответственно, обнаруживаются и там, где дей­ствуют нормы иных отраслей российского права. Иначе говоря, налоговыми, по своей сути, могут быть общественные отношения, составляющие предмет финансового, гражданского права, что, од­нако, не исключает их из механизма налогового регулирования.

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления носят комплексный характер, исключительно важны для функционирования всего государства и должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Все отрасли и подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования.

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст.2 НК «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Названная статья не только определяет предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных отраслей и подотраслей.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

- отношения по установлению налогов и сборов;

- отношения по введению налогов и сборов;

- отношения по взиманию налогов;

- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

- отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

- отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых правоотношений:

· их имущественный характер

· направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов

· государство или муниципальное образование в лице компетентных органов как обязательный участник и воздействующий субъект.

Таким образом, в предмет регулирования налогового права входят две группы правоотношений:

- регулятивные: властные отношения по установлению, вве­дению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

- охранительные: отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов нало­говых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Ряд авторов говорят о необходимости расширения предмета налогового пра­ва. Например, некоторые ученые полагают, что в предмет налогового права должны быть включены некоторые финансовые, конституци­онные, административные управленческие, процессуальные, ин­формационные отношения[1].

Надо особо отметить, что налоги во многом схожи с таможенными платежами. Тем не менее, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможен­ных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осу­ществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлече­ния к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым ко­дексом РФ.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.

Понятие «метод» определяется как научная абстракция, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи (В.А. Штофор).

Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми отношениями, которые в свою очередь, вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных фондов денежных средств.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний, поскольку государство самостоятельно определяет процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

Метод властных предписаний является отражением финансово-правового императивного метода и имеет следующие признаки:

- преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязываний (государство, создавая предписания, обязывает субъектов к их исполнению);

- императивный характер (невозможность субъектов по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими);

- неравенство субъектов финансово-правовых отношений (обладании одних субъектов финансово-правовых отношений юридически властными полномочиями по отношению к другим субъектам).

В налоговых правоотношениях наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций. В данном случае признак властности заключается в возможности, предоставленной только одной стороне – налоговым органам, самостоятельно, не применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться выполнения другой стороной – налогоплательщиком возложенных обязанностей.

Также в последнее время особую актуальность приобретает метод диспозитивности, сущность которого сводится к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от властного способа воздействия является предоставление частному субъекту возможности формирования своей налоговой политики (получение отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности; заключения договоров на получения налогового кредита).

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Например, М.И. Брагинский считает, что «налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права».

О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью финансового права.

В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Наиболее тесно финансовое право взаимодействует с бюджетным правом. Образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право взаимодействует и с иными отраслями права.

Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, оно содержит основополагающие нормы других отраслей права. Нормы Конституции не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих консенсус между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государств.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода – установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость.

Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования – имущественные отношения. В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК регулируются гражданским законодательством. Например, ст. 855 ГК определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия между нормами налогового законодательства и ст. 855 ГК применяются правила этой статьи.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых правоотношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Налоговое и административное право, будучи публичными отраслями права, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем, налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Как и любая отрасль (или подотрасль) права, налоговое право построено на определенных принципах, перечень которых закреплен в ст. 3 Налогового кодекса РФ.

Во-первых, Налоговый кодекс закрепляет принципы всеобщности, равенства и справедливости налогообложения. Таким образом, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом каждый налогоплательщик, вне зависимости от объема выполняемой налоговой обязанности, обладает равными правами и обязанностями. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать на­логи и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установ­ленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это оп­ределено Налоговым кодексом.

Кроме того, согласно принципу равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства, каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

Во-вторых, установлен принцип экономической сбалансированности (соразмерности). Согласно данному принципу при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика его уплачивать при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства. Кроме того, интересы налогоплательщика и нужды государственного бюджета обязательно должны быть сбалансированы.

В-третьих, Кодексом провозглашен принцип отрицания обратной силы закона.

законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

В-четвертых, в основе налогообложения должен лежать принцип однократности. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

В-пятых, налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя, то есть налогообложение построено на принципе льготности.

В-шестых, акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик знал, какие на­логи (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.

В-седьмых, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов за­конодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогопла­тельщика (плательщика сборов).

Наконец, в-восьмых, существует принцип недискриминационности налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. В соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифферен­цированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие еди­ное экономическое пространство Российской Федерации. Например, не могут быть установлены налоги, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать пре­пятствия законной деятельности налогоплательщика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие банков в России | Нормативно-правовые источники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.