Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые источники

Источники налогового права

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые юридически закрепили два вида податей (налогов) – централизованные подати, которые собирались в царскую казну и местные подати, собираемые в казну местной знати[2].

В процессе познания источников налогового права важное значение имеет Свод законов Ману (II в. до н.э.), который определял субъектов и объекты налогообложения, виды налогов и формы их взимания.

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.

Источники налогового права – внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Источники налогового права можно условно разделить на две основные группы: нормативно-правовые источники, составляющие систему законодательства о налогах и сборах, и ненормативные источники.

Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии Налоговым кодексом РФ подразумевает законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного са­моуправления о налогах и сборах.

В Российской Федерации деятельность по установлению, изменению и сбору налогов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, а также законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предмет совме­стного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области нало­гообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; полномочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика, принципы действия налогового законодательства в пространстве и времени (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

Кроме того, можно отметить некоторый приоритет норм международ­ных договоров в системе источников налогового права. Соглас­но ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила и нормы, чем предусмотрен­ные актами налогового законодательства (включая Кодекс), применяются правила и нормы международных договоров.

Специализированное законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ, законов субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных актов местных органов исполнительной власти, касающихся налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ является системообразующим нормативным актом, своеобразной «конституцией», налогового законодательства. Он обладает высшей юридической силой среди нормативных актов о налогах и сборах, что определяет его применения во всех случаях несо­ответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу.

Налоговый кодекс устанавливает:

- систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет;

- общие принципы налогооб­ложения;

- систему налогов и сборов в Российской Феде­рации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения дей­ствия ранее введенных региональных и местных налогов (сборов);

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений;

- формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что система налогов и сборов в Российской Федерации состоит из трех уровней – федерального, регионального (субъективного) и местного. Таким образом, российское законодательство о налогах и сборах также может быть классифицировано по этим же уровням.

Кроме Налогового кодекса на федеральном уровне действуют ряд федеральных законов, посвященных конкретным видам налогов и сборов. К числу таких законов можно отнести Закон Российской Федерации № 2003-1 от 09 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц».

Наконец, на федеральном уровне существуют касающиеся налогообложения нормативные правовые акты органов исполнительной власти, принимаемые ими в предусмотренных законом случаях.

При издании нормативных актов по вопросам налогообложения государственные органы исполнительной власти должны соблюдать два обязательных условия:

- возможность такого нормотворчества должна быть прямо пре­дусмотрена актом налогового законодательства;

- нормативные акты органов исполнительной властине должны изменять или дополнять налоговое законодательство.

Субъекты Российской Федерации издают собственные законы, устанавливающие региональные налоги и сборы. Эти законы должны соответствовать общим принципам налогообложения, закрепленным в Конституции РФ и международных договорах, а также развивать положения Налогового кодекса РФ о региональных налогах.

Наконец, последним уровнем специального законодательства о налогах и сборах являются нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления для установления местных налогов и сборов.

Ненормативные источники

Источниками налогового права являются положения общей теории права и других юридических отраслевых наук – финансового, административного, гражданского, уголовного, трудового, семейного права, ряда экономических наук. Процесс обогащения науки налогового права положениями других правовых и экономических наук необходим для полного и объективного изучения процессов, связанных с использова­нием налогов и сборов в системе социального управления обществом.

Стоит отметить, что институты, понятия и термины, заимствованные из других отраслей законодательства Российской Федера­ции, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом.

Кроме того, налоговое право формируется за счет положений трудов ученых, исследующих закономерности и особенности установления, изменения, взимания налогов и сборов.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство о налогах и сборах состоит из нормативных правовых актов трех уровней: федерального (Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах), регионального (законы и иные нор­мативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ) и местного (нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах).

Вне зависимости от уровня нормативного акта, устанавливающего тот или иной налог или сбор, он должен содержать ряд обязательных элементов.

Во-первых, должен быть определен круг плательщиков налога или сбора. Плательщиками налогов (сборов) могут быть организации (юридичес­кие лица, филиалы и иные обособленные подразделения юриди­ческих лиц) и физические лица, на которые в соответствии с зако­нодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

Во-вторых, нормативный акт устанавливает объект налогообложения - предмет, на который начисляется налог. Предметом налогообложения могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.

Для того, чтобы объект налогообложения был довольно точно определен, Налоговый кодекс предусматривает также существование налоговой базы, то есть стои­мостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения. При определении налоговой базы из объекта налогообложения могут быть либо исключены отдельные части, либо добавлены некоторые начисления.

В-третьих, в определенных случаях требуется указать единицу налого­обложения - часть объекта налогообложения, при помощи ко­торой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 тонна бензина, 1 карат драгоценных камней).

В-четвертых, нормативный акт налогового законодательства должен содержать ставку - размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Конституция РФ в ст. 57 закрепляет положение, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Налоговый кодекс закрепляет, что акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повы­шающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливаю­щие или отягчающие ответственность за нарушение налого­вого законодательства, устанавливающие новые обязаннос­ти или иным образом ухудшающие положение участников на­логовых правоотношений, обратной силы не имеют.

Тем не менее, нормативные акты, являющиеся частью налогового законодательства, могут иметь обратную силу, что закреплено в Налоговом кодексе. В том случае, если они:

- устраняют или смягчают ответственность за нарушение налогового законодательства;

- устанавлива­ют дополнительные гарантии защиты прав налогоплатель­щиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их пред­ставителей;

- отменяют налоги и (или) сборы;

- снижают размеры ставок налогов (сборов);

- устраняют обязанности налогопла­тельщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их пред­ставителей;

- иным образом улучшающие их положение,

то такие нормативные акты мо­гут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы налогового права. Современное налоговое право как соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается | Система налогового права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.