КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-правовые источники
Источники налогового права Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые юридически закрепили два вида податей (налогов) – централизованные подати, которые собирались в царскую казну и местные подати, собираемые в казну местной знати[2]. В процессе познания источников налогового права важное значение имеет Свод законов Ману (II в. до н.э.), который определял субъектов и объекты налогообложения, виды налогов и формы их взимания. В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Источники налогового права – внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие нормы налогового права. Источники налогового права можно условно разделить на две основные группы: нормативно-правовые источники, составляющие систему законодательства о налогах и сборах, и ненормативные источники. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии Налоговым кодексом РФ подразумевает законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. В Российской Федерации деятельность по установлению, изменению и сбору налогов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, а также законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; полномочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика, принципы действия налогового законодательства в пространстве и времени (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ). Кроме того, можно отметить некоторый приоритет норм международных договоров в системе источников налогового права. Согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства (включая Кодекс), применяются правила и нормы международных договоров. Специализированное законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ, законов субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных актов местных органов исполнительной власти, касающихся налогов и сборов. Налоговый кодекс РФ является системообразующим нормативным актом, своеобразной «конституцией», налогового законодательства. Он обладает высшей юридической силой среди нормативных актов о налогах и сборах, что определяет его применения во всех случаях несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу. Налоговый кодекс устанавливает: - систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет; - общие принципы налогообложения; - систему налогов и сборов в Российской Федерации; - основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; - принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов (сборов); - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений; - формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; - порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что система налогов и сборов в Российской Федерации состоит из трех уровней – федерального, регионального (субъективного) и местного. Таким образом, российское законодательство о налогах и сборах также может быть классифицировано по этим же уровням. Кроме Налогового кодекса на федеральном уровне действуют ряд федеральных законов, посвященных конкретным видам налогов и сборов. К числу таких законов можно отнести Закон Российской Федерации № 2003-1 от 09 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц». Наконец, на федеральном уровне существуют касающиеся налогообложения нормативные правовые акты органов исполнительной власти, принимаемые ими в предусмотренных законом случаях. При издании нормативных актов по вопросам налогообложения государственные органы исполнительной власти должны соблюдать два обязательных условия: - возможность такого нормотворчества должна быть прямо предусмотрена актом налогового законодательства; - нормативные акты органов исполнительной властине должны изменять или дополнять налоговое законодательство. Субъекты Российской Федерации издают собственные законы, устанавливающие региональные налоги и сборы. Эти законы должны соответствовать общим принципам налогообложения, закрепленным в Конституции РФ и международных договорах, а также развивать положения Налогового кодекса РФ о региональных налогах. Наконец, последним уровнем специального законодательства о налогах и сборах являются нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления для установления местных налогов и сборов. Ненормативные источники Источниками налогового права являются положения общей теории права и других юридических отраслевых наук – финансового, административного, гражданского, уголовного, трудового, семейного права, ряда экономических наук. Процесс обогащения науки налогового права положениями других правовых и экономических наук необходим для полного и объективного изучения процессов, связанных с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом. Стоит отметить, что институты, понятия и термины, заимствованные из других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Кроме того, налоговое право формируется за счет положений трудов ученых, исследующих закономерности и особенности установления, изменения, взимания налогов и сборов. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законодательство о налогах и сборах состоит из нормативных правовых актов трех уровней: федерального (Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах), регионального (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ) и местного (нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах). Вне зависимости от уровня нормативного акта, устанавливающего тот или иной налог или сбор, он должен содержать ряд обязательных элементов. Во-первых, должен быть определен круг плательщиков налога или сбора. Плательщиками налогов (сборов) могут быть организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог. Во-вторых, нормативный акт устанавливает объект налогообложения - предмет, на который начисляется налог. Предметом налогообложения могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. Для того, чтобы объект налогообложения был довольно точно определен, Налоговый кодекс предусматривает также существование налоговой базы, то есть стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения. При определении налоговой базы из объекта налогообложения могут быть либо исключены отдельные части, либо добавлены некоторые начисления. В-третьих, в определенных случаях требуется указать единицу налогообложения - часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 тонна бензина, 1 карат драгоценных камней). В-четвертых, нормативный акт налогового законодательства должен содержать ставку - размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом. Конституция РФ в ст. 57 закрепляет положение, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Налоговый кодекс закрепляет, что акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют. Тем не менее, нормативные акты, являющиеся частью налогового законодательства, могут иметь обратную силу, что закреплено в Налоговом кодексе. В том случае, если они: - устраняют или смягчают ответственность за нарушение налогового законодательства; - устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; - отменяют налоги и (или) сборы; - снижают размеры ставок налогов (сборов); - устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; - иным образом улучшающие их положение, то такие нормативные акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |