Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей.

Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями.

При характеристики участников налоговых правоотношений следует различать:

субъекты налогового права – лица, обладающие правосубъектностью и потенциально способные быть участниками налоговых правоотношений;

субъекты налоговых правоотношений – реальные участники налоговых правоотношений.

В рамках налоговых правоотношений экономические субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых представителей и налоговых посредников, поэтому действующее законодательство позволяет выделить четыре группы субъектов налогового права:

1) государственные органы, устанавливающие и регулирующие механизм налогообложения (органы Федеральной налоговой службы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные, финансовые органы);

2) налогоплательщики – физические лица, организации (в том числе филиалы и представительства юридических лиц), другие категории плательщиков, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги;

3) лица, содействующие уплате налогов, - обязанные лица, от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов, а также лица, располагающие информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов (нотариусы, кредитные учреждения, налоговые агенты);

4) налоговые представители – лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика.

Субъектов налогового права можно классифицировать по следующим основаниям:

* по способу нормативной определенности:

- зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых правоотношений;

- не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых правоотношений;

* по характеру фискального интереса:

- частные субъекты;

- публичные субъекты;

* по степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

- имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

- не имеющие непосредственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Налоговый кодекс фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

а) налогоплательщики и плательщики сборов – организации и физические лица;

б) налоговые агенты – организации и физические лица;

в) налоговые органы – ФНС России, подведомственная Минфину России, и ее территориальные подразделения;

г) таможенные органы – ФТС России и ее территориальные подразделения.

Правовой статус участников налоговых правоотношений регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов местного самоуправления.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, согласно ст. 19 НК РФ, признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);

Немаловажным является тот факт, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Среди физических лиц выделяются индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Ранее, до 1 января 2007 года, среди физических лиц выделялись налоговые резиденты Российской Федерации. К ним относились физические лица, фактически находившиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Федеральным Законом № 137 от 27.07.2006г.[10] понятие налогового резидента РФ отменено.

Также среди налогоплательщиков выделяются взаимозависимые лица. Это - физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

- одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов.

- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- лица состоят в соответствии в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

Основой общего правового статуса налогоплательщика является конституционная обязанность платить налоги и сборы, изложенная в ст. 57 Конституции РФ, где сказано: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Поэтому обязанности налогоплательщика, установленные другими законами, в конечном итоге направлены на неукоснительное выполнение этой основной обязанности. Права налогоплательщиков, установленные законами, имеют целью поддержание баланса прав и интересов в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 21 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов имеют право:

- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований;

- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие федеральным законам;

- обжаловать в установленном порядке акты уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Государство обеспечивает и защищает права налогоплательщиков. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок этой защиты определяется НК РФ, и иными федеральными законами.

Кроме того, права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В ст. 23 НК установлены обязанности налогоплательщиков. Они обязаны:

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,

- представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

- представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

- представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, перечисленных выше, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца;

- о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Еще одним участником налоговых правоотношений, имеющим специальный правовой статус, являются налоговые агенты.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Функции налоговых агентов возложены на индивидуальных предпринимателей и организации, независимо от форм собственности. Налогоплательщиками, у которых удерживается налог, являются работники этих организаций или индивидуальных предпринимателей.

Налоговые агенты обладают теми же правами, что и налогоплательщики, а в их обязанности входит:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

- письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом[11].

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены

Допускается также одновременное участие в налоговых отношениях, как самого налогоплательщика, так и его представителя.

Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями этой организации.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы

К налоговым органам относится Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы. До недавнего времени таким органом являлось Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В марте 2004 года согласно Указу Президента РФ № 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, находящуюся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Ст. 31 НК РФ установлены права налоговых органов. Они вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по соответствующим формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

- проводить налоговые проверки;

- производить выемку документов у налогоплательщика или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках и налагать арест на их имущество;

- осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

- определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Обязанности налоговых органов

Налоговые органы обязаны:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- вести учет организаций и физических лиц;

- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

- руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

- принимать решения о возврате или зачете налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;

- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

- представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

- по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные федеральными законами.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Свои действия они осуществляют в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут те же обязанности, что и должностные лица налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения (срок 2 месяца) налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Кроме того, Министерство финансов РФ утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники указанных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. № 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг также должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение

За неправомерные действия должностные лица и другие работники указанных органов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов государственных внебюджетных фондов

Согласно ст. 143 Бюджетного кодекса РФ государственными внебюджетными фондами являются фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

В Российской Федерации существует три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ (Федеральный и территориальные), а также Фонд социального страхования РФ. Их правовое положение устанавливается законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Они действуют согласно Бюджетному кодексу РФ (1998 г.), Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ); Положению о Фонде социального страхования РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., Указу Президента РФ от 7 августа 1992 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Положению о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» от 24 февраля 1993 г., Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Указу Президента РФ от 29 июня 1998 г. «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и др.

В настоящее время Налоговый кодекс РФ не определяет полномочия государственных внебюджетных фондов в налоговых правоотношениях.

Однако, анализ нормативных правовых актов, определяющих их правовой статус, позволяет назвать ряд функций, напрямую связанных с налоговыми правоотношениями:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, входящих в состав единого социального налога;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- осуществление регистрации страхователей (налогоплательщиков) и выдача удостоверений о регистрации,

- организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

- обеспечение полноты и своевременности уплаты страхователями взносов.

Полномочия органов внутренних дел

Согласно Налоговому кодексу РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках[12].

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения[13].

Органы внутренних дел и их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий. Эти убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Нельзя оставить без внимания еще одну категорию участников налоговых правоотношений. Это - органы, учреждения, организации и должностные лица, на которых возлагается обязанность сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. К ним относятся:

- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями;

- Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации, имеющие сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката;

- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц,

- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

- органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств,

- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного,

- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику,

- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами,

- органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, обладающие сведениями: о фактах замены документа, об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ;

- банки. Они имеют следующие обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков:

- открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

- сообщают об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

- выдают налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

 

 

Словарь терминов:

Налоговое право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу уста­новления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственный контроль за уплатой налогов.

 

Источники налогового права – внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды налоговых отношений | Теоретические основы специальной методики развития речи (№1)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.