Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К ним относятся

- локомоции (приближения, позы, повороты и пр.),

- указательные жесты,

- протягивание и передача предметов, действия предметами,

- прикосновения и т.д.

Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает.

Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.

· Наиболее эффективными являются речевые средства общения, они позволяют выйти за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации и организовать контакты по разнообразным вопросам.

 

Общение становится внеситуативным.

 

Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.

Основные функции общения

1. Регуляция совместной деятельности – одна из первейших функций общения, без которой, люди не стали бы людьми.

2. Функция формирования сознания любого человека.

3. Третья функция самоопределение личности.

 

Стороны общения

Мы можем представить общение как совокупность трёх сторон:

· Коммуникативной

· Перцептивной

· Интерактивной

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информации между общающимися индивидами;

 

2. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями;

3. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно мы понимаем, что в реальной жизни каждая из этих сторон не существует сама по себе, выделение их условно и нужно для анализа.

Виды общения.

 

Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

I. В зависимости от мотивов общения:

 

1) личностно-ориентированное или личностное - передается информация о внутриличност­ных проблемах:

- о мотивах и интересах человека,

- о поиске смысла жизни,

- о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

 

2) деловое или официальное (ролевое) на деловом уровне- возникает по ходу выполнения какой-либо сов­местной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

 

Предполагает отношения опосредованные социальными или профессиональными ролями.

 

Обеспечивает взаимодействие в ситуациях:

Руководитель-подчинённый, учитель-ученик, покупатель-продавец, врач-пациент.

 

Очень важно осознавать кто Я.

Упражнение Кто Я? – 20 ролей

II. По содержанию:

 

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удо­влетворения насущных потребностей;

 

2) кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. обще­ние, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное - в процессе общения передаются установ­ки, побуждения, которые готовят к выполнению определен­ных действий;

 

4) когнитивное - передача знаний друг другу;

 

5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

III. По целям:

1) биологическое - общение, благодаря которому сохраняют­ся, развивается и поддерживается функционирование орга­низма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

 

IV. По средствам (средства общения):

 

1) непосредственное - путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки

и опосредован­ное - с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.;

 

2) вербальное - с помощью языка

и невербальное - путем исполь­зования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п..

 

Ещё один вид общения по типам связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия.

Различают 2 вида:

· монологическое общение

· и диалогическое

1. В монологическом выделяют 2 разновидности:

· Императивное общение или директивное

Например: встань выйди, вынеси мусор, сделай задание и т.д.

Эффективно в армии, частично в образовании, в медицине (нужно сделать укол ребёнку)

· Манипулятивное общение – воздействие на партнёра по взаимодействию с целью достижения своих скрытых целей и намерений.

Например: реклама, комплемент и т.д.

В отличие от императивного кажется, что человек сам делает свой выбор.

Например: Купил духи-реклама…

 

2. Диалогическое общение – мы вступаем в контакт (диалог) и стараемся понять другого человека.

 

Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использо­ванию средств.

 

Роль общения в психическом развитии человека.

От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем.

 

Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными?

 

Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Выражение лица должно выражать
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.