Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальная культура конца х1х-начала XX века

Подобно переменам в литературе, драматургии, живописи и архитектуре происходили значительные перемены в музыкальном искусстве. Принцип «музыкальной правды», которому следовали композиторы 60-70-х годов и который соответствовал идеалам «натуральной школы» в литературе и передвижничества в живописи, уступил место эстетическому подходу, тяготению к универсальным философским концепциям, воплощаемым в музыке, обновлению жанров. Наиболее ярким выражением новых тенденций в музыке является творчество Александра Николаевича Скрябина (1872-1915). Стремление поэтов-символистов проникнуть за магическую грань видимого и настоящего определяло их отношение к музыкальному ритму: они признавали его бесспорное верховенство и слышали в нем голос будущего. Создавая музыкальные произведения, Скрябин сопровождал их поэтическими комментариями, наполненными той же образностью, что и поэзия русского символизма: «Призрачная страна! И жизнь здесь другая!.. Я вижу мир блаженных духов». Непосредственно с текстом-комментарием связана первая из трех написанных Скрябиным симфоний. В ней выражена философская идея единства мистического и рационального, преобразующей воли, действующей через искусство.

Выходу русской музыки на авансцену мировой музыкальной культуры на рубеже веков способствовала деятельность большого круга музыкантов, художников, балетных и оперных артистов, связанных с объединением «Мир искусства». А.Блок называл эту целостность художественно-романтической среды «синтетической культурой», считая, что в России живопись, музыка, проза, поэзия, философия, религия, общественность неразличимы и вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры.

После выхода первых номеров журнала и выставок «Мира искусства» под эгидой объединения начались концерты «Вечеров современной музыки» сначала в Петербурге, затем в Москве и Париже, где в «Гранд-Опера» прозвучала музыка М.И.Глинки, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и выступили композиторы А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, А.Н.Римский-Корсаков, великий русский бас Ф. И. Шаляпин.

Самым ярким проявлением полного слияния всех видов искусства стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже. В первом «Русском сезоне» 1909 г. среди прочего были показаны «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.Бородина, балет «Павильон Армиды» композитора Я. Я. Черепнина по сценарию А.Бенуа, в постановке М.Фокина с участием знаменитой балерины А.Павловой. Так началось плодотворное сотрудничество целой плеяды хореографов и танцовщиков, композиторов и художников.

Год спустя труппа Дягилева показала написанный Игорем Федоровичем Стравинским (1882-1971) балет «Жар-птица» в постановке М. Фокина с танцовщиками В.Нижинским и Т.Карсавиной, имевший огромный успех, чему способствовала не только музыка Стравинского, но в немалой степени «русская экзотика» с ее фольклорной основой. «Жар-птица» открыла собой известную триаду балетов Стравинского, написанных им для последующих сезонов дягилевской антрепризы.

Вторым балетом стал «Петрушка», который автор либретто А.Бенуа определил как «балет-улица». Здесь герои балаганных кукольных представлений Петрушка, Кукла и Арап ассоциируются с традиционными Пьеро, Коломбиной и Арлекином, составляя такой же роковой треугольник. Русское праздничное веселье, уличный гомон толпы, калейдоскопическая смена ритмов, спадов и нарастаний звучности воспринимаются в музыке как прямая фиксация реальной звуковой жизни, что явилось заметным шагом в раскрепощении музыки от привычных форм. Музыка «Петрушки» отразила свойственную искусству конца века трактовку одного и того же образа в нескольких планах: Петрушка - кукла, вызывающая смех, но одновременно символ беззащитности и одиночества среди толпы, поэтому его музыкальный характер и нарочито сентиментален, и полон трагедийности.

«Весна священная. Картины языческой Руси» - третий балет Стравинского, знаменующий в истории музыки начало ее новейшего периода, когда были выработаны иные принципы музыкальной композиции. Недаром в исторической ретроспективе «Весна священная» представляется выдающимся явлением русского авангарда начала века.

Главную роль в художественном оформлении балетов во времена «Русских сезонов» в Париже сыграли А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст, глубоко воспринявшие вагнеровскую идею «единения искусств»: живописи, музыки, движения, света и цвета, декораций и костюмов. Эти балетные постановки называли «утонченной стилизацией модерна».

Декоративные стилизации Льва Самойловича Бакста (1866-1924) находились в русле увлечения архаикой художников-«мир-искусников», философов, русских поэтов-символистов. Наряду с античной важнейшей темой в творчестве Бакста была восточная, где феерия красок, линий, узоров, драпировок превращала его восточные стилизации в «живописную оргию, маскарад, баловство взора» (Б.Асафьев). К оформлению спектаклей привлекались также И.Билибин, Е.Лансере, К.Юон, Н.Рерих. «Варварское великолепие» спектаклей стало этаким «декоративным экспрессионизмом» с русским и космополитическим оттенком, поскольку в целом творчество «мирискусников» опиралось не только на русское народное творчество, но и на опыт европейских художников.

Одним из главных факторов, оказавших влияние на мировосприятие русского человека, являлись, по мнению Н.Бердяева, необъятные пространства земли, которые приходилось осваивать. Заимствование художественных форм из Византии в результате христианизации Руси, а затем из западноевропейских стран с высокой художественной культурой сочеталось с особенным русским темпераментом,

сформировавшимся в необъятных степных просторах и бескрайних лесах. Особая широта художественного мышления проявлялась в удивительно гармоничном взаимодействии искусства и природы, архитектуры и окружающего ландшафта, в звучности цветовых соотношений в иконописи и стенописи, в декоративности народного искусства.

Вместе с тем в русском искусстве на протяжении всей его истории преобладало не чисто художественное, а нравственное, этическое начало, правдоискательство, которое, по словам академика Д.С.Лихачева, является стержнем всей русской культуры. Такое понимание сути искусства справедливо для всех русских художников от А.Рублева до М.Врубеля. Оно проявилось и в иконописи религиозных подвижников - древнерусских живописцев, и в картинах художников-романтиков начала XIX в., и в полотнах демократически настроенных передвижников второй половины XIX в., и в живописи художников начала XX в.

Но самая характерная черта национального «русского стиля» - провозглашенная Ф.М.Достоевским «всемирная отзывчивость» русских, их постоянная готовность учиться у других народов, ассимилировать культурные формы, придавая им размах и масштабность, соответствующие пространствам России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления в архитектуре модерна | По размеру оборота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.