Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка безопасности труда

С повышением температуры порохового заряда увеличивается скорость горения пороха, а поэтому увеличиваются максимальное давление и начальная скорость пули. При понижении температуры заряда начальная скорость уменьшается. Увеличение (уменьшение) начальной скорости пули вызывает увеличение (уменьшение) дальности ее полета. С повышением влажности порохового заряда уменьшается скорость его горения и начальная скорость пули.

Изменение веса порохового заряда приводит к изменению количества пороховых газов, а следовательно, к изменению величины максимального давления в канале ствола и начальной скорости пули. Чем больше вес порохового заряда, тем больше максимальное давление и начальная скорость пули.

Величина начальной скорости пули зависит от длины ствола; веса пули; температуры, влажности и веса порохового заряда; формы и размеров зерен пороха и плотности заряжания. Чем длиннее ствол, тем большее время на пулю действуют пороховые газы и тем больше начальная скорость. При постоянной длине ствола и постоянном весе порохового заряда начальная скорость тем больше, чем меньше вес пули.

Начальная скорость является одной из важнейших характеристик боевых свойств оружия. При увеличении начальной скорости увеличивается дальность полета пули, дальность прямого выстрела, убойное и пробивное действие пули, а также уменьшается влияние внешних условий на ее полет.

Начальной скоростью называется скорость движения пули у дульного среза ствола. За начальную скорость принимается условная скорость, которая несколько больше дульной и меньше максимальной. Величина начальной скорости пули указывается в таблицах стрельбы и боевых характеристиках оружия.

Форма и размеры пороха оказывают существенное влияние на скорость горения порохового заряда, а следовательно, на начальную скорость пули.

Отдача оружия. Движение оружия назад во время выстрела называется отдачей. При стрельбе из ручного оружия отдача воспринимается в виде толчка всего оружия в плечо или в руку.

Рассмотрим явление отдачи самозарядного пистолета со свободным затвором (ПМ). Энергия отдачи у стрелкового оружия обычно не превышает 2 кг. и воспринимается стреляющим безболезненно. При стрельбе из автоматического оружия, устройство которого основано на принципе использования энергии отдачи, часть его расходуется на сообщение движения подвижным частям и на перезаряжение оружия. Поэтому энергия отдачи при выстреле из такого оружия меньше, чем при стрельбе из неавтоматического оружия, устройство которого основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через отверстия в стенке ствола.

Угол возвышения, при котором полная горизонтальная дальность полета пули становится наибольшей, называется углом наибольшей дальности. Величина угла наибольшей дальности для стрелкового оружия равна 30–35°.

Траектории, получаемые при углах возвышения, меньших угла наибольшей дальности, называютсянастильными.

Траектории, получаемые при углах возвышения, больших углах наибольшей дальности, называютсянавесными. При стрельбе из одного и того же оружия можно получить две траектории с одинаковой горизонтальной дальностью – настильную и навесную. Траектории, имеющие одинаковую горизонтальную дальность при разных углах возвышения, называютсясопряженными.

Эти различные тактические свойства настильных и навесных траекторий можно учитывать при организации системы огня. Настильность траектории влияет на дальность прямого выстрела, поражаемого и прикрытого пространства.

Придание оси канала ствола оружия, необходимого для стрельбы положения в пространстве, называетсяприцеливанием, или наводкой.Придание оси канала ствола оружия требуемого положения в горизонтальной плоскости называется горизонтальной наводкой, а в вертикальной плоскости – вертикальной.

Выстрел, при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении, называется прямым выстрелом.

При ведении стрельбы необходимо знать, что расстояние на местности, на протяжении которого нисходящая ветвь траектории не превышает высоты цели, называется поражаемым пространством (глубиной поражаемого пространства (Ппр.).

Глубина Ппр. (рис. 3.7) зависит:

– от высоты цели (она будет тем больше, чем выше цель);

– настильности траектории (она будет тем больше, чем настильнее траектория);

– угла наклона местности (на переднем скате она уменьшается, на обратном – увеличивается).

Пространство за укрытием, не пробиваемым пулей, от его гребня до точки встречи называется прикрытым пространством (см. рис. 3.7). Прикрытое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия и настильнее траектория.

Часть прикрытого пространства (Пп), на которой цель не может быть поражена при данной траектории, называется мертвым (непоражаемым)пространством(Мпр.). Мертвое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия, меньше высота цели и настильнее траектория. Другую часть Пп, на которой цель может быть поражена, составляет Ппр.

Знание величины Пп и Мпр. позволяет правильно использовать укрытия для защиты от огня противника, а также принимать меры для уменьшения Мпр. путем правильного выбора огневых позиций и обстрела целей из оружия с более навесной траекторией.

На полет пули в воздухе оказывают влияние метеорологические, баллистические и топографические условия.

При использовании таблиц стрельбы необходимо помнить, что данные траектории в них соответствуют нормальным условиям стрельбы.

За нормальные (табличные) условия приняты следующие:

1)метеорологические:

– атмосферное давление на горизонте оружия 750 мм рт. ст.;

– температура воздуха на горизонте оружия +15 °C;

– относительная влажность воздуха 50 % (относительной влажностью называется отношение количества водяных паров, содержащихся в воздухе, к наибольшему количеству водяных паров, которое может содержаться в воздухе при данной температуре);

– ветер отсутствует (атмосфера неподвижна);

2) баллистические:

– вес пули, начальная скорость и угол вылета равны значениям, указанным в таблицах стрельбы;

– температура заряда +15 °C;

– форма пули соответствует установленному чертежу;

– высота мушки установлена по данным приведения оружия к нормальному бою;

– высоты (деления) прицела соответствуют табличным углам прицеливания;

3) топографические:

– цель находится на горизонте оружия;

– боковой наклон оружия отсутствует.

При отклонении условий стрельбы от нормальных может возникнуть необходимость определения и учета поправок дальности, и направления стрельбы, для чего следует руководствоваться правилами в наставлениях по стрелковому делу.

Заключение

 

Прочные знания основ и правил стрельбы из стрелкового оружия является основой для полготовки стрелка, способного самостоятельно решать различные огневые задачи в современном бою. Особое внимание обращается на практическое знание изучаемых вопросов. В умении установить связь основ стрельбы с практикой ведения огня и эксплуатации оружия. При изучении темы рассматриваются многие вопросы и понятия, которые нельзя не только осязать, но и видеть. Поэтому особое значение при изложении учебного материала приобретают наглядность обучения.

 

3. Заключительный этап – 5 мин.

· Подвожу краткий итог занятия, еще раз напоминаю тему занятия и учебные вопросы, приказываю дежурному по группе собрать оружие и доложить о его наличии.

· Даю задание на самостоятельную подготовку и указываю, на что необходимо обратить особое внимание.

Даю команду на окончание занятия.

1. Что такое выстрел.

2. Назвать периоды выстрела.

1. Как определяется начальная скорость пули.

2. Что такое отдача и где она используется.

3. В чем практическое значение знания элементов траектории.

4. Какие условия влияют на полет пули в воздухе.

5. Что такое кучность и меткость стрельбы.

6. Ошибки при стрельбе и меры по их устранению.

 

 

Старший преподаватель кафедры Б и ТСП

подполковник внутренней службы С.Ю.Пресняков

 

Преподаватель кафедры Б и ТСП

майор внутренней службы С.В Некрасов

 

(3.1.) Расследование и учет несчастных случаев

Опасный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работающего в определенных ус­ловиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работающего в определенных усло­виях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Случай с работающим, связанный с воздействием на него опасного производственного фактора, называют несчастным слу­чаем на производстве. Соответственно, заболевание, вызванное воздействием на работающего вредных условий труда,— профес­сиональным заболеванием.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 13 августа 1982г. № 11-6 утверждено Положение о расследовании и учете несча­стных случаев на производстве, которое введено в действие с 1 января 1983г. (прил. 2).

Сообщение о несчастном случае на производстве содержит:

- название предприятия, министерства, ведомства;

- дату, время, место происшествия, данные о выполняемой ра­боте пострадавшего и обстоятельствах, при которых произошел несчастный случай;

- количество пострадавших с указанием числа погибших;

- фамилию, имя и отчество, профессию и должность погиб­шего;

- дату и время отправления сообщения, фамилию и долж­ность лица, подписавшего сообщение.

На каждом предприятии ежегодно составляют отчет о пост­радавших при несчастных случаях, связанных с производством, по основным травмирующим факторам и причинам и об освое­нии средств на мероприятия по охране труда, в который вклю­чают также несчастные случаи, не связанные с производством. На основании поступающих от предприятий таких отчетов и ма­териалов расследования групповых, тяжелых и смертельных не­счастных случаев министерство и центральный комитет проф­союза разрабатывают мероприятия по устранению причин про­изводственного травматизма для отрасли и обеспечивают их выполнение в установленные сроки.

(3.2.) Методы исследования условий труда

Создание безопасных условий труда обусловливает необхо­димость проведения глубокого и всестороннего анализа причин и обстоятельств, которые могут привести к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям. Методы исследования без опасности труда должны обеспечивать возможность своевремен­ного выявления опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на человека в процессе труда.

Кратко рассмотрим известные методы исследования условий труда.

Статистический метод основан на сборе и обобщении инфор­мации о несчастных случаях на производстве и профессиональ­ных заболеваниях и на расчете статистических показателей.

Основными статистическими показателями производствен­ного травматизма являются: коэффициент частоты , коэф­фициент тяжести и коэффициент потерь рабочего вре­мени .

Показатель (коэффициент) частоты травматизма представляет собой сред­нее число несчастных случаев, приходящееся на тысячу рабо­тающих:

шт,

где - число несчастных случаев, происшедших за отчетный период, включая случаи с временной потерей трудоспособности (на срок более трех рабочих дней), с инвалидным исходом, с ле­тальным исходом, а также случаи перевода на более легкую работу; - среднесписочное число работающих (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным).

Показатель (коэффициент) тяжести травматизма характеризует среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай за отчетный период: [число суток на один несчастный cлучай],

где - общее число рабочих дней, потерянных в связи с не­трудоспособностью в результате всех несчастных случаев за отчетный период.

Показатель (коэффициент) потерь рабочего времени на тысячу работающих за отчетный период времени (год) более полно характеризует состояние травматизма на предприятии: ,

Групповой метод является развитием статистического метода и применяется для обобщенной оценки влияния на условия труда различных опасных и вредных производственных факто­ров. Групповой метод дает возможность из большого числа факторов, влияющих на условия труда, выделить наиболее су­щественные факторы или их сочетания, чтобы целенаправленно выбрать комплекс эффективных профилактических мероприя­тий по устранению их неблагоприятного воздействия.

Топографический метод основан на анализе состояния мест, в которых возникают опасные и вредные производственные фак­торы, путем нанесения их на план предприятия (цеха). Этот метод дает графическое отображение особенностей производства.

В топографическом исследовании можно выделить следую­щие этапы:

- выявление участков и рабочих мест, на которых возникают опасные и вредные производственные факторы;

- оценка условий обслуживания технических систем с учетом взаимного расположения различного оборудования;

- анализ ус­ловий труда на стадии проектирования предприятий, цехов и участков с учетом накопленных результатов исследований.

При топографическом методе используют следующие коли­чественные показатели:

- фактические уровни опасных и вредных производственных факторов в цехах и на отдельных участках, установленные при помощи различных приборов (шумомеров, газоанализаторов, люксметров и т. д.);

- геометрические размеры зон, характеризующихся неблагоприятными условиями труда, и время пребывания работающих в таких зонах.

Монографический метод предусматривает тщательное изу­чение условий, при которых произошел или может произойти несчастный случай, либо возникнуть профессиональное заболе­вание.

При использовании этого метода учитывают:

- действую­щий технологический процесс и особенности отдельных опера­ций на конкретных рабочих местах; техническое состояние обо­рудования и инструментов;

- наличие опасных и вредных факто­ров, количественно превышающих предельно допустимые значе­ния, указанные в стандартах; соблюдение режима труда и от­дыха;

- исправность индивидуальных средств защиты и правиль­ность их применения;

- недостатки в организации обучения ра­ботающих; причины нарушения требований безопасности в раз­личных производственных ситуациях.

К количественным показателям этого метода относятся:

- уровни шума и вибраций;

- освещенность, запыленность и загазо­ванность рабочей зоны;

- температура, влажность, подвижность воздуха;

- время выполнения отдельных операций и т. п.

К ка­чественным показателям относятся:

- четкий надзор и контроль за выполнением требований безопасности труда,

- качество обу­чения работающих безопасным приемам труда и прочее.

 

Анализ взаимосвязей и соотношений компонентов, характе­ризующих условия труда на конкретном рабочем месте, позво­ляет выбрать более совершенные средства защиты и наметить мероприятия по обеспечению безопасности труда.

Критериальный метод дает возможность установить степень соответствия фактических значений опасных и вредных произ­водственных факторов предельно допустимым их значениям, указанным в стандартах. Этот метод предусматривает исполь­зование технических, санитарно-гигиенических и эргономиче­ских показателей.

К техническим показателям относятся:

- тех­ническое состояние конструкций, оборудования и защитных средств;

- отдельные технические показатели, связанные с обслу­живанием конкретного оборудования или работой в определен­ной зоне.

Санитарно-гигиенические показатели, анализ которых входит в санитарные паспорта цехов, определяют вредные производственные факторы, имеющие место на предприятии. Эрго­номические показатели устанавливают степень согласования ус­ловий производства с характеристиками человека, т. е. физио­логическими, гигиеническими и психологическими возможно­стями его организма. Эргономический подход необходим при изучении тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма под влия­нием физической, психической или нервно-эмоциональной на­грузки и факторов производственной среды.

Для конкретных условий сопоставляют фактические показатели с нормативными и разрабатывают мероприятия по обеспечению безопасности труда.

Экономический метод применяется для анализа экономиче­ских потерь, связанных с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, и обоснования планирова­ния и финансирования мероприятий, направленных на дальней­шее улучшение условий труда.

Экспертный метод предусматривает сбор и учет личных оценок специалистов для определения степени влияния тех или иных факторов на состояние условий труда. Сложность оценки условий труда другими методами состоит в том, что определяю­щие их факторы часто не поддаются количественному измерению, измеряются косвенным путем или несоизмеримыми пока­зателями. Это затрудняет учет влияния каждого фактора на состояние условий труда. Поэтому часто применяют эксперт­ный метод, основанный на обобщении опыта квалифицированных специалистов в той или иной области охраны труда. Экс­перты получают анкеты (экспертные листы), в которых пере­числены опасные и вредные факторы производства. Используя способ ранговых оценок, эксперт присваивает фактору, оказы­вающему наибольшее влияние на условия труда, самый высо­кий ранг 1, другим фактором — ранги 2, 3 и т. д. по мере убыва­ния их влияния. Сумма рангов, присвоенных конкретному фак­тору всеми экспертами группы, является показателем значимо­сти его по сравнению с другими. Чем меньше сумма рангов фактора, тем большее отрицательное воздействие он оказывает. К недостаткам этого способа следует отнести отсутствие сопо­ставимой шкалы качественных оценок, а также затруднения экспертов в присвоении рангов при увеличении числа рассмат­риваемых факторов.

Для количественной оценки безопасности труда служит показатель (ко­эффициент) безопасности, который позволяет оценить:

- состояние условий труда на каждом рабочем месте, на участке, в цехе и на предприятии в целом;

- произвести качественный и количест­венный анализ нарушений требований безопасности труда;

- вы­явить наличие опасных производственных факторов на том или ином рабочем месте, участке, в цехе и своевременно применить профилактические меры по предупреждению производственного травматизма.

Показатель (коэффициент) безопасности , %, определяется по формуле: [%],

где - количество работающих, которые в момент проверки выполняют операции в соответствии с требованиями безопасно­сти труда; - количество работающих, которые в момент про­верки выполняют операции с нарушением требований безопас­ности труда.

Ежемесячно инженер по охране труда с участием непосред­ственного руководителя проверяемого участка (мастера, стар­шего мастера, механика и т. д.) проводит проверку всех участ­ков цеха. Результаты проверки заносятся в специальную карту, в которую включены следующие нарушения норм и инструкций по технике безопасности:

- работа без соответствующего обуче­ния или инструктажа;

- работа без индивидуальных средств за­щиты;

- содержание рабочего места в состоянии, не отвечаю­щем требованиям безопасности;

- наличие на участке опасных и вредных производственных факторов;

- использование неисправ­ного оборудования и инструмента;

- применение опасных прие­мов работы.

Результатом заполнения этой карты является расчет коэф­фициента безопасности участка. Очевидно, что чем ближе этот показатель к 100%, тем лучше организована деятельность ад­министративно-технического персонала в области охраны труда.

 

 

Контрольные вопросы:

13. Сформулировать содержание следующих определений: опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, несчастный случай, профессиональное заболевание.

14. Назовите основные методы исследования условий труда. Дайте им краткую оценку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сила сопротивления воздуха вызывается тремя основными причинами: трением воздуха, образованием завихрений, образованием баллистической волны | Закон Фурье, коэффициент теплопроводности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.