![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость
Право собственности — это право физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации. Право аренды земельного участка — это срочное пользование земельным участком за плату на условиях договора аренды, с собственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная. Право пожизненного наследуемого владения — права владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражданину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено продавать, закладывать землю или проводить другие сделки, которые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации. Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимостью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость является собственностью другого лица. Подобное право устанавливает соответствующий орган федеральной или местной власти. Юридическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца. Право постоянного (бессрочного) пользования землей — право юридического или физического лица без ограничения срока использовать предоставленный им собственником земельный участок. Недвижимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности, решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Праводержатель может строить сооружения на земельном участке, использовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду или передать недвижимость в свободное пользование другому лицу праводержатель может только с согласия владельца участка. Право бессрочного пользования не может быть продано или унаследовано. Право срочного пользования земельным участком — это временное пользование земельным участком на срок от одного года и более или безвозмездно на условиях договора. Право оперативного управления — это управление государственным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственников. При этом право держателями, как правило, выступают юридические лица. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть частным (устанавливают для обеспечения интересов одного лица) или публичным (устанавливают для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или местного населения в соответствии с законодательством. Сервитута подлежат обязательной государственной регистрации.
3. Классификация земельного фонда по категориям земель основана на правовом положении, что категория — это часть земельного фонда Российской Федерации, которая используется по основному целевому назначению. В свою очередь, целевое назначение земель — это порядок, условия и возможный вид эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. При этом основное целевое назначение земельного участка позволяет учитывать попутные цели его хозяйственной эксплуатации. В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков, сельских поселений); промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; запаса.
Земли относят к категориям, переводят их из одной категории в другую своим решением следующие властные структуры: Правительство Российской Федерации — для земель, находящихся в федеральной собственности; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — для земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности; органы местного самоуправления — для земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а по землям иного целевого назначения — органы местного самоуправления — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливают только федеральными законами. С понятием «целевое назначение» тесно связано понятие «разрешенное использование» земельного участка. Разрешенное использование земельного участка — это использование его с учетом целевого назначения и установленных обременении в использовании земель. Разрешенное использование земельных участков определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при кадастровом делении территории, а также при предоставлении земельных участков. Самовольное изменение разрешенного использования земельных участков не допускается. Таким образом, правовой статус земельного участка представляет собой совокупность целевого назначения земель, разрешенного использования земельного участка и зарегистрированного права на земельный участок. На землях определенной категории устанавливают конкретный правовой режим путем применения совокупности правил их использования, включения в гражданский оборот, осуществления охраны, учета и мониторинга земель, определенных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах.
4. Характеристика земельного фонда по категориям земель и по формам прав собственности, владения и пользования земельными массивами основывается на определенной системе земельно-кадастровых единиц — земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании или аренде, отграниченных на местности, имеющих однородный правовой режим. Кроме участков к учетным кадастровым единицам относят и территориальные зоны, под которыми понимают часть территории, характеризующаяся особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. К ним относятся: административно-территориальные единицы (образования) — территории, на которые непосредственно распространяются полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления (субъект Российской Федерации в целом, города областного подчинения, районы, поселения); зоны особого режима использования — территории, в пределах которых находящиеся на них земельные участки или их части используют в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на основе федеральных законов субъекта Российской Федерации (градостроительные и рекреационные зоны, охранные зоны магистралей, рек, водоемов и др.); зоны категорий и состава земель — территории, выделяемые из земель субъекта Российской Федерации для целей, устанавливаемых в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (земли сельскохозяйственного назначения, поселений, лесного фонда, водного фонда, природоохранного назначения, запаса, промышленности, транспорта и иного назначения); зоны нарушенных земель — территории, исключенные в соответствии с законодательством РФ или субъекта Федерации из хозяйственного оборота решениями органов государственной власти (зоны радиационного или химического заражения, зоны экологического бедствия и др.); социально-экономические зоны — территории, находящиеся в пределах некоторой административно-территориальной единицы и различающиеся установленными соответствующими органами государственной власти ставками налогов, размером арендной платы и нормативной ценой земли для находящихся в пределах этих зон земельных участков и иных объектов недвижимости.
5. Субъектами, учитываемыми при ведении земельного кадастра, являются все участники земельных отношений, наделенные правами на землю и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. К ним относятся: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, города Москва и С.-Петербург); муниципальные образования (административные районы, города, поселки городского типа, сельские поселения); юридические лица; граждане. Российская Федерация, 87 ее субъектов являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю в пределах своих границ. Муниципальные образования выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах границ соответствующих муниципальных образований. Все иные субъекты земельных правоотношений (органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица) выступают участниками таких видов отношений, как управление землями и их использование, охрана земельных прав. Граждане и юридические лица, кроме того, являются также субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю. Земельное реформирование в значительной мере изменило структуру земельной собственности, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов. Миллионам граждан были предоставлены участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства. 6. В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользовании выделяют отдельные земельные угодья, т. е. участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие качественные различия природных, естественно-исторических и других свойств. Угодья подразделяют на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). На вид использования угодий определенное влияние оказывают их природные факторы и свойства. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, закочкаренные, закустаренные, переувлажненные пастбища). Кроме вышеперечисленных, могут быть и неиспользуемые угодья (полигоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и др.) Качественное состояние земель характеризуется природными признаками, к важнейшим из которых относятся почвы, рельеф, условия увлажнения и др. Выбор участка земельной собственности, землевладения или землепользования в качестве основной земельно-кадастровой единицы, а угодья или природных экологически однородных участков в качестве основного элемента кадастра позволяет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости по единой системе на всей территории страны. Наибольший удельный вес в структуре земель страны приходится на лесные земли и кустарники, площадь которых составляет 89,7 млн га (52,2 % территории). Сельскохозяйственные угодья занимают 221,0 млн га (12,9 %) и за последние 2 года имеют тенденцию к сохранению площади. Под реками, водохранилищами, озерами и иными водными объектами занято 71,7 млн га (4,2 %). Значительные площади земель (15,4 млн га, или 9,6 %) заболочены. Под дорогами и землями застройки в совокупности занято 13,3 млн га (0,8 %). Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (189,9 млн га) и на территории поселений (в основном сельских, 18,9 млн га). По сравнению с 1990г. количество сельскохозяйственных угодий на землях сельхозназначения возросло более чем в 7 раз. В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится 55,1 % Природные кормовые угодья (сенокосы и пастбища) занимают 9,2 млн. га (41,8%), многолетние плодовые насаждения — 1,8 млн га (0,8 %). В последние годы отмечается устойчивый рост площади залежи в структуре сельскохозяйственных угодий, площадь которой на начало 2011 г. составила 5,1 млн га (2,3 %).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |