КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Дескрипторная система классификации
Дескрипторная система классификации Фасетная система классификации Иерархическая система классификации Общие сведения СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Лекция №3 • Система классификации • Система кодирования • Классификация информации по разным признакам Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Система классификации позволяет сгруппировать объекты и выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Классификация объектов — это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. Пример 6. Всю информацию об университете можно классифицировать по многочисленным информационным объектам, которые будут характеризоваться общими свойствами: · информация о студентах — в виде информационного объекта "Студент"; · информация о преподавателях — в виде информационного объекта "Преподаватель"; · информация о факультетах — в виде информационного объекта "Факультет" и т.п.
Свойства информационного объекта определяются информационными параметрами, называемыми реквизитами. Реквизиты представляются либо числовыми данными, например вес, стоимость, год, либо признаками, например цвет, марка машины, фамилия. Реквизит — логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления и т.п. Пример 2.7. Информация о каждом студенте в отделе кадров университета систематизирована и представлена посредством одинаковых реквизитов: фамилия, имя, отчество; пол; год рождения; место рождения; адрес проживания; факультет, где проходит обучение студент, и т.д. Все перечисленные реквизиты характеризуют свойства информационного объекта "Студент". Кроме выявления общих свойств информационного объекта классификация нужна для разработки правил (алгоритмов) и процедур обработки информации, представленной совокупностью реквизитов. Пример 8. Алгоритм обработки информационных объектов библиотечного фонда позволяет получить информацию о всех книгах по определенной тематике, об авторах, абонентах и т.д. Алгоритм обработки информационных объектов фирмы позволяет получить информацию об объемах продаж, о прибыли, заказчиках, видах производимой продукции и т.д. Алгоритмы обработки в том и другом случае преследуют разные цели, обрабатывают разную информацию, реализуются разными способами. При любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования: · полнота охвата объектов рассматриваемой области; · однозначность реквизитов; · возможность включения новых объектов. В любой стране разработаны и применяются государственные, отраслевые, региональные классификаторы. Например, классифицированы: отрасли промышленности, оборудование, профессии, единицы измерения, статьи затрат и т.д. Классификатор — систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. При классификации широко используются понятия классификационный признак и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов. Возможен подход к классификации с объединением этих двух понятий в одно, названное как признак классификации. Признак классификации имеет также синоним основание деления. Пример 9. В качестве признака классификации выбирается возраст, который состоит из трех значений: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет. Можно в качестве признаков классификации использовать: возраст до 20 лет, возраст от 20 до 30 лет, возраст свыше 30 лет. Разработаны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков. Рассмотрим основные идеи этих методов для создания систем классификации.
Иерархическая система классификации (рис. 2.3) строится следующим образом: · исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень; · каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень; · каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень, и т.д.
Иерархическая система классификации Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации. Запомните! В иерархической системе классификации из-за жесткой структуры особое внимание следует уделить выбору классификационных признаков. В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. Для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации. Достоинства иерархической системы классификации: · простота построения; · использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры. Недостатки иерархической системы классификации: · жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки; · невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.
Пример 10. Поставлена задача — создать иерархическую систему классификации для информационного объекта "Факультет", которая позволит классифицировать информацию обо всех студентах по следующим классификационным признакам: факультет, на котором он учится, возрастной состав студентов, пол студента, для женщин — наличие детей. Система классификации представлена на рис.2.4 и будет иметь следующие уровни: 0-й уровень. Информационный объект "Факультет"; 1-й уровень. Выбирается классификационный признак — название факультета, что позволяет выделить несколько классов с разными названиями факультетов, в которых хранится информация обо всех студентах. 2-й уровень. Выбирается классификационный признак — возраст, который имеет три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет. По каждому факультету выделяются три возрастных подкласса студентов. 3-й уровень. Выбирается классификационный признак — пол. Каждый подкласс 2-го уровня разбивается на две группы. Таким образом, информация о студентах каждого факультета в каждом возрастном подклассе разделяется на две группы — мужчин и женщин. 4-й уровень. Выбирается классификационный признак — наличие детей у женщин: есть, нет. Созданная иерархическая система классификации имеет глубину классификации, равную четырем.
Пример иерархической системы классификации для информационного объекта "Факультет" Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами (facet - рамка). Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение. Пример 11. Фасет цвет содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый. Фасет специальность содержит названия специальностей. Фасет образование содержит значения: среднее, среднее специальное, высшее.
Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на рис. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным Ф1,, Ф2, …, Фi, …, Фn. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д. Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Например, фасет цвет, обозначенный Ф2, содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.
Фасетная система классификации
Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования: Кs = (Ф1,,Ф2,...,Фi,…,Фп), где Фi — i-й фасет; п — количество фасетов. При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета. Достоинства фасетной системы классификации: · возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; · возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.
Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков. Пример 12. Обратимся к содержанию примера, где показано построение иерархической системы классификации. Для сопоставления разработаем фасетную систему классификации. Сгруппируем и представим в виде таблицы все классификационные признаки по фасетам: · фасет название факультета с пятью названиями факультетов; · фасет возраст с тремя возрастными группами; · фасет пол с двумя градациями; · фасет дети с двумя градациями. Структурную формулу любого класса можно представить в виде: Кs= (Факультет, Возраст, Пол, Дети) Присваивая конкретные значения каждому фасету, получим следующие классы:
К1 = (Радиотехнический факультет, возраст до 20 лет, мужчина, есть дети); К2 = (Коммерческий факультет, возраст от 20 до 30 лет, мужчина, детей нет); Кз = (Математический факультет, возраст до 20 лет, женщина, детей нет) и т.д.
Пример фасетной системы классификации для информационного объекта "Факультет"
Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска. Суть дескрипторного метода классификации заключается в следующем: · отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы; · выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых; · создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры нормализации.
Пример 13. В качестве объекта классификации рассматривается успеваемость студентов. Ключевыми словами могут быть выбраны: оценка, экзамен, зачет, преподаватель, студент, семестр, название предмета. Здесь нет синонимов, и поэтому указанные ключевые слова можно использовать как словарь дескрипторов. В качестве предметной области выбирается учебная деятельность в высшем учебном заведении. Ключевыми словами могут быть выбраны: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, лектор, ассистент, доцент, профессор, коллега, факультет, подразделение университета, аудитория, комната, лекция, практическое занятие, занятие и т.д. Среди указанных ключевых слов встречаются синонимы, например: студент, обучаемый, учащийся; преподаватель, учитель, педагог; факультет, подразделение университета и т.д. После нормализации словарь дескрипторов будет состоять из следующих слов: студент, преподаватель, лектор, ассистент, доцент, профессор, факультет, аудитория, лекция, практическое занятие и т.д. Между дескрипторами устанавливаются связи, которые позволяют расширить область поиска информации. Связи могут быть трех видов: · синонимические, указывающие некоторую совокупность ключевых слов как синонимы; · родо-видовые, отражающие включение некоторого класса объектов в более представительный класс; · ассоциативные, соединяющие дескрипторы, обладающие общими свойствами. Пример 14. Синонимическая связь: студент — учащийся — обучаемый. Родо-видовая связь: университет — факультет — кафедра. Ассоциативная связь: студент — экзамен — профессор — аудитория.
по дисциплине: ″Анатомия и физиология человека ″ Отд. ″Сестринское дело″ тема: «Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии. Ткани»
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |