Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среди минимальных мозговых дисфункций

Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых

Раздел F8/Нарушения психологического развития

F80/Расстройства развития речи

F81/Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия

F82/Расстройства развития двигательных функций: диспраксия

Раздел F9/Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста

F90/Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

F91/Нарушения поведения

 

Клинические проявления ММД  
 
Основные клинические формы ММД:Задержка речевого развития (среди детей до 6 лет)  
СДВГ, сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания  
СДВГ, форма с преобладанием нарушений внимания  
Диспраксия  
Дисграфия (среди детей от 7 лет)  
Дислексия (среди детей от 7 лет)  
Дискалькулия (среди детей от 7 лет)  
Сопутствующие нарушения: Заикание  
Энурез (среди детей от 5 лет)  
Энкопрез  
Головные боли  
Тревожное расстройство: Простые фобии Социальные фобии  
Навязчивости  
Тики  
Ночные страхи  
Снохождение  
Нарушения поведения  

 

Психологические проявления ММД  
 
1. Церебрастенические симптомы  
2. Психосоматические нарушения  
3. Тревожность, страхи и навязчивости  
4. Двигательные нарушения  
5. Нарушения устной речи  
6. Внимание  
7. Эмоционально-волевые нарушения  
8. Нарушения поведения  
9. Агрессивность и реакции оппозиции  
10. Трудности школьного обучения  
11. Нарушения чтения и письма  

 

2. Причины ММД

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

I. Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений ЦНС:

- Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

- Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

- Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

- Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

- Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

- Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

- Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

- Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

II. Антенатальный период:

- внутриутробные инфекции

- обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма

- интоксикации

- действие различных видов излучения

- генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

III. Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

- длительный безводный период

- отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

родовой деятельности

- недостаточное раскрытие родовых путей

- стремительные роды

- применение ручных родовспомогательных приемов

- кесарево сечение

- обвитие плода пуповиной.

 

3. Психологическая характеристика детей с ММД – синдром дефицита внимания с гиперактивностью

При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Симптомы СДВГ:

Раздел 1. Нарушения внимания:

1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Раздел 2. Гиперактивность:

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

Импульсивность:

6. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

8. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

9. Часто бывает болтливым.

К основным диагностическим критериям синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификациям МКБ-10 (ВОЗ, 1994) и DSM-IV (1994) относятся:

• не соответствующие нормальным возрастным характеристикам нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность, свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях;

• появление первых симптомов в возрасте младше 7 лет;

• постоянное сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 мес. в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;

• проявление недостаточной адаптации в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.

Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из 9 перечисленных симптомов нарушений внимания (раздел 1) и/или 6 или более из 9 признаков гиперактивности и импульсивности (раздел 2). Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении как минимум 6 мес и быть выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Характерная для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью симптоматика рассматривается в последние годы с позиций недостаточной сформированности исполнительских функций, действий программирования и контроля (по Лурия А.Р., 1969, 1973). Эти психические процессы обеспечиваются главным образом за счет функционирования префронтальных отделов лобных долей.

4. Типы ММД

В психиатрической и дефектологической литературе обыч­но описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведен­ческим признакам: астеничный и гиперактивный. Результаты ис­следований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили Ясюковой описать еще три типа, которые обычно трудно отличимы от нор­мы по внешнему поведению, так как представляют собой более легкие формы нарушений.

Таким образом, можно выделить следующие пять типов ММД:

1. Астеничный.

2. Реактивный.

3. Ригидный.

4. Активный.

5. Субнормальный.

В предложенной классификации астеничный соответствует тра­диционно выделяемому под этим наименованием типу. Гиперак­тивному типу соответствует реактивный. Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД примерно следующая: астеничный - 15%, реактивный - 25%, ригидный - 20%, активный - 10%, субнормальный - 30%.

Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на бланке. Для определения типа ММД профиль конкретного обследуемого сравнивается с типологи­ческими профилями. Следует еще раз подчерк­нуть, что тип ММД диагностируется только в том случае, если основные показатели теста (точность и скорость) позволяют сделать общий вывод о ее наличии.

Формирование типов ММД связано с сочетанием и выра­женностью следующих факторов:

1. Ослабленность мозговой деятельности;

2. Общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных подструктур мозга;

3. Дисбаланс нервных процессов.

На рис. 4 графически представлены различные сочетания особенностей мозговой деятельности и соответствующие им типы ММД. Естественно, что все типы ММД располагаются вне рамок нормы.

 

НОРМА

 

согласованность, управляемость

 

торможение возбуждение

 

рассогласованность,

неуправляемость,

ослабленность

Рис. 4. Особенности деятельности мозга и соответствующие им типы ММД

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития взглядов на ММД | Астеничный тип
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.