КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Среди минимальных мозговых дисфункций
Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых Раздел F8/Нарушения психологического развития F80/Расстройства развития речи F81/Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия F82/Расстройства развития двигательных функций: диспраксия Раздел F9/Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста F90/Синдром дефицита внимания с гиперактивностью F91/Нарушения поведения
2. Причины ММД По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.
В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте. I. Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений ЦНС: - Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации. - Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности. - Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины. - Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ. - Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.). - Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.). - Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия. - Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни. II. Антенатальный период: - внутриутробные инфекции
- обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма - интоксикации - действие различных видов излучения - генетическая обусловленность Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения. Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию. В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации). III. Интранатальный период: К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке: - длительный безводный период - отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности - недостаточное раскрытие родовых путей - стремительные роды - применение ручных родовспомогательных приемов - кесарево сечение - обвитие плода пуповиной.
3. Психологическая характеристика детей с ММД – синдром дефицита внимания с гиперактивностью При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Симптомы СДВГ: Раздел 1. Нарушения внимания: 1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Раздел 2. Гиперактивность: 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Импульсивность: 6. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 8. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). 9. Часто бывает болтливым. К основным диагностическим критериям синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификациям МКБ-10 (ВОЗ, 1994) и DSM-IV (1994) относятся: • не соответствующие нормальным возрастным характеристикам нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность, свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях; • появление первых симптомов в возрасте младше 7 лет; • постоянное сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 мес. в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка; • проявление недостаточной адаптации в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям. Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из 9 перечисленных симптомов нарушений внимания (раздел 1) и/или 6 или более из 9 признаков гиперактивности и импульсивности (раздел 2). Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении как минимум 6 мес и быть выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Характерная для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью симптоматика рассматривается в последние годы с позиций недостаточной сформированности исполнительских функций, действий программирования и контроля (по Лурия А.Р., 1969, 1973). Эти психические процессы обеспечиваются главным образом за счет функционирования префронтальных отделов лобных долей. 4. Типы ММД В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Результаты исследований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили Ясюковой описать еще три типа, которые обычно трудно отличимы от нормы по внешнему поведению, так как представляют собой более легкие формы нарушений. Таким образом, можно выделить следующие пять типов ММД: 1. Астеничный. 2. Реактивный. 3. Ригидный. 4. Активный. 5. Субнормальный. В предложенной классификации астеничный соответствует традиционно выделяемому под этим наименованием типу. Гиперактивному типу соответствует реактивный. Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД примерно следующая: астеничный - 15%, реактивный - 25%, ригидный - 20%, активный - 10%, субнормальный - 30%. Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на бланке. Для определения типа ММД профиль конкретного обследуемого сравнивается с типологическими профилями. Следует еще раз подчеркнуть, что тип ММД диагностируется только в том случае, если основные показатели теста (точность и скорость) позволяют сделать общий вывод о ее наличии. Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью следующих факторов: 1. Ослабленность мозговой деятельности; 2. Общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных подструктур мозга; 3. Дисбаланс нервных процессов. На рис. 4 графически представлены различные сочетания особенностей мозговой деятельности и соответствующие им типы ММД. Естественно, что все типы ММД располагаются вне рамок нормы.
НОРМА
согласованность, управляемость
торможение возбуждение
рассогласованность, неуправляемость, ослабленность Рис. 4. Особенности деятельности мозга и соответствующие им типы ММД
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |