Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука гуманитарная




 

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал считаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии. Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеа­лы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к ра­венству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвеще­ния, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632—1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных пра­ва человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»: право человека на жизнь; право человека на свободу; право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов». Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собствен­ностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просве­титель, философ Томас Гоббс (1588—1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в фи­лософии, названное этикой самолюбияили разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670—1733), а также английский философ и социолог Иеремия Бентам (1748—1832). По мнению сторонни­ков этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.



Среди шотландских просветителей стоит выделить эконо­миста и философа Адама Смита (1723—1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отно­шений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благо­даря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвеще­ния во Франции. Прежде всего — Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидрои Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694—1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослежива­лось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральны­ми ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», на­писанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в пе­риод с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвя­щена весьма разнообразным темам, написана в различных жан­рах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и сооте­чественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Мон­тескье (1689—1755). Его основные произведения — «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», напи­санная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютиз­мом во власти на протяжении всей жизни оставался великий фран­цузский писатель и философ Дени Дидро (1713—1784). Он был ма­териалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойст­вами этой материи.

Жан Жак Руссо (1712—1778),французский писатель и фило­соф, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произве­дениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения — идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравен­ства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти. По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являют­ся следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспи­тании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, — развитие в человеке внутрен­него сознания добра и защита его нравственных чувств от разла­гающего влияния общества.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантаи его современников: Готхольда Эфраима Лессингаи Иоганна Готфрида Гердера.

Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781)было поли­тическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления — завершающий этап развития че­ловеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за на­циональные различия и разнообразие. Одними из наиболее зна­чимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания чело­вечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793— 1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, со­гласно которой Просвещение есть освобождение человека от мо­ральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит от­метить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвы­шенное — две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий. И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие со­циальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопро­сы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естествен­ную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, са­мореализации, достижению значимости своей личности. Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со сто­роны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Ин­тересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании дока­зывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направ­ления, характерных для европейского искусства.

1.Классицизм,от латинского слова classicus, что значит «образ­цовый».

2.Романтизм,от французского слова romantisme.

3.Сентиментализм,от французского слова sentiment, что зна­чит «чувство».

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Про­свещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершен­ствованию.

Искусство во Франции связано, прежде всего, с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игри­вость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703—1770), такие как «Венера, утешающая Аму­ра» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Вене­ры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается фран­цузский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684—1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяют­ся своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее из­вестные его картины: «Общество в парке» (1716—1719 гг.), «Та­нец» (1710—1720 гг.), «Меццетен» (1717—1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717—1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся анг­личанин Уильям Хогарт (1697—1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преоблада­ли произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730—1731 гг.), «Карьера мота» (1732—1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи — ведута. Ведута (от итал. слова veduta) — это городской архи­тектурный пейзаж. Представителями этого направления были ве­нецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697—1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор камено­теса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712—1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на «Бученторо» в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просве­щения. Во многом это связано с расцветом театрального искус­ства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым ве­ком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751—1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь теат­ров. Венецианские театры существовали во многом благодаря за­слугам выдающихся драматургов. Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707— 1793)— «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745—1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую извест­ность во всем мире.

Его современник Карло Гоцци (1720—1806)писал сказки (фьябы)для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король — олень» (1762 г.), «Туран­дот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода коме­дии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве фран­цузского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомар­ше (1732—1799). Герои его произведений пытались всячески про­тестовать и высмеивать существующий режим. «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсаль­ный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832). Его произведения проник­нуты антифеодальными настроениями, в них описываются проб­лемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803—1832 гг.), автобиогра­фическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только та­лантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цве­те» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писате­лей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произве­дения. Развитие музыкального искусства прежде всего связано с име­нами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховени др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий ком­позитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685— 1750). Его произведения были пронизаны глубоким философ­ским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественни­ки. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722—1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество кон­цертов и кантат, Месса си-минор (1747—1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генде­лю (1685—1759)принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий авст­рийский композитор Йозеф Гайдн (1732—1809). Именно благода­ря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадле­жат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные со­наты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Мо­царт (1756—1791), был вундеркиндом, благодаря чему просла­вился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, мно­жество концертов, фортепианных произведений (сонат, фанта­зий, вариаций), неоконченный «Реквием« (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все твор­чество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетхове­на (1770—1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музы­канта беде — потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Пате­тическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения. Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.017 сек.